Газета Спорт-Экспресс № 47 (3134) от 3 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
БОКС |
РОЙ ДЖОНС: МАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШОГО БОКСА
Итак, в субботу в Лас-Вегасе абсолютный чемпион мира в полутяжелом весе Рой Джонс победил Джона Руиса и завоевал титул чемпиона мира в тяжелом весе по версии WBA.
Даже тем, кто, как и я, считает Роя Джонса не только самым выдающимся боксером современности, но и, возможно, в истории и предсказывал его победу, потребуется некоторое время, чтобы в полной мере осознать то, что произошло. Потому что это кажется невозможным. Бывший средневес, ставший чемпионом мира в тяжелом весе, это что-то из области ненаучной фантастики. По крайней мере на первый взгляд.
СУТЕНЕР-ТИХОНЯ...
Джон Руис, прозванный за спокойствие Тихоней, впервые в жизни изменил себе и провел перед матчем что-то вроде рекламной кампании под лозунгом:
"Я буду гонять Джонса по рингу, как сутенер шлюху, которая должна ему деньги". При этом Тихоня заявился на взвешивание в совершенно безумном наряде, который он, по-моему, спер из гардероба Бори Моисеева, символизировавшем прикид сутенера из нехорошего латинского квартала. Однако если Тихоня - сутенер, то бабенка ему на этот раз досталась такая, что врагу не пожелаешь. И по ходу их выяснения отношений то и дело возникал вопрос: кто кого боится, "она" его или он "ее"?
Руис вышел на ринг очень напряженным. Тем не менее не думаю, что он так уж боялся кулаков Роя Джонса, в конце концов Джон трижды дрался с самим Эвандером Холифилдом. Скорее Руис боялся позора. В самом деле, выиграть в этом бою что-то кроме денег он не мог. В случае победы все сказали бы, что он победил бывшего средневеса, а вот в случае проигрыша... Помню, в школе у нас в классе была здоровенная и задиристая девчонка, с которой мальчишки предпочитали не связываться. Победить девчонку - чести немного, а вот если она тебя отлупит при всем честном народе, стыда не оберешься. Когда она перешла в другую школу, все наше мальчишество вздохнуло с облегчением.
Примерно в таком положении оказался и Руис. К тому же он еще и сам сравнил Джонса с женщиной, да еще с падшей. А в результате сам оказался падшим мужчиной. Не надо было бросаться словами, не подумав.
Джонс, напротив, перед боем казался совершенно спокойным и уверенным в своих силах. В связи с этим любопытно выглядит одна деталь. Как известно, на взвешивании Руис потянул на 102,5 кг, а Джонс - всего на 87,5 кг. При этом Джонс встал на весы одетым, и не одному мне пришла тогда в голову мысль, что карманы у него не были пустыми. Дело в том, что если бы Рой весил меньше нижнего лимита тяжелого веса - 86,2 кг, то бой пришлось бы отменить. Это было никому не нужно, и в таких случаях обычно организаторы закрывают глаза на некоторые мелочи. Однако самая интересная информация о весе участников матча появилась прямо перед боем. Весы под Роем показали аж 90,2 кг, то есть, получается, он поправился за сутки почти на 3 кг (правда, взвешивался Джонс опять в одежде), а под Руисом - всего 101,6 кг, то есть он похудел почти на килограмм. Сильно сомневаюсь, что Рой все полтора дня между взвешиванием и боем налегал на хлеб с салом, запивая их литрами сахарного сиропа, который в свою очередь закусывал пригоршнями шоколадных конфет. Скорее на этот раз ему просто положили в карманы больше всякой железной всячины, чем перед этим, сделано это было преднамеренно, чтобы известие о том, каким большим и сильным Рой стал со вчерашнего дня, дошло до Руиса. Ну а что касается Джона, то он, скорее всего, перепсиховал, оттого и чуть похудел. Впрочем, разница в данном случае была совсем незначительная и могла объясняться самыми естественными причинами.
...И ЕГО ДОЛЖНИЦА
Сутенер-Тихоня бросился в атаку почти сразу, словно собираясь в совершенно буквальном смысле как можно быстрее выбить деньги из своей должницы, и здесь стало очевидно, что Джонс все-таки тоже немного нервничал. Ничего удивительного: с такими здоровыми мужиками ему до сих пор дела иметь не приходилось. Со стороны с непривычки их поединок тоже выглядел странно: разница в габаритах казалась чрезмерной. Первая пара эпизодов осталась за Руисом. Он сумел прижать Джонса к канатам и несколько раз не слишком убедительно пробить по корпусу, да к тому же и низковато, на что ему указал рефери. Затем Руис накатил еще раз и провел правый в голову, однако опять неплотно и нестрашно. Джонс в долгу не остался. Для начала он нанес левый боковой на отходе, а чуть позже добавил и справа. Руис стал прикрывать голову и получил по печени. Тем не менее пока Джону еще что-то удавалось. После атаки Джонса он сумел провести крепкий правый кросс, затем завязался размен, победную точку в котором поставил своим правым кроссом уже Рой. В целом раунд получился достаточно ровным, но я бы все же отдал в нем предпочтение Джонсу.
Второй раунд тоже начался с атаки Руиса. Из-за разницы в габаритах, когда Джон шел вперед, казалось, что он просто сметет Роя, но этого не произошло. Более того, постепенно создалось впечатление, что Руис вообще побаивался атаковать. Судя по всему, в первом раунде он сделал для себя весьма неприятное открытие, заключавшееся в том, что бьет Джонс куда сильнее, чем он ожидал от бывшего средневеса. Кроме того, сам Руис никак не мог достать Джонса, который уходил от него во все стороны сразу, в результате чего удары Джона либо не доходили до Роя, либо вязли в его защите, либо Руис сам проваливался во время своих атак.
Тем временем Рой все больше приноравливался к своему крупнокалиберному оппоненту, все больше его ударов достигали цели. Левая рука Роя заняла привычное положение у бедра значительно ниже талии (любой тренер оторвал бы своему ученику голову за это, но гении все делают несколько иначе). Оттуда Джонс постоянно стрелял то джебом, то хуком, главным образом на отходе. Правой он тоже постоянно бил то кросс, то вразрез, то апперкот. Периодически Джонс взрывался сериями, на которые Руис пытался отвечать клинчами, но рефери Джей Нейди не давал превратить боксерский матч в борцовскую схватку.
После этого началось обычное издевательство над противником в фирменном стиле Роя Джонса. Единственным отличием было, пожалуй, лишь то, что Рой не заходил сам добровольно в углы, как он это делал с более легкими по весу, но не по качеству соперниками. Одно время казалось, что, набрав вес, Джонс потерял в скорости, однако он несколько раз так ускорялся, что Руис терял всякую ориентацию и понятие о том, что ему теперь, бедному, делать. Вообще выглядел он достаточно жалко. И если защита у него была более или менее сносной, то атаковать Джонса он откровенно боялся, из-за чего на протяжении всего боя то и дело возникали долгие паузы, когда боксеры просто стояли друг против друга. Иногда Руис все-таки бросался на какой-то робкий штурм, но из этого мало что получалось. Джонс тоже время от времени атаковал, на мгновение разрывал дистанцию, наносил один-два удара или - реже - проводил небольшую серию и уходил на дистанцию, пока Руис силился понять, что же произошло.
Действие несколько оживлялось в тех редких случаях, когда Руису удавалось хоть что-нибудь. В 5-м раунде в размене Джонс пропустил пару ударов и, слегка разозлившись, жестами призвал Руиса повторить свой успех. Публика было обрадовалась, однако никакого продолжения со стороны Джона не последовало. Точнее, Рой пресек его робкие и непоследовательные попытки в этом направлении. В 6-м раунде Руис сделал отчаянный, по его понятиям, рывок, но Рой встретил его таким левым боковым, что Джона сильно болтануло. Джонс, как и следовало ожидать, на добивание не пошел, однако потом провел еще несколько хороших комбинаций, не забывая при этом валять дурака, всячески поддразнивая Руиса, почесываясь и улыбаясь до ушей.
На Руиса было жалко смотреть. С ролью грозного сутенера он явно не справлялся. Наверно, Джон уже понял, что спасти от позора его сможет только чудо. Один из давних соперников Джонса как-то сказал, что до того, как он вышел с Роем на ринг, он знал, как тот быстр, но только в бою понял, насколько Джонс быстр. Именно это постигал сейчас и Руис. А также то, насколько Джонс непредсказуем, насколько хороша его защита, насколько неприятны его возникающие из ниоткуда джебы, хуки, апперкоты и прямые, хлесткие, как удары кнута, и многое другое.
Чувствуя, что победа у него уже в кармане, Джонс сбросил обороты в 8-м и 9-м раундах. В 10-м Рой продемонстрировал на выбор весь свой арсенал, продолжая при этом дурачиться. В конце чуть-чуть заигрался, однако наказать его по-настоящему Руис не смог. Ему просто было нечем.
11-й раунд Джонс начал с пляски вокруг Руиса, нанося разные удары с разных сторон. Когда Рой провел мощный правый кросс, Джон попытался заехать ему локтем в кадык, но все равно не попал.
В 12-м раунде Руис пробовал атаковать навалом, а Джонс старался ничего не делать. После каких-то плясок в центре ринга Рой вообще отвернулся от Руиса. Тот снова ринулся вперед, даже прижал противника к канатам, однако опять ничего толком сделать не смог. Рой уже откровенно смеялся ему в лицо, уходя от очередной атаки. За 15 секунд до конца боя он победно вскинул руки. Руис успел сделать еще несколько невнятных движений, и, наконец, гонг! Счет судейских записок: 116-112, 117-111, 118-110 в пользу Джонса. Из них только последняя отражает реальный расклад сил в этом бою.
Вот так Рой Джонс одержал самую фантастическую победу в своей карьере, а для Джона Руиса закончились 12 раундов его самого большого позора, если не считать тех 19 секунд, которые понадобились в 1996 году Дэвиду Туа на то, чтобы его нокаутировать. Но там можно было кивать на случайно пропущенный удар, а здесь кивать было не на что и не на кого.
Правда, едва сойдя с ринга, Руис все-таки нашел на кого кивнуть - на рефери. Это, оказывается, он, коварный, во всем виноват. Не дал Руису вести бой в его манере, то есть, в переводе на человеческий язык, душить Джонса в клинчах. В общем, "злые люди бедной киске не дают украсть сосиски". Раньше Руис все больше жаловался на Холифилда, который действительно работает достаточно грязно, а здесь вдруг сам стал сторонником грязи. По-моему, совершенно напрасно. В боях без правил против Джонса у него вообще не было бы никаких шансов. В ответ на попытку задушить его в клинче Джонс придумал бы что-нибудь такое, на что ни у Руиса, ни у нас не хватит ни таланта, ни фантазии.
ЧЕМПИОН ПРИ КОРОЛЕ
Ни в коем случае не умаляя значения победы Роя Джонса, нужно все же помнить, что никто и никогда не считал Джона Руиса настоящим чемпионом мира в тяжелом весе. Просто так случилось, что его промоутера звали Дон Кинг и он через суд отобрал у абсолютного чемпиона мира в тяжелом весе Леннокса Льюиса титул по версии WBA. А потом разыграл его между двумя боксерами из своей конюшни - когда-то великим, а ныне отказывающимся уходить на заслуженный отдых упертым ветераном Эвандером Холифилдом и бесцветным Джоном Руисом. В конце концов не совсем честным путем посредственность одолела былое величие, а теперь гений одолел эту самую посредственность.
Пять лет назад я спросил Леннокса Льюиса, сможет ли Рой Джонс победить хорошего тяжеловеса. Льюис ответил: "На свете есть очень много тяжеловесов, которых Джонс с легкостью одолеет". Не стоит забывать и то, что ставки накануне боя заключались из расчета 2-1 в пользу Джонса, а это многое говорит как о нем самом, так и о Руисе. "Рой Джонс - достойный тяжеловес, - сказал после поединка потомок ямайских иммигрантов, а ныне британский джентльмен и единственный общепризнанный король тяжелого веса Леннокс Льюис. - На меня произвело сильное впечатление то, как он сегодня держался. Но вот сможет ли он так же выступить против меня, другой вопрос".
Когда совсем недавно Джонса спросили, не собирается ли он драться с Льюисом, тот ответил: "Зачем? Он же ничего плохого мне не сделал". Не думаю, что победа вскружит Рою голову. Он все очень хорошо о себе знает. Возможно, Джонс никогда не будет больше выступать в тяжелом весе, а может, проведет пару боев с соперниками, которые вполне ему по плечу, вроде чемпиона мира по версии IBF Криса Берда. Так или иначе, но мы скоро узнаем о планах Роя Джонса, отныне чемпиона мира в тяжелом весе по версии WBA. Если только он сочтет нужным поделиться ими с нами.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ