Газета Спорт-Экспресс № 56 (3143) от 15 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ |
Хуан Фернандес ГУТЬЕРРЕС
МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ В ЛИНАРЕСЕ СЫГРАЛ ФИШЕР
Алькальд Линареса - не просто человек, вручающий приз победителю супертурнира. На плечах городского головы лежит немалая доля ответственности за событие. которое для его сограждан давно вышло за чисто спортивные рамки и сделало небольшой андалусский городок знаменитым на весь мир.
- Господин мэр, что значат для вас турниры в Линаресе?
- Турниры в Линаресе - визитная карточка нашего города. Благодаря этим турнирам нас знают во всем мире. Например, побывав в России, я убедился, что и там наш город известен всем. Но это одна сторона медали. Вторая, не менее важная, заключается в том, что за годы существования турнира в Линаресе мы привыкли к роли пропагандистов шахмат как части культуры, науки и интеллектуального спорта во всем мире. И к тому, что в этом смысле несем ответственность перед мировым сообществом. Мы гордимся тем, что наш скромный город, где всего 63 тысячи жителей, сумел организовать соревнование, которое по праву считают сильнейшим в мире. Наша задача - поддерживать репутацию турнира и его организацию на высоком уровне.
- Каким по счету был этот турнир для вас лично?
- Как глава администрации города я принимаю участие в организации четвертого турнира, а как работник мэрии - двенадцатого.
- Напомните, как возник этот удивительный феномен - супертурниры в Линаресе, которые в мире шахмат столь же популярны, как Уимблдон в теннисе?
- Турнир зарождался по частной инициативе сеньора Луиса Рентеро Суареса. Первые "Линаресы" полностью финансировались из его кармана. Потом он попросил помощи у города, у провинции, и ему стали помогать. Появились спонсоры. Сейчас для Линареса шахматы стали любимым ребенком, о котором заботятся все горожане. Потому что это наша общая гордость.
- Но, вероятно, и серьезный груз для городского бюджета. Правда, лет 12 назад сеньор Рентеро говорил мне, что организация супертурнира может быть и рентабельным предприятием...
- Для того чтобы она была рентабельной, нужны солидные спонсоры, которые ежегодно вкладывали бы деньги в турнир. К сожалению, так бывает не всегда. Случались годы, когда все расходы ложились на городской бюджет. А это для скромного города - немалые деньги. Организация турнира обходится в 400 тысяч евро. Обычно половину платит город, а остальное - правительство Андалусии и ряд фирм. Что и говорить, деньги собирать непросто! Но, с другой стороны, мы понимаем: это не так уж дорого за всемирную рекламу!
- Могут когда-нибудь возникнуть финансовые обстоятельства непреодолимой силы, которые заставят отказаться от проведения супертурнира?
- Даже если нам никто не даст ни копейки, мы все равно будем искать возможности провести турнир! Ведь речь идет о престиже города и всей Андалусии. Уверен: и после завершения моего мандата следующий мэр Линареса будет придерживаться такой же позиции.
- Вы принимаете участие в формировании состава супертурнира? Например, в прошлом году на встрече с вами у меня спросили: кого бы я пригласил на оставшиеся места, если учесть, что будут играть Каспаров, Крамник, Леко, Пономарев, Ананд и Вальехо? Я назвал Топалова. Пригласили в итоге Раджабова. Чем вы руководствовались, приглашая 15-летнего гроссмейстера из Баку?
- В принципе всех сильнейших собрать трудно: у кого-то всегда могут найтись причины для отказа. Примеры вам известны. С другой стороны, мы постоянно стремимся к тому, чтобы дать возможность заявить о себе в Линаресе молодым ярким шахматистам. В этом году пригласили Раджабова, в ближайшие годы, возможно, будет дан шанс самому молодому гроссмейстеру мира Сергею Карякину, о котором сейчас много говорят. Если каждый раз играть будут одни и те же участники, пусть сильные, станет скучно...
- Не кажется ли вам, что турниры с 14 участниками, которые проводились в конце 80-х - начале 90-х годов, проходили веселее и интереснее? Почему вы перешли на довольно монотонные двухкруговые турниры с шестью и семью игроками?
- Прежде всего по экономическим соображениям. Турниры с 14 участниками и собрать труднее, и стоят они гораздо дороже... Потом, сейчас уже в 10-й раз подряд в отеле "Анибал" проходит грандиозный открытый турнир с большим числом гроссмейстеров со всего мира. Проводятся и чемпионаты для слабовидящих шахматистов. В какой-то мере это компенсирует ограниченное число участников супертурнира.
- У вас лично есть какие-то особые симпатии среди постоянных участников супертурнира? Или вы как мэр симпатизируете всем в равной степени?
- В принципе мне симпатичны все шахматисты, которые приезжают к нам в город. Но особое отношение - к Гарри Каспарову, который сделал очень МНОГО для престижа наших турниров. В свое время большой вклад в пропаганду Линареса внес Анатолий Карпов - мы ему тоже очень благодарны.
- О чем мечтается организатору турниров в Линаресе с 12-летним стажем?
- Есть мечта. Вероятнее всего, неосуществимая. Очень хотелось бы, чтобы в Линаресе сыграл Бобби Фишер...