Газета Спорт-Экспресс № 116 (3203) от 30 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

30 мая 2003

30 мая 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Вот и снова пришло для "Больших призов" время блистать и наслаждаться блеском. На траверзе 54-го чемпионата мира самый престижный и самый вожделенный "Гран-при". Монакский.

МОНАКО

САМЫЙ БОЛЬШОЙ "БОЛЬШОЙ ПРИЗ"

Наверняка в любой области человеческой деятельности существуют некие символы. События или предметы, как правило, давно утратившие прикладное значение, но оберегаемые из уважения либо к прошлому этих вещей и этих событий, либо к их духу. "Гран-при Монако", впервые состоявшийся в 1929 (!) году, и есть такой символ для "Формулы-1". Правда, он своей предметности не утратил. Победа на узких извилистых улочках этого карликового города-княжества с населением всего 32 000 человек - до сих пор на вес золота.

ГОНКА ПИЛОТОВ

Высшего титула ты можешь так и не добиться, но если хоть на короткое мгновение блеснул во время гонки в Монте-Карло, твое имя уже будет упомянуто на скрижалях истории "Формулы- 1". А если выиграл - то автоматически окажешься причислен к сонму формулических святых. Вот почему на монакский старт с одинаковой страстью настраиваются абсолютно все - от чемпионов мира до заведомых аутсайдеров.

Ведь в Монако может случиться все, что угодно: далеко не всегда за победным шампанским по ступеням княжеской ложи семейства Гримальди (эта фамилия правит княжеством с середины XIV века) здесь поднимались фавориты. В этом отношении "Гран-при Монако", возможно, самая демократичная гонка чемпионата мира.

К тому же это, как любят напоминать старожилы, гонка пилотов. Человеческий фактор играет тут намного более существенную роль, чем потенциал техники. Прямых в геометрическом понимании этого слова в Монако нет - значит, негде продемонстрировать резвость и мощь табуна "лошадей", запертого под капотом твоего автомобиля. Зато пугающе узкий лабиринт улиц, закованных в сталь отбойников, предъявляет максимум требований к твоим гонщицким качествам: отваге, расчетливости, точности психической и мышечной реакции, умению ни на мгновение не терять концентрацию внимания, физическим кондициям. Однажды 3-кратный чемпион мира бразилец Нельсон Пике, ни разу за всю свою блистательную карьеру не принимавший главный приз из рук князя Ренье III, сравнил гонку в Монте-Карло с полетом на вертолете по собственной гостиной. Да и вообще Монако - не самое обычное место на свете. Атмосфера легкого сумасшествия, всегда сопутствующая здесь гонке, заставляет пилотов, даже таких холодных и расчетливых, как Ники Лауда, Ален Прост, Михаэль Шумахер или Мика Хаккинен, совершать нечто из ряда вон выходящее.

Этот "Гран-при" - единственная оставшаяся в календаре городская трасса, сохранившаяся почти в первозданном виде с 1929 года. С избирательным вкусом и особыми требованиями к победителям. Многие по-настоящему классные пилоты, не раз становившиеся обладателями даже чемпионских регалий, завершили карьеру, так и не узнав, каково это - финишировать первым в Монте-Карло. Среди них такие асы, как Альберто Аскари, Джим Кларк, Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл...

Основными составляющими победного результата в Монако, как и прежде, остаются ювелирная работа пилота на трассе и команды в боксах. Однако сейчас в Монако побеждать стало все-таки легче. Почему? Одна деталь. Гонка в Монте-Карло длится примерно 7200 секунд, при этом на 78 кругах (а это примерно 1000 поворотов) требуется примерно 3600 раз переключить скорость. То есть каждые 2 секунды! Следовательно, раньше, до появления полуавтоматических (они были предложены Джоном Барнардом в 1989 году), а затем и автоматических коробок передач, которые позволяют не снимать рук с руля, гонщики, переключая скорости вручную, вынуждены были вести машину в этом лабиринте практически одной рукой. Представляете, во сколько раз с учетом этого возрастает ценность пяти монакских побед Грэма Хилла, одержанных в 60-х, или четырех Алена Проста в 80-х?!

- Гонка в Монте-Карло - всегда нечто особенное, - говорит 5-кратный чемпион мира и 5-кратный победитель "Гран-при Монако" Михаэль Шумахер. - Когда ты несешься по узенькой полоске асфальта, почти касаясь отбойников, то победа становится не только вопросом мотивации, но и умения, а также желания рисковать. Малейшая ошибка чревата аварией. И у того, кто отыщет грань, которая отделяет безумие от точного расчета, больше шансов добиться успеха.

ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ ВОТЧИНЫ ГРИМАЛЬДИ

О гонках в Монако нужно снимать кино. Многосерийное. Нескончаемое. Почти в каждой серии которого обязательно будут блеск, слава, деньги, интриги, благородство и предательство, любовь и секс - и смертельная опасность. Короче, все то, что издавна считалось и считается олицетворением профессиональных автогонок.

СЕРИЯ ПЕРВАЯ

22 мая 1955 года Альберто Аскари

Человек за рулем "Лянчи" D50 - на грани физического срыва. Каждая мышца, каждый нерв, каждое сухожилие его тела напряжены до предела, как напряжены до предела все "связки и сухожилия" его автомобиля. 77-й круг "Гран-при Монако". Аскари ведет убийственную погоню за лидером - англичанином Стирлингом Моссом, отыграв у его "Мерседеса" W196 аж 3 секунды на круге! Если Мосс и дальше будет ехать в таком расслабленном ритме, Аскари достанет его к последнему, сотому кругу и наверняка попробует пройти...

На 81-м круге Мосс зло и безнадежно загоняет свой дымящийся "мере" в гараж. А поскольку на 50-м круге отказал и "Мерседес" великого Фанхио, то погоня за монакскими "Гран-при" для германской марки закончена.

Аскари, который в этот момент несется к "Казино", не может видеть, с какими потерянными лицами механики "Мерседеса" разглядывают убитый движок на машине Мосса, и по-прежнему не снимает ноги с педали газа. Боковым зрением Аскари замечает, как кто-то из сердобольных зрителей знаками пытается дать ему понять, что он уже лидер и в отчаянном риске нет никакой необходимости! Предельная концентрация внимания нарушена, и на подходе к тоннелю итальянец чувствует: что-то не так. Вылетая из сумерек на яркое солнце, он снова видит жестикулирующих зрителей - и на считанные сантиметры теряет нужную для входа в следующий поворот траекторию. Туда ему уже не попасть, и Аскари принимает единственное спасительное в этой ситуации решение. Он... направляет "Лянчу" прямиком на парапет, отделяющий трассу от вод залива! Пробив заграждение, болид с шипением раскаленного мотора ныряет в море. Несколько мучительно долгих секунд публика, не дыша, смотрит на воду. А затем на ее поверхности медленно показывается светло-голубой шлем...

Позже, когда Аскари со сломанным носом отходил от шока в местном госпитале, стало известно, что среди кип соломы, служивших буфером возле парапета, пряталась чугунная швартовочная тумба. Мимо нее "Лянча" пролетела всего в дюжине сантиметров...

А четырьмя днями позже в Монце Аскари, уже покидавший трек и собиравшийся пообедать с женой, решил проехать несколько кругов за рулем спортивной "Феррари" своего приятеля Кастеллотти. На третьем круге в одном из скоростных поворотов машину вдруг понесло боком, она дважды перевернулась - и Аскари выкинуло из-за руля. Через несколько минут от множественных травм итальянец скончался.

Однажды он сказал: "Хочу умереть за рулем "Феррари". Так и произошло.

СЕРИЯ ВТОРАЯ

10 мая 1970 года Карл Йохен Риндт

На 28-м "Гран-при Монако" Колин Чэпмен планировал устроить дебют нового "Лотуса 72", но после первых тестов революционной машины премьер команды Карл Йохен Риндт не захотел иметь с ней никаких дел. По крайней мере пока. Поэтому в Монте-Карло привезли испытанные 49-е модификации "С" в черных с золотом "ливреях" Gold Leaf.

У Риндта была одна особенность - предельная практичность. Он был, когда нужно, удивительно быстр, но если события на трассе разворачивались не в его пользу, прекращал гонку и просто рулил к финишу.

Именно так и складывался для Риндта "Гран-при Монако"-70. До тех пор, пока серия сходов и проблемы со сцеплением на машине лидера гонки Джека Брэбхэма не пробудили австрийца от спячки. Он ринулся в погоню, как безумный, швыряя старый "Лотус" в повороты без малейшего страха разбиться! Очевидцы утверждают, что более яростной демонстрации безумного желания выиграть они до этого не видели. Время Риндта на круге постоянно улучшалось, и вскоре он уже превышал собственный квалификационный результат на 2 (!) секунды!

Однако гонка неумолимо приближалась к концу. Брэбхэму оставался лишь круг до победного финиша. Но тут австралиец наткнулся на Пирса Карэджа, "Де Томазо" которого тоже испытывал технические проблемы, и решил пройти англичанина до финального виража. Однако, ускорившись и прошмыгнув мимо кругового, "Блэк" Джек понял, что совершил роковую ошибку: поворот - вот он, а скорость слишком велика, чтобы в него попасть!

Секундой позже Риндт, стрелой пронесшийся к финишу, едва успел заметить застывший у отбойника разбитый "Брэбхэм"...

СЕРИЯ ТРЕТЬЯ

31 мая 1981 года Жиль Вильнев

Если вы спросите любого поклонника легендарного канадца, какая гонка в их памяти больше всего ассоциируется с Жилем, наверняка услышите: "Гран-при Монако"-81".

Несмотря на то что по итогам квалификации Вильнев сумел поставить свою "Феррари" на второе место после "Брэбхэма" Нельсона Пике, никто не считал его серьезным претендентом на победу. Хотя бы потому, что жара, влажность и другие специфические особенности Монте-Карло отнюдь не способствовали демонстрации силы со стороны его турбонаддувной "Феррари". С этой точки зрения гораздо предпочтительнее выглядели шансы экипированного атмосферным движком "Форд" "Брэбхэма" Пике. Да и вообще машины с турбодвигателями до этого в Монако не побеждали.

53 круга лидером был Пике, потом его место во главе пелотона занял действующий чемпион мира Аллан Джонс, "Уильямс" которого опережал "Феррари" Вильнева без малого на полминуты! Казалось, надежды нет. Однако вскоре, как это часто бывает в Монако, капризная мадемуазель Удача отвернулась от Джонса и улыбнулась Вильневу: на "Уильямсе" начались перебои с подачей топлива. Об этом по радио немедленно сообщили Вильневу, и тот кинулся в погоню.

Канадец стремительно сокращал свое отставание от Джонса - по секунде и более на круге. На 62-м круге он повис на заднем спойлере австралийца, а к 67-му агрессивным маневром прошел соперника!

- Даже если бы до финиша оставалось не 5 кругов, а 5 секунд, было совершенно очевидно, что победы мне не видать как своих ушей, - признался позже Джонс. - Жиль без колебаний переехал бы через меня, если бы понадобилось!

СЕРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

3 июня 1984 года Айртон Сенна и Ален Прост

Эту дождевую монакскую гонку, первую в своей формулической карьере, юный бразилец не выиграл. Но в тот день без малого 20 лет назад в "Формуле-I" зародилась легенда о бразильском Человеке дождя. И началась долгая и прекрасная быль о соперничестве двух великих пилотов прошлого века.

Тогда Прост на "Макларене" в 11-й раз в своей карьере завоевал поул, Сенна на "Тоулмене" расположился в 7-м ряду. Шел дождь. Француз выиграл старт, но на 10-м круге его обошел Найджел Мэнселл на "Лотусе": посреди трассы заглох "Брэбхэм" Тео Фаби, и Прост, в последний момент увернувшись от него, задел одного из маршалов! Испугавшись, что зашиб беднягу насмерть (чего на самом деле не произошло), француз занервничал и пропустил вперед англичанина. Но тот через 5 кругов, врезавшись в рельс отбойника, сошел с трассы. Сенна к исходу первого круга был восьмым, на 9-м - шестым, на 12-м - пятым, на 14-м - четвертым, на 16-м после схода Мэнселла - третьим, на 19-м прошел Лауду и от лидировавшего Проста его отделяли 34,355 секунды...

Улицы Монте-Карло к этому моменту превратились в горные потоки. Гонщики двигались медленнее, чем Фанхио в 50-м. Айртон почти догнал Алена - между ними было всего 7 секунд с хвостиком. И тут по истечении часа на 31-м круге директор "Гран-при" Жаки Икс вывесил красные флаги, останавливая гонку. А спустя несколько мгновений бразилец все-таки обогнал француза! Решение Икса, бывшее единственно правильным в тот момент, отняло у Сенны первую в его жизни - и вполне заслуженную - победу. С тех пор год за годом, выходя на старт в Монте-Карло, он словно мстил Просту за тот украденный триумф...

СЕРИЯ ПЯТАЯ

15 мая 1988 года Айртон Сенна и Ален Прост

Это был очередной яркий эпизод бессмертной саги о противостоянии французского и бразильского гигантов, для которых это была третья гонка в качестве партнеров по "Макларену".

Айртон провел тогда самую фантастическую квалификацию в своей жизни: Прост выиграл у ближайшего конкурента секунду и 0,2, а Сенна опередил Алена на полторы без 0,073! Бразилец продолжал творить чудеса и в гонке, правда, не без помощи Бергера на "Феррари", надолго заперевшего за собой Проста. Лишь за 20 с небольшим кругов до финиша француз сумел обогнать австрийца и выйти на второе место, но до Сенны было уже, как до неба - 50 с лишним секунд!

Наблюдать за тем, как Айртон вел "Макларен" по этому лабиринту из железобетона, было страшно: в любом повороте на любой скорости колеса его болида отделяли от отбойников не более полутора сантиметров. Босс "Макларена" Рон Деннис, находившийся на связи с бразильцем, начал убеждать его не рисковать и сбросить скорость: мол, Ален отстает почти на минуту. Настойчивые увещевания Денниса оказали медвежью услугу: Сенна, на какое-то мгновение утратив концентрацию, в повороте "Портье" на входе в тоннель врезался в стену...

И Просту не оставалось ничего иного, как выиграть "Гран-при Монако" вместо него.

СЕРИЯ ШЕСТАЯ

31 мая 1992 года Найджел Мэнселл

Не знаю, существует ли на самом деле некое "проклятие Мэнселла" или "наваждение Мэнселла", однако ряд эпизодов красочной гонщицкой биографии Большого Найджа говорят за то, что, скорее всего, существует.

11 лет назад в Монако это проклятие имело совершенно определенное имя. Айртон Сенна.

В квалификации Мэнселл, выигравший до этого все предыдущие пять гонок сезона, "привез" ближайшему конкуренту - напарнику по "Уильямсу" Риккардо Патрезе - без малого секунду. Сенна, которому удалось занять на "Макларене" 3-е место, проиграл 1,2. Гонка началась по привычному уже сценарию: англичанин на своей чудо-машине усвистел вперед, оставив оруженосца Патрезе, в обязанности которого входило обеспечивать тылы, на растерзание Королю Монте-Карло, 4-кратному победителю этой гонки Сенне.

Уже на входе в Сен-Девот бразилец решил проблему Патрезе. И в следующие полтора часа планомерно ждал своего шанса. Единственного, возможно, шанса оказаться впереди Мэнселла на трассе, на которой обгонять, как известно, негде.

"Проклятие Мэнселла" очнулось за 10 кругов до первого и казавшегося таким реальным триумфа Найджела в Монако: послушный "Уильямс" вдруг закапризничал. Англичанин, поверивший уже было в то, что наконец-то эта вожделенная победа у него в кармане, запаниковал, поскольку совершенно не понимал, что происходит. Может, что-то не так с резиной? И Мэнселл - в боксах, где вокруг его "Уильямса" собралась вся команда.

Замена покрышек была проведена слишком медленно, и когда его машина покинула пит-лайн, "Макларен" Сенны успел влететь в Сен-Девот лидером!

Считанные секунды понадобились Мэнселлу, чтобы догнать конкурента, но даже слепому было ясно, что выиграть Сенна ему не даст. Даже несмотря на явное преимущество "Уильямса" в скорости.

Последние 7 кругов этой гонки были изуверской пыткой для Мэнселла. На метания, рывки и тычки англичанина было больно смотреть. Он применил все известные ему приемы и провокации, но бразилец оставался к ним абсолютно равнодушен. Каждый сантиметр асфальта на каждом участке трассы был под его полным контролем.

Увы, но даже супер-"Уильямс" 92-го года не умел летать, как самолет...

Ольга ЛИНДЕ