Газета Спорт-Экспресс № 64 (3151) от 25 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4
ТЕННИС |
Анна СКОРОДУМОВА
РЕАКЦИЯ И ПРЕДВИДЕНИЕ - КАЧЕСТВА ВРОЖДЕННЫЕ
Что ждет молодого игрока в будущем, станет ли он звездой? Руководитель научной группы сборных команд России профессор Анна Скородумова обладает огромным опытом работы в разработке методик теннисной тренировки, однако, как правило, очень осторожно отвечает на подобные вопросы.
- Можете ли вы с большой степенью вероятности предсказать, что того или иного теннисиста ждет блестящее будущее?
- Я бы не рискнула. Даже в том случае, если у него, казалось бы, для этого есть все данные. А вот пессимистичный прогноз порой действительно можно сделать.
- На основании чего?
- Есть игровые качества, которые заложены в человеке природой. Например, быстрота реакции и предвидение ситуации на корте. Они, в отличие от физической силы, практически не поддаются совершенствованию. Много значит характер молодого игрока - на что он мотивирован в теннисе - и, конечно, кто с ним работает.
Например, в свое время мне очень нравился Иванов-Смоленский. Этот незаурядный юноша подавал большие надежды. Мне казалось, что он смог бы со временем войти в сборную Кубка Дэвиса. Но, думаю, его тренировочный процесс был построен не должным образом, и при всех своих данных ему не удалось раскрыться в полной мере. Так что мне Кирилла жаль. Куницын, его ровесник, по своим данным проигрывал Иванову-Смоленскому. Но Игорь работал более правильно с точки зрения методики и пока добился в теннисе значительно большего.
- Как вы можете оценить Михаила Беккера и Александра Красноруцкого - наших 16-летних юниоров, которых вы тестировали в Москве на тренировочном сборе перед зимним Кубком Европы?
- Беккер - очень вдумчивый, настойчивый и неплохо оснащенный игрок с боевым характером. Что касается Красноруцкого, то техника выполнения основных элементов хорошая, характер тоже есть, мяч у него летит, а это уже немало. Александра сейчас нужно правильно направить, и, думаю, у него дело пойдет.
- А что скажете про Павлюченкова?
- Тут пока слишком много если... Но на меня он производит неплохое впечатление. Если тренеры будут его правильно вести, то может получиться игрок.
- Как, если коротко, работает ваша научная группа?
- На соревнованиях мы делаем стенографическую запись матча: фиксируем все удары - справа, слева, кроссом, обратным кроссом, атакующие, защитные, отмечаем, как теннисист действует у сетки.
- Чем же отличаются ваши данные от официальной статистики, которую может получить в пресс-центре крупного турнира любой журналист?
- Тем, что мы проводим значительно более глубокий анализ действий. Например, в обычной статистике указаны только ошибки при ударе справа по линии. Мы же, ведя полную запись матча, можем получить данные об эффективности выполнения этого элемента, поскольку считаем, сколько раз он был использован. Кроме того, ошибки бывают разные: при одних мяч летит в сетку, при других - в аут. Это тоже информация для размышлений. Между прочим, не только сам игрок, но и его тренер во время матча порой многого не замечают в пылу борьбы. Однажды, просмотрев запись игры одной из наших ведущих теннисисток на "Кубке Кремля", мы сказали ее тренеру, что слева по линии она вообще не играет. Тот ответил: быть, мол, того не может. Но мы предоставили свои данные, и ему пришлось согласиться.
С помощью специальной программы мы также оцениваем стабильность действий и их разносторонность, например, разнообразие подачи. Более того, мы можем дать рекомендацию, как бороться с тем или иным соперником в важнейшие моменты поединка. Ведь в критических ситуациях каждый играет так, как у него лучше всего получается. Чтобы оценить функциональное состояние теннисиста, мы выясняем, в каком состоянии он пришел на тренировку и в каком ее закончил, чтобы корректировать величину нагрузок.
- Наши ведущие игроки используют ваши наработки?
- К сожалению, лишь единицы, что, кстати, вызвало удивление известного австралийского специалиста Боба Бретта, который недавно побывал в Москве. Увы, многие наши тренеры считают, что сами они видят и понимают больше. А ведь мы не даем рекомендаций, как держать ракетку. На основании наших данных можно легко сделать вывод, в чем тот или иной игрок силен и, наоборот, над чем ему надо работать в первую очередь. Могу сказать, что отец Елены Бовиной обращался к нам с просьбами записывать матчи дочери, когда она играет на "Кубке Кремля". Вообще же мы работаем с молодыми ребятами, которые либо попадают к нам на сборы, либо играют в Москве.