Газета Спорт-Экспресс № 52 (3139) от 11 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 4
ФУТБОЛ |
СУПЕРКУБОК-2003 |
ПЛЮСЫ? ДА. МИНУСЫ? ДА
Александр ПРОСВЕТОВ
Никогда не понимал спортивного смысла всяческих суперкубков. Что они выявляют? Призваны прояснить вопрос о сильнейшем клубе страны или континента? Так ответ очевиден: это - национальный чемпион или победитель турнира чемпионов. Розыгрыш Кубка хорош непредсказуемостью, он - шанс для скромных клубов выделиться за счет концентрации усилий и воли, часто с привлечением на свою сторону удачи. Но лауреат скоротечного турнира не может считаться - да и не считается - абсолютно лучшим. Между тем Суперкубок создает иллюзию его равноправия с чемпионом.
На общеевропейском уровне эта иллюзорность вообще становится близкой к абсурду. Прежде одним из претендентов на Суперкубок был победитель Кубка кубков - турнира, который в итоге упразднили ввиду участия в нем не самых сильных команд. Напротив, турнир чемпионов превратился в Лигу, которая затем расширилась и обзавелась многоступенчатостью, что почти исключает случайности. И теперь с ее победителем за Суперкубок Европы спорит обладатель Кубка УЕФА, в который сбрасывают пусть добротные, но отходы из Лиги. Матч между ними выглядит теперь лишь коммерческим зрелищным приложением к жеребьевке евротурниров.
На национальном уровне почти повсеместно происходит девальвация кубковых турниров. "Спартак" в период своего российского царствования, прямо скажем, не лез в них из кожи вон и без особого сожаления их покидал. А во Франции в последние два года Кубок страны завоевывали "Страсбур" и "Лорьян", по итогам сезона опускавшиеся во второй дивизион. В 2000 году в финале играл "Кале", клуб четвертого дивизиона. И уступил, между прочим, "Нанту" вследствие сомнительного пенальти на 90-й минуте. Представьте, что он победил бы, а потом - чем черт не шутит - одолел бы в Суперкубке, который во Франции зовется Трофеем чемпионов, "Монако". В одном-то матче всякое может произойти. Это означало бы, что "Кале" - сильнейший клуб в стране тогда еще чемпионов мира? Абсурд!
Если в Англии или Италии у суперкубков глубокие корни, что и привлекает народ на трибуны, то во Франции - и я не случайно привожу пример этой страны - турнир особых традиций не имеет. Он проводился в период с 1955 по 1973 год с пропуском двух сезонов, потом был возобновлен в 1985 - 1986 годах, опять заброшен и в конце концов вторично возродился в 1995 году, хотя на следующий год снова взял отпуск. В последнее время матчи за Трофей чемпионов проходили в различных городах (Брест, Безье, Тур, Амьен, Сошо, Страсбург и Канн) и приурочивались к различным событиям: в Амьене, например, открывали новый стадион, а в Канне праздновали столетие местного клуба. Особого энтузиазма у болельщиков эти игры не вызывали. В прошлом году в Канне собралось пять тысяч зрителей.
Субботняя аудитория на трибунах "Локомотива" была как минимум вдвое больше. Она говорит в первую очередь о том, что болельщики ЦСКА, не без оснований возлагающие на сезон большие надежды, соскучились по любимой команде. Если бы армейцы, а не железнодорожники победили осенью в золотом матче, трибуны "Олимпийского" на Кубке Содружества тоже были бы более или менее заполнены. А вот если бы кубок страны в прошлом сезоне завоевала немосковская команда, боюсь, в Международный женский день в Черкизове со зрителями было бы совсем скудно.
Так или иначе, нашелся повод для встречи двух ведущих по итогам прошлого сезона команд, соперников по золотому матчу, которые наверняка продолжат спор на высоком уровне и в наступившем сезоне. И получился захватывающий драматичный спектакль, бой, в котором никто не хотел уступать.
Предматчевые мнения сводились к тому, что победа больше нужна реваншистски настроенному ЦСКА, потому, мол, и шансы у этого клуба повыше. Ходили слухи, что "Локомотив" то ли выставит дублеров, то ли даст отдохнуть ряду футболистов. Это выглядело логично, учитывая тяжелый график команды в марте. Да и стоило ли, казалось, перед выездом в Дортмунд и стартом в чемпионате подвергаться риску травм и четвертого подряд поражения - такие серии не могут не сказываться на психологическом состоянии игроков. Но обе команды вышли на поле в основных составах. Их обязывало к тому предварительное соглашение с премьер-лигой. И это правильно: если уж проводить такие матчи, то только при условии, что подходить к ним все будут совершенно серьезно. Тем более что на кону была приличная сумма - 60 тысяч долларов (90 тысяч получал победитель, 30 тысяч - проигравший). А с дублем "Локомотива" любители футбола уже успели познакомиться во время Кубка Содружества, что внесло свой вклад в профанацию его идеи.
Приобретет ли Суперкубок России престижность, покажет время. В послужной список можно и победы в тех же Кубках Содружества заносить, но у многих они вызывают скепсис. Дополнительный коммерческий штрих к портрету одноматчевого турнира, думается, очень уместен. Хотя игроки "Локомотива" искренне радовались победе, конечно же, не из-за денег. Пусть исход решили послематчевые пенальти, красно-зеленые вновь оказались не по зубам ЦСКА. Это победа над сильным и принципиальным соперником, важная для дальнейшего самоутверждения железнодорожного клуба. Но не будет ли она пирровой? На одной чаше весов - 120 минут жесткой борьбы и нервотрепка с пробитием пенальти, на другой - успех, которому свойственно залечивать раны и снимать усталость.