Газета Спорт-Экспресс № 81 (3168) от 14 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

14 апреля 2003

14 апреля 2003 | Конькобежный спорт

КОНЬКИ

КРЫЛАТСКОЕ-2005 - НЕ ПАНАЦЕЯ ДЛЯ ТУРИНА-2006

Минувшая зима ознаменовала собой начало нового олимпийского цикла. А потому основное внимание российских конькобежных тренеров направлено сейчас на Турин-2006. Две предыдущие зимние Олимпиады сложились для наших конькобежцев неудачно - в Нагано-98 и Солт-Лейк-Сити-2002 они не завоевали ни одной медали. А что нас ждет через три года? Об этом шла речь на встрече с тренерами сборной страны, которая состоялась в редакции "СЭ".

Борис ВАСИЛЬКОВСКИЙ,главный тренер сборных России:

- Я несколько лет работал за рубежом - и с грустью наблюдал, как россияне постепенно теряют позиции. И совсем не потому, что у нас плохие тренеры или не та методика. Беда в том, что нет притока свежих сил. Ведь что такое сборная? Своего рода экстракт из сотен или даже тысяч просто хороших конькобежцев. А сейчас выбирать не из чего. И отсутствие в стране крытых катков - важная, но отнюдь не главная тому причина.

Нужно возродить к жизни детские спортшколы, вернуться к тому, что многие годы давало результаты. И сделать это как можно скорее, пока еще есть тренеры и сохраняются традиции. С методикой у нас все в порядке, да и спортивную науку еще можно поднять до прежних высот. Правда, в этом олимпийском цикле, даже если завтра у нас заработают школы, а послезавтра откроются искусственные и крытые катки, мы, боюсь, уже ничего сделать не успеем.

Валерий МУРАТОВ,старший тренер многоборцев:

- Сегодня мы - как саперы на минном поле. Группа спортсменов, от которых мы можем ждать результатов на самом серьезном уровне, крайне ограничена. Их - всего дюжина, в многоборье и спринте. Других нет. И малейшая ошибка в работе с каждым - смерти подобна. Ведь этими спортсменами мы вынуждены "закрывать" весь календарь, и международный, и внутренний.

Постоянно выигрывать таким ограниченным контингентом невозможно. Однако, находясь в условиях сборной, эти спортсмены постоянно прогрессируют, и, значит, с ними можно сделать еще шажок вперед - и начать выигрывать. Причем уже в следующем сезоне - если сохранится положительная динамика.

Как правило в начале нового олимпийского цикла на международные соревнования все страны вывозят толпы новичков, чтобы постепенно сузить их круг и отыскать тех, кто станет звездами новых Игр. Тогда как у нас уже сейчас все сужено до последнего предела.

Владимир ФИЛИППОВ,старший тренер спринтеров:

- Особенно катастрофическое положение в спринте. Если в многоборье время от времени все-таки появляются отдельные перспективные молодые спортсмены, способные неплохо бежать хотя бы отдельные дистанции, то российский спринт сегодня - это, по сути, три человека. Светлана Журова, Светлана Кайкан, Дмитрий Лобков. Плюс травмированный Дмитрий Дорофеев. Резерва нет. А все потому, что детские тренеры в силу существующих правил ориентированы на классическое многоборье.

Поэтому сейчас сборная вынуждена сама для себя хоть как-то готовить резерв. Например, брать в команду совсем молодых спортсменов, которые и результатов-то серьезных не показывают, и работать с ними в надежде на будущее. Например, в этом году мы так поступили с 17-летней Екатериной Шиховой. Я смотрел, как она, год потренировавшись в приемлемых условиях на хорошем льду, бежала на юниорском чемпионате России. Равных ей просто не было.

Муратов:

- Спринтеры - это продукт естественного отбора. Ведь на раннем этапе тренеры не готовят ни многоборцев, ни спринтеров, готовят просто конькобежцев. И только со временем становится ясно, кто на что способен. На Западе сделать это просто. Там круглый год проводится масса соревнований, на которых, кстати, далеко не всегда бегут стандартные дистанции.

Васильковский:

- Думаю, нам в России нужно самим что-то предпринять, чтобы как-то поддержать и мотивировать тех, кто хочет заниматься спринтом.

Муратов:

- И не ставить перед теми, кто хочет участвовать в конькобежных соревнованиях, никаких преград. В Оленегорске, где проходил чемпионат страны на отдельных дистанциях, старты каждый день продолжались с 10 утра до полуночи, но далеко не все, кто приехал, были к ним допущены. Не странно ли: у нас в стране конькобежцев осталось с гулькин нос, а мы перед ними еще какие-то барьеры ставим... Считаю, что на будущее мы обязаны предусмотреть все варианты, чтобы сделать допуск к стартам максимально демократичным. Особенно это касается юниоров. Всех, кто есть, нужно тянуть, допускать, давать шанс проявить себя.

Васильковский:

- Календарь Союза конькобежцев России хороший, насыщенный. Шесть этапов Кубка России, два чемпионата - это только по взрослым. Но беда в том, что два из кубковых этапов провести так и не удалось: первый - по причине оттепели, второй - через 10 дней - по причине дикого мороза. Вот что такое естественный лед. Да, когда-то мы были единственной страной, чьи конькобежцы могли становиться на лед в октябре и уходить с него чуть ли не в апреле. Но потом Европа начала строить катки с искусственным льдом. Мы, в свою очередь, собрались с силами и наверстали отставание. Но сейчас мир ушел под крышу...

Муратов:

- Между прочим, можно сказать, что именно мы были пионерами этого дела. Тренироваться в питерский Спортивно-концертный комплекс с его 333-метровой дорожкой приезжали и голландцы, и немцы, и норвежцы, и японцы...

Филиппов:

- Крытые катки и катки с искусственным льдом у нас, конечно, появятся. Но если это произойдет не завтра, а послезавтра, уже может быть поздно.

Для тех людей, на которых мы собираемся делать ставку через три года в Турине, надо уже сейчас создать условия, как минимум равные с теми, в которых существуют зарубежные конкуренты. Ведь мы до сих пор тренируемся не там, где нужно, а там, где позволяют финансы. Для нужд сборной на сезон нужно около 700 000 долларов, получаем же примерно 230 000. Меньше трети. И благодарны уже за то, что нас не лишают и этого!

Васильковский:

- Думаю, до Турина мы продержимся - теми силами, какие есть. Но говорить о том, что сейчас мы вдруг откроем в России каких-то суперталантливых новичков, за три года доведем их и выиграем Олимпиаду-2006, было бы слишком оптимистично.

Ольга ЛИНДЕ