Газета Спорт-Экспресс № 65 (3152) от 26 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 24

26 марта 2003

26 марта 2003 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ

ЖЕЛЕЗНАЯ НЕВЕСТА

В воскресенье вечером истек срок, который Леннокс Льюис отвел Майку Тайсону на то, чтобы тот определился: хочет ли он, как это было намечено, провести с ним матч-реванш 21 июня.

И что же Железный Майк? Он повел себя, как предполагаемая невеста, которая еще не решила, хочет она выйти замуж за этого настойчивого парня или нет, и в ответ на прямые вопросы отвечает загадочными взглядами исподлобья и туманными речами. А все дело в том, что "невеста" прекрасно знает, что предложение ей будут делать снова и снова, потому что ее любят гораздо больше, чем любит она сама. И если "свадьба" состоится не 21 июня, а 86 мартобря, то что за беда? Пусть женишок помучается.

У невесты - Тайсона нет оснований спешить, поскольку жених-Льюис уже прямо сказал, что никто кроме него/нее его не интересует. В последний раз Леннокс, правда, пригрозил изменой - заявил: если Майк будет по-прежнему кочевряжиться, то он проведет бой с Виталием Кличко. Но на Тайсона эти пуганины не произвели никакого впечатления. Он знает, что стоит ему только подмигнуть - и Льюис сбежит из-под любого боксерского венца, в том числе и от Кличко. Леннокс ведь "женится" не по любви, а по расчету. За бой с Тайсоном он должен получить минимум 25 миллионов, а за Кличко - вряд ли получит и 10.

Вообще, если уж продолжать амурные аналогии, то история любви Америки и отчасти всего остального мира с Тайсоном напоминает затянувшийся многолетний роман какого-нибудь сентиментального мужичка: и девушке его уже давно не двадцать, а под сорок, и чувства давно не те, если они вообще остались, а воспоминания о том, какой она была когда-то, все будят по ночам. Но она не помолодеет, и прошлое не вернется. Тем не менее роман продолжается, потому что молоденькие, которые вроде бы пришли ей на смену, ей и старенькой в подметки не годятся. По крайней мере, в глазах этого самого мужичка.

Затмить Тайсона так никто и не сумел, и ему прощается даже то, что не прощается никому. Тайсон, к примеру, может сказать, что он еще не готов к встрече с Льюисом и перед этим ему нужно провести еще пару боев, и это сойдет ему с рук. Если бы тот же Льюис или Холифилд на протяжении своей долгой чемпионской жизни на ринге хоть раз сказали что-то подобное, их бы тут же заклеймили как последних трусов. А Льюиса даже прямо называли трусом, хотя всю свою жизнь он дрался с самыми сильными противниками. Что поделаешь - харизма подкачала.

Любовь публики к Тайсону настолько иррациональна, что заставила в свое время даже великого промоутера Дона Кинга, который всю жизнь объегоривал всех и вся, совершить свою самую большую ошибку. В конце 1997 года он организовал бой между Эвандером Холифилдом, тогда чемпионом в тяжелом весе по версии WBA, и Майклом Мурером, которому принадлежал титул IBF.

Холифилд к тому моменту дважды победил Тайсона: в первый раз техническим нокаутом в 11-м раунде, а во второй - ввиду дисквалификации Майка в 3-м раунде, когда, почувствовав, что ему не сломить Эвандера, который бился, как носорог, и бодался, как бык, тот стал обкусывать Холифилду уши, фрагменты которых потом сплюнул на ринг. Видимо, впрямую руководствуясь принципом "что не зьим, то понадкусываю".

Дон Кинг тогда решил: раз Холифилд дважды победил Тайсона, то он вполне может его заменить, и гарантировал самому Эвандеру и Майклу Муреру совершенно сумасшедшие гонорары. Но люди не повалили валом на матч и, что еще хуже, даже не стали включать телевизоры, в результате чего Кинг потерял одиннадцать миллионов долларов. И все потому, что Тайсона нельзя заменить. Им нельзя даже стать по собственному желанию, потому что зрители сразу почувствуют фальшь.

Тайсон - уникальный атавизм. Он пещерный человек со своими непосредственными пещерными реакциями. Где еще увидишь такой аттракцион? А значит, он так и останется самой востребованной, пусть и пещерной, невестой Америки, пока окончательно не состарится.