Газета Спорт-Экспресс № 124 (3211) от 9 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕ-2004. Отборочный турнир |
Группа 10 |
ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ - 2:2 |
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ИЛИ АГОНИЯ?
Игорь РАБИНЕР
О ПРИРОДЕ ЧУДЕС
Базельское спасение нашей сборной сродни внезапному исцелению смертельного больного. Лихорадочная поступь российского канатоходца над полем стадиона "Санкт-Якоб" в первые 20 минут встречи настолько не предполагала благополучной развязки, что о ее природе будут спорить еще долго.
Что же это было? Классически русский волевой порыв возможный лишь в тот момент, когда наши люди оказываются у последней черты? Магия июня, в котором сборная России не проигрывала никогда, помноженная на проклятие швейцарцев, ни разу за всю историю не обыгрывавших нашу сборную в официальных матчах? Запас удачи, бесцеремонно отобранный футбольным богом в пятницу у российской молодежки и с лихвой возвращенный первой команде днем позже? Озарение, снизошедшее на Гусева и Игнашевича? А как объяснить удивительно благосклонное для гостей (не только в эпизоде с 11-метровым!) судейство испанца Ибаньеса? Пенальти, скорее всего, и впрямь был - но тогда, господа, давайте признаем справедливость его "близнеца", рожденного Грэмом Поллом на последних секундах матча Словения - Россия. Эпизоды эти были схожи, как братья Березуцкие...
Словом, всего в базельском чуде набралось понемногу: вариантов для объяснения - море. Первая ничья россиян в отборочном цикле вообще должна стать для каждого - специалиста, журналиста, болельщика лакмусовой бумажкой его истинного отношения к команде Валерия Газзаева.
Прежде комментарии по горячим следам неизбежно диктовались эмоциями - полярными, как игра этой команды и ее результаты. Сборная была то неотразима, то отвратительна - и матч за матчем демонстрировала нам лишь одну из этих своих сторон. В Швейцарии же мы увидели ее с разных ракурсов, и теперь каждому предстоит для себя решить - какая сторона настоящая.
ПРАВОТА ПО-ТРЕНЕРСКИ
Тем более что в Базеле мы увидели газзаевский состав - и футбол - в стерильном, нефильтрованном виде, без каких-либо комбинационных примесей. Объявляя список участников предматчевого сбора, главный тренер пошел ва-банк и - во многом назло общественному мнению - оставил вне команды конструкторов Аленичева, Титова, Лоськова, Измайлова, Хохлова и К°. Особенно демонстративным, с моей точки зрения, выглядел отказ от услуг Аленичева, ставшего одним из героев финала Кубка УЕФА: в Грузии полузащитник "Порту" сыграл не на своем уровне прежде всего потому, что не выступал на позиции правого хавбека с 1997 года. В этой ситуации делать его одним из козлов отпущения за Тбилиси-2003 было, считаю, более чем несправедливо.
В то же время в тех решениях Газзаева была своя тренерская логика, и разъяснил мне ее за неделю до матча Александр Тарханов. "Каждый тренер верит в то, что делает, в свою идею, сказал наставник "Крыльев Советов". - Я совершенно не обижаюсь на Газзаева за то, что он не берет в сборную Тихонова, потому что Андрей под его концепцию не подходит. Как Черенков не подходил, например, Лобановскому, а Канчельскис - Романцеву. Это нормально. Наоборот, я с самого начала не понял, когда на матч с Грузией Газзаев взял группу игроков комбинационного плана. Есть идея - не отступай от нее! Ты - тренер, на тебе ответственность, ни с кем не советуйся и иди до конца! В сложившейся критической ситуации Газзаев рассудил: пан или пропал - и выбрал на матч в Базеле только тех, кто способен играть в его футбол. По-тренерски, уверен, поступил верно".
Кто-то посчитает, что благодаря ничьей на выезде с главным конкурентом Газзаев вернул себе положение "пана" - тем более что домашний матч со Швейцарией состоится в сентябре, когда сезон у соперника только начнется. Кто-то, напротив, задумается о содержании игры, которой можно было порадоваться только в последние минуты матча: с помощью прессинга наши не давали швейцарцам перейти центральную линию. Но то был лишь фрагмент тем более что замена Семака на защитника Евсикова дала четко понять, как Газзаев стремится к победе. Ну а сколько раз швейцарцы могли забить уже при счете 2:2, не даст соврать Овчинников. За второй тайм, за то, что нашел в себе силы не "поплыть" после кошмарного первого гола, перед нашим голкипером стоит снять шляпу.
И как бы ни хотелось вновь и вновь мысленно прокручивать мгновения субботнего отыгрыша, неизбежны раздумья: не окажется ли русский бунт в Базеле сколь беспощадным, столь и бессмысленным? Иными словами - означает ли субботняя ничья перевод пациента из реанимации в терапевтическое отделение или это лишь временное, обманчивое облегчение перед неизбежным летальным исходом?
Игра сборной, увы, не дала автору этих заметок повода для благоприятного диагноза. Хотя, признаюсь, мне нестерпимо хочется быть опровергнутым...
ГУСЕВ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
Есть у рок-группы "Ария" популярная песня "Воля и разум". Тематика ее, правда, военная, а не футбольная - но разве нет в этом названии всего того, что должно быть у настоящей команды? Так вот: если с волей в этот вечер у сборной России все было в порядке, то о разуме приходилось только мечтать. Газзаевское ноу-хау - игра без плеймейкера, каковые были изжиты не только из стартового состава, но и со скамейки запасных, привело к тому, что за весь матч мы увидели у наших лишь одну по-настоящему обостряющую передачу - Алдонина на Попова. Помимо ряда дальних ударов, чуть ли не все остальные моменты стали плодами "стандартов" и прострелов в исполнении Ролана Гусева. Если бы не "роль личности в истории", не представляю, как бы сборная вообще атаковала.
Если и есть какое-то безоговорочно положительное откровение в том, что мы увидели в субботу, то это именно игра Гусева. Талант этого полузащитника никогда не подвергался сомнению, но встречи за сборную с ирландцами и албанцами (в гостях), как и золотой матч ЦСКА - "Локомотив", породили стереотип о слабости его духа. Нет сомнений, что коллективное подозрение дошло до адресата. Дай бог, чтобы его убедительный субботний ответ оказался не единственным.
Можно, конечно, по итогам матча в Базеле восхититься еще и силой духа общекомандного - это ж надо, не проиграть, проигрывая со счетом 0:2 на выезде к исходу четверти часа! Вот только к собственно качеству футбола все это, к несчастью, имеет косвенное отношение.
Рукой у сердца голов не забьешь. И игровых связей не наладишь.
ПРОХОДНОЙ ДВОР
"Так безвольно мои команды не играли никогда", - сказал Газзаев о поражении в Тбилиси, забыв, видимо, и 0:6 от "Айнтрахта", и 2:7 от "Рейнджерс". Но даже не в этом дело: в диагностике футбольных неудач слово "безволие" меня вообще настораживает. Оно слишком абстрактно и уводит от футбольной сути. Безволие - это когда у игроков ничего не получается, и в результате они опускают руки. Выходит, оно - следствие, а не причина!
Вот и поговорим о том, почему у сборной нет игры - как в атаке, так и в обороне, где мяч из пустых ворот приходится выносить все тому же Гусеву. Ссылки на травму Онопко, уж простите, не выглядят убедительными - в ответ на них можно привести слова главного тренера финалистов Кубка Стэнли "Нью-Джерси Дэвилз" Пэта Бернса: "Если мы не готовы к потерям в составе, какого черта мы вообще делаем в финале?"
Газзаева, человека эмоционального, бросает то в жар, то в холод - такова, убежден, первая причина. Пусть многие недовольны тем, как играет ЦСКА, но там Валерий Георгиевич по крайней мере упрямо гнет свою линию. В сборной же тренер второй матч подряд вносит по шесть (!) изменений в стартовый состав - о какой сыгранности тут можно говорить?!
Немного статистики: в пяти с половиной (включая осенний тайм в Тбилиси) официальных матчах отборочного цикла Евро-2004 на поле выходили 29 футболистов, заявлено на эти встречи было 34, а вызывалось в команду меньше чем за год - и вовсе 44! Для сравнения: Валерий Лобановский за весь отбор к Евро-88 задействовал 25 игроков, Анатолий Бышовец к Евро-92 - вообще 23. Да и те же 29 у Олега Романцева к Евро-96 объяснялись лишь тем, что в заведомо проходных матчах с Сан-Марино и Фарерами он дал поиграть Писареву, Кечинову, Мухамадиеву, Черышеву и Лебедю, ни одного из которых (кроме Писарева, вышедшего на 32 минуты с Шотландией) в более серьезных матчах не выпустил.
То есть реальное количество романцевских бойцов - 24. А в нынешней сборной их уже 29. И это - при крамольности одной только мысли о проходных матчах...
Помнится, Газзаев в прошлом году очень обижался, когда газеты язвили по поводу его приснопамятного июльского списка 59 кандидатов в сборную. Восклицал: мол, неужели непонятно, что перечень этот сугубо расширенный и включает кандидатов в молодежку? (К слову, в тот список не вошли ни Карпин, ни Аленичев, ни Онопко, ни Мостовой, что в случае с Карпиным, убежден, аукнулось Газзаеву нынешней весной...)
На деле вышло, что число реальных сборников неудержимо приближается к тому, виртуальному. Матч в Базеле подарил нам трех игроков, впервые появившихся в стартовом составе, В. Березуцкого, Попова и Ковтуна плюс вышедшего на замену Быстрова и запасного Булыкина. И так - каждый раз. С моей точки зрения, это означает одно: национальная команда превращается в проходной двор.
Значимость вызова в сборную девальвируется - и это при том, что в одном из своих "Десяти принципов" на инаугурационном исполкоме РФС ("СЭ" от 21 августа 2002 года) Газзаев заявил: "Каждый футболист должен расценивать вызов в сборную как важнейшее событие не только в своей спортивной карьере, но и в жизни"!
ОТ ДАЕВА И ЛАКТИОНОВА ДО БРАТЬЕВ БЕРЕЗУЦКИХ
Разговор об этих "Десяти принципах" мы продолжим чуть позже. А пока - еще несколько красноречивых цифр.
За десять прошедших месяцев в сборную вызывались 15 (!) игроков ЦСКА. Девять из них выходили на поле в отборочном турнире, восемь - в стартовом составе. Если прикинуть, что три незыблемые позиции в армейском клубе занимают легионеры Ярошик, Рахимич и Шершун, картина выходит странная. Лобановский - и тот из запасных своего великого киевского "Динамо" приглашал в сборную лишь Евтушенко, забивавшего почти при каждом появлении на поле. В частности, в финале Кубка кубков...
Даже если не касаться скользкой темы личной выгоды тренера-совместителя (об этом, например, недвусмысленно говорил Сергей Юран за сутки до матча во время ток-шоу "Про футбол" на "7ТВ"), кадровая необъективность Газзаева, считаю, очевидна. Помните ли вы, например, что на заре его работы со сборной туда приглашались Даев и Лактионов? Один был игроком ЦСКА, о другом говорили как о потенциальном армейце. Так же, как и о Хохлове, пребывание которого на скамейке "Реала Сосьедад" не помешало Газзаеву вызвать его зимой на "Турнир четырех", где он забил победный мяч Кипру.
Но как только выяснялось, что этих игроков в ЦСКА не будет, приглашения в сборную отчего-то прекращались. И начинались вызовы Березуцких безусловно, одаренных, но еще очень "сырых" парней. Которым столь преждевременные приглашения в первую сборную во вред хотя бы с педагогической точки зрения - потому что невольно вызывают ощущение, что учиться больше нечему.
После выхода в Базеле пяти игроков ЦСКА в стартовом составе и еще одного - на замену невозможно не вспомнить пресс-конференцию Вячеслава Колоскова в пресс-центре "Известий" сразу после газзаевского назначения. Я тогда спросил президента РФС, может ли он дать личные гарантии, что после окончания сезона Газзаев уйдет из ЦСКА. "Да, могу, - ответил Колосков. - На этот счет есть твердая договоренность с президентом ЦСКА Евгением Гинером и самим Газзаевым". Девять месяцев спустя, во время "Прямой линии" в "МК", глава российского футбола заявит, что решение исполкома РФС о нежелательности совмещения, безусловно, было, но сам он никаких обещаний не давал...
Спросите, что изменилось бы, если бы Газзаев сегодня не работал в ЦСКА. Его тренерский уровень, конечно, остался бы прежним. Но давайте ответим хотя бы на один вопрос: вышел бы тогда в стартовом составе в Базеле Попов, а не Сычев? Вот и весь сказ.
Почти год работы Газзаева стал, на мой взгляд, ярчайшим доказательством "от противного", что сборной нужен иностранный тренер. Объективный и неангажированный. И дело тут не столько в личности Газзаева (хотя и в ней тоже) практика показывает, что "приватизация" сборной, увы, заложена в кодекс поведения любого российского специалиста.
"В сборную будут привлекаться все сильнейшие на данный момент футболисты, независимо от возраста, прежних заслуг, клубной принадлежности, личных отношений с тренерами сборной", - вот, кстати, еще один пункт из "Десяти принципов" Газзаева (да еще и под номером 1), который так и остался декларацией. Как остался ею и пункт 7: "...Тренерский совет при Российском футбольном союзе должен стать совещательным рабочим органом". "Рабочий орган" собирался ровно один раз - как только Газзаев был назначен.
В ПОРТУГАЛИЮ - КАК В ЯПОНИЮ
А вот что гласит пункт 4: "В сборной должен быть создан психологический микроклимат, характерный для лидеров мирового футбола".
Микроклимат, как известно, во многом определяет капитан. Что имел в виду Газзаев, волевым решением вручив повязку Егору Титову, понять невозможно.
Капитан "Спартака" явно не вписывается в концепцию главного тренера сборной, и прошлогодняя травма, как и ее последствия, тут ни при чем. В таком случае назначение Титова можно считать футбольно-политическим ходом - чтобы общественность сразу же поверила в беспристрастность нового тренера. Но если бы Газзаев по-настоящему делал ставку на Титова, то не проигнорировал бы его уже в двух матчах этого сезона - в Албании и Швейцарии. Капитан сборной, которого не вызывают, - это ли не абсурд, и как к этому может относиться команда?
Капитан сборной де-факто Алексей Смертин. С обязанностями лидера он справляется отлично, что доказал и в Базеле. В самые тяжелые минуты именно Смертин вдыхает в команду жизнь. Коллектив, пусть и с описанной выше текучестью кадров, сложился вокруг игрока "Бордо". Так справедливо ли, при всем уважении к Титову, отнимать повязку у Смертина, когда Газзаев изредка все-таки обращается к кандидатуре спартаковца - как в Грузии? В любом более или менее постоянном сообществе людей есть иерархия, и искусственное ее нарушение ни к чему хорошему не приводит. И.о. капитана при здоровом капитане - звучит дико. И спросите любого психолога - так же действует на его коллег.
... Я пишу эти строки и прекрасно понимаю: кто-то с изложенными мною мыслями согласится, кто-то с ожесточением отбросит газету. Одни посчитают удивительную базельскую ничью шагом к выздоровлению, другие - бесполезным продолжением агонии. Но в любом случае субботний матч поставил слишком много вопросов. И я посчитал своим долгом попытаться ответить на них.
Есть, правда, и еще один вопрос: может ли сборная со всем ворохом ее проблем все-таки выйти на чемпионат Европы? Да, может. Посредственный состав 10-й отборочной группы (Швейцария с Ирландией, согласитесь, не входят в элиту континентального футбола), удачные для нас сентябрьские сроки решающих матчей, наконец, безудержная энергетика Газзаева-"настройщика" - все это, вполне возможно, сыграет в нашу пользу. Правда, с такой же вероятностью и не сыграет.
Только вот, если мы все же добьемся успеха, смысла в поездке такой команды в Португалию будет, по моему разумению, даже меньше, чем прошлогодней сборной Олега Романцева - в Японию. И это самое печальное.