Газета Спорт-Экспресс № 53 (3140) от 12 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Одним из самых громких трансферов завершающегося межсезонья стал переход голкипера Максима Левицкого
Максим ЛЕВИЦКИЙ
СО "СПАРТАКОМ" РАССТАЛСЯ, КАК РАССТАЮТСЯ НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
О возможном переходе Максима Левицкого из "Спартака" в "Черноморец" заговорили еще в конце прошлого года. Но информационные сообщения об этом как о свершившимся факте раз за разом не подтверждались. Ситуация вокруг вратаря экс-чемпионов страны, похоже, сбила с толку всех. И только в середине февраля, когда голкипер вылетел из Москвы в Новороссийск, присоединился к команде, в которой выступал несколько лет назад, подписал с ней контракт и отправился на кипрский сбор, а руководители клубов окончательно обо всем договорились, стало ясно: Левицкий продолжит карьеру в "Черноморце". Корреспондент "СЭ" позвонил ему в поселок Небуг, что близ Туапсе, где команда Валерия Четверика проводила заключительный сбор межсезонья.
БЫЛ НУЖЕН ТРЕНЕРУ, НО НЕ ПРЕЗИДЕНТУ
- Как прошло ваше новое перевоплощение в "черноморца"?
- Нормально. В команде продолжают играть люди, с которыми вместе выступал, - Призетко, Майоров, Снытко, Бельков, Гордиюк, Тчуйсе. Познакомился с остальными. Никаких проблем не испытываю.
- Когда в июле 2000-го уезжали из "Черноморца" в "Сент-Этьен", не предполагали, что можете вернуться?
- Тогда меня очень тронули торжественные проводы, устроенные на новороссийском стадионе сразу после нашего матча с "Сатурном". И я попросил - то ли в шутку, то ли всерьез: "Если не заладится в другом клубе, возьмите обратно". Как видите, "просьба" пророческой оказалась.
- После "Сент-Этьена" были "Спартак", золото и бронза в чемпионатах России. К очередному сезону вы начали готовиться в составе красно-белых, но разговоры о том, что покинете команду, уже шли. Неопределенность, дискомфорт ощущали?
- Конечно. Хотя в ноябре ничего подобного не мог и предположить. Когда нас отправляли в отпуск, Романцев произнес такую фразу: "Кто хочет остаться в "Спартаке" - оставайтесь". Я, разумеется, хотел остаться и поехал после отпуска на первый сбор в Сочи. Но тут-то и пошли эти разговоры. Причем сначала узнал о возможных переменах в собственной судьбе из неофициальных источников - позвонили знакомые из Новороссийска и сказали, что ходят слухи о моем переходе в "Черноморец". В тренерском штабе "Спартака" успокоили - дескать, не волнуйся, ты нужен здесь.
- А когда впервые пообщались с представителями новороссийского клуба?
- В конце января, когда "Спартак" вернулся с турецкого сбора. Я как раз залечивал травму спины, неделю не тренировался. Позвонил начальник новороссийской команды Владимир Попов и сообщил, что между "Черноморцем" и "Спартаком" достигнута определенная договоренность о моем переходе. Я пошел к Романцеву. Беседовали один на один. Он сказал: "Ты мне нужен. Я тебя никуда не отпущу".
- А с руководством московского клуба по этому поводу говорили?
- После моей беседы с Олегом Ивановичем меня вызвал технический директор Шикунов. Президент "Спартака" Червиченко был тогда в отъезде. Шикунов спросил: "Ты определился, где будешь играть?" Я ответил: "В "Спартаке". Так хочу я сам, но, главное, этого хочет Романцев". "Что ж, - резюмировал Шикунов. - Значит, вопрос с повестки дня снимается". Я подумал, что это действительно так. Подлечился, приступил к тренировкам. Но вскоре мне позвонил вице-президент "Черноморца" Георгий Антоньян и сообщил: все мои трансферные документы лежат у него на столе. Я понял, что "Спартак" во мне не нуждается и все уже решил. Без меня. На следующий день отправился в клуб, повстречался с Червиченко. Мы пожали друг другу руки и разошлись.
- Как же тогда понимать слова Романцева, что вы нужны "Спартаку"?
- Видимо, я был нужен главному тренеру, а действия президента клуба подчеркнули обратное. И хотя я заключал контракт не с Червиченко, в нем четко написано: решения руководства не обсуждаются. Не знаю, какие отношения у Червиченко и Шикунова с Романцевым. Это не в моей компетенции. Однако в европейских клубах в первую очередь главный тренер определяет, кого нужно убрать из команды, а кого оставить. Но по контракту у меня к бывшему клубу никаких претензий нет. Он выполнен, по сути, до последней запятой. Остался один нюансик, но он, пообещали, будет скоро закрыт. В общем, расстались мы, как расстаются нормальные люди.
- Романцева после того, как все было решено, видели?
- Из клуба сразу поехал на тренировку. Попрощаться. Некоторые слова Олега Ивановича, скажем так, меня немного смутили, но было приятно услышать из его уст, что ко мне он никаких претензий не имеет. Значит, я выполнял свою работу профессионально. Были, конечно, плохие матчи. Случались откровенные ляпы, но я старался играть по максимуму. В "Спартаке" провел два не самых худших сезона в карьере. Надеюсь, в позапрошлом году внес свою лепту в спартаковское чемпионство.
ЕЩЕ НЕИЗВЕСТНО, ГДЕ ЛУЧШЕ
- С каким чувством улетали из Москвы, к которой привыкли, в маленький Новороссийск?
- Неприятный осадок на сердце, конечно, остался. Я ведь сам неоднократно ставил вопрос: нужен "Спартаку" или нет? Это жизнь. В межсезонье всякое может произойти. И дело даже не в противопоставлении "нужен не нужен". Ведь чем скорее футболист определится со своим будущим, тем лучше. Для всех, не только для него.
- Вы определились с дальнейшей карьерой не слишком быстро... Может, у руководства "Спартака", не пожелавшего оставлять вас у себя, имелись другие варианты вашего трудоустройства?
- Не знаю. О других вариантах ничего не слышал. Да и зачем забивать себе голову? Меня в этой ситуации все-таки радует, что я пришел в команду, которая нуждается в моих услугах, что приехал в город, где меня ждали. Это очень важно, когда тебя ждут и в тебе нуждаются.
- Но "Черноморец" все-таки не "Спартак"... К тому же новороссийский клуб не взял вас в аренду у спартаковцев, а полностью выкупил трансфер. Не считаете это для себя шагом назад?
- Имя многократного чемпиона России, разумеется, звучит намного громче, чем "Черноморец". Но это если ориентироваться на прошлые годы. А сейчас... Знаете, когда я покидал "Спартак", кое-кто из бывших одноклубников (не буду называть фамилий, чтобы у ребят не возникло проблем) говорил мне: "Еще неизвестно, где лучше - здесь или в Новороссийске". Когда уезжал, у "Спартака" было много сложностей, и их все видели. Я верю в мастерство Олега Ивановича, с которым мне было очень приятно работать. Но в создавшейся ситуации одного тренерского таланта мало. И я, увы, очень сомневаюсь, что "Спартак" в предстоящем сезоне сможет претендовать на что-то серьезное. Это пессимистические прогнозы. Но, может, в "Спартаке" все изменится в лучшую сторону. Или уже изменилось за прошедшие три недели.
- Если изменится, обрадуетесь?
- А как вы думаете? На прощание я сказал Романцеву, что в "Спартаке" осталась часть моей души. Поверьте, это не дежурные слова. И пусть мои мрачные прогнозы останутся лишь прогнозами.
- Это о "Спартаке". А каково первое впечатление о "Черноморце"?
- Если судить по потенциалу и по задору, то не могу считать, что попал в команду хуже той, в которой до недавнего времени находился. А если брать организацию футбольной жизни в Новороссийске, то портовый город за два с половиной года сделал, на мой взгляд, огромный шаг вперед. В этом, конечно, большая заслуга Георгия Антоньяна, взявшегося за возрождение "Черноморца" в прошлом году. А теперь, в связи с различными структурными преобразованиями, президентом клуба стал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, что само по себе повышает имидж "Черноморца". Футболистам в этой ситуации остается одно - играть. Хорошо играть.
- На какой срок подписали контракт с "Черноморцем"?
- На три года. Очень хочу помочь команде, которой многим обязан. Когда выступал в Новороссийске, меня заметили тренеры сборной Украины. Из "Черноморца" я уезжал в солидный европейский клуб.
- Болельщики, видимо, встретили вас как родного?
- Когда еще не шло речи о моем возвращении в "Черноморец", участвовал в прямом эфире одной спортивной телепрограммы. Кто-то позвонил в Москву из Новороссийска и сказал: "Ждем тебя, Максим, в любом состоянии". Было приятно это слышать, и я надеюсь, что мое нынешнее состояние болельщиков не разочарует.
- Но они в Новороссийске очень требовательные...
- Я бы сказал по-другому - особенные. Небольшой город живет футболом. У нас на базе развешены фотографии домашних матчей минувших лет. Стадион переполнен - везде бы так. Вы только не подумайте - никаких претензий к болельщикам "Спартака" не имею. Отношусь к ним с большим уважением. Они очень любят свою команду. Но многие - только тогда, когда она побеждает. А "Черноморец", думаю, вернулся за один год в премьер-лигу во многом благодаря здоровому каждодневному фанатизму своих поклонников. Болельщики помогают команде выигрывать. От их поддержки вырастают крылья, она заставляет идти вперед, когда, кажется, уже никаких сил не осталось.
НАРДЫ ПОМОГАЮТ ПРОСЧИТАТЬ ВСЕ ХОДЫ
- Какой "Черноморец" сильнее - тот; который вы покидали в 2000-м, или нынешний?
- Та команда была сильной и неслучайно пробилась в Кубок УЕФА. Этой же только предстоит доказать претензии на приличное место. Поэтому сравнения преждевременны.
- За время вашего отсутствия в Новороссийске появился и хорошо заиграл молодой вратарь Роман Герус. Как складываются взаимоотношения с коллегой?
- Нормально складываются. Ромка - способный вратарь, у него отличные данные. Он прекрасно понимает, что вратарская профессия - штука по большому счету простая. Как говорил один из моих тренеров в симферопольской "Таврии", ты хоть на ушах в воротах стой - только не пропускай. Другое дело - до какой планки могут подняться твои вратарские способности. Вот и получается, что кто-то становится Каном, а кто-то выступает в третьей лиге малоизвестного государства.
- Какой номер будет на вашем вратарском свитере?
- Пока не знаю. Но хотелось бы играть под первым. Не потому, что заранее претендую стать основным вратарем, - привык к этой цифре. Она всегда была моей спутницей, за исключением "Сент-Этьена", где выступал под шестнадцатым номером. А кто будет основным голкипером в предстоящем сезоне - разумеется, решать Валерию Четверику. Я и Герус понимаем: предпочтение главный тренер будет отдавать не тому из нас, у кого глаза красивее, а тому, кто лучше готов.
- В одном интервью вы сказали, что расцветом для вратаря считаете возраст от 27 до 33. В прошлом ноябре вам исполнилось 30. Выходит, находитесь на самом пике расцвета?
- Надеюсь на это. Травмы бы только, как раньше, не мешали. Как любой вратарь, мечтаю об удачном сезоне. Но на память часто приходят прошлые провалы. Например, в стыковом матче минувшего чемпионата мира сборной Украины с немцами в Германии.
- Вы часто вспоминаете о той игре. Она - как самый страшный сон в жизни?
- Были "сны" и пострашнее. Но то поражение запомнилось навсегда.
- Какие сейчас отношения со сборной Украины?
- Пока никаких. После того злосчастного поражения несколько раз вызывали на сбор, но не играл.
- Где отметили 30-летний юбилей?
- Сначала в Москве - с семьей, с друзьями. Потом - на родине, в Симферополе.
- Семья и сейчас в Москве?
- Да. Появилась приятная головная боль - жена доводит до совершенства документы на новую квартиру. Сын Юра ходит в первый класс и уже второй год занимается в спартаковской футбольной школе. Пока его тянет играть в воротах.
- А ростом-то наследник в папу?
- Может, и в палу. Ему ведь только семь. Времени, чтобы подрасти, хватит. Я, например, до восьмого класса входил в тройку самых маленьких. А потом за летние каникулы вымахал сразу на 11 сантиметров. Жена и сын приедут в Новороссийск летом - море, отдых. Хорошо, кода семья рядом. Да и два "дополнительных" болельщика "Черноморцу" не помешают.
- Слышал, что сейчас все свободное время вы играете с Тчуйсе в нарды?
- Мы с ним в Москве не наигрались. Хорошие деревянные нарды занимают много места, да и вес у них приличный - в самолет не возьмешь. А "Спартак" очень много летал. Тчуйсе играет хорошо, но сражаюсь не только с ним - с Низовцевым, Майоровым. Тот, кто считает нарды обыкновенной забавой, не прав. Здесь за доли секунды нужно просчитать несколько вариантов, найти правильный ход. Не найдешь - проиграешь. В общем, нарды помогают футболистам. Как и бильярд.
Сергей КАПУСТИН
ДЕСЯТКА САМЫХ ГРОМКИХ ВНУТРИРОССИЙСКИХ ТРАНСФЕРОВ.
Версия "СЭ"
Игрок | Откуда | Куда |
Максим ЛЕВИЦКИЙ | Спартак | Черноморец |
Владислав РАДИМОВ | Крылья Советов | Зенит |
Дмитрий СМИРНОВ | Торпедо-Металлург | Спартак |
Дмитрий ХЛЕСТОВ | Спартак | Торпедо-Металлург |
Алан КУСОВ | Спартак-Алания | ЦСКА |
Роман ПАВЛЮЧЕНКО | Ротор | Спартак |
Андрей ЧИЧКИН | Ротор | Крылья Советов |
Владимир КАЗАКОВ | Уралан | Торпедо-Металлург |
Максим ДЕМЕНКО | Ростсельмаш | Спартак |
Жерри-Кристиан ТЧУЙСЕ | Спартак | Черноморец |