Газета Спорт-Экспресс № 28 (3115) от 7 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

7 февраля 2003

7 февраля 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

В нынешнем сезоне этот легионер набрал уже 50 очков, оставив позади других защитников-бомбардиров

Сергей ГОНЧАР

ЖЕНУ НАШЕЛ НА ОЛИМПИАДЕ-98

Игорь РАБИНЕР

из Санрайза

Какие только индивидуальные призы не выигрывали российские НХЛовцы: наиболее престижный "Харт Трофи" (самому ценному игроку сезона) брал Сергей Федоров, "Селке" (лучшему форварду оборонительного плана) - он же, "Морис Ришар" (сильнейшему снайперу) и MVP Матча всех звезд - Павел Буре, "Колдер" (лучшему новичку) - Сергей Макаров, Буре-старший, Сергей Самсонов и Евгений Набоков.

А вот "Норрис Трофи" - награда лучшему защитнику - до сих пор в ожидании своего первого российского обладателя. Смею предположить, что ждать осталось недолго. 28-летний Сергей Гончар марширует к "Норрису" чеканным шагом.

Начиная с сезона-98/99 защитник "Вашингтона" забросил 92 шайбы - его ближайший преследователь по этому показателю, Блэйк, отстает на 20 голов! Мало того, своим хобби по "расстрелу" чужих вратарей Гончар занимается не в ущерб основной работе: показатель полезности "плюс 57" за тот же период тому свидетельство. Лучший результат среди защитников-бомбардиров - только у Маккиниса, а, например, у Лича, Шнейдера и Озолиньша за пять лет накопились такие "минусы", что и произнести страшно.

Медленно, но верно Гончар превратился в звезду НХЛ - не мерцающую, а сияющую стабильным светом. Что ничуть не изменило его как человека: общаюсь с игроком "Кэпиталз" уже седьмой год и не устаю радоваться его открытости, доброте и воспитанности.

ПОДТЯНУЛ ОБОРОНУ

- Мой коллега и давний приятель из "Вашингтон пост" Джейсон ЛаКанфора, едва мы встретились во Флориде, воздел руки к небу: мол, Гончар в этом сезоне играет так, как никогда! Что подвигло его на такое заявление? - спрашиваюСергея .

- Может быть, то, что я стал лучше играть собственно в обороне. По большому счету все были этому удивлены, хотя я-то свои возможности знал. Играл ведь в "Динамо" и не набирал много очков - просто потому, что на это там особого внимания не обращали.

- Разумеется, ведь тренировал тогда бело-голубых Петр Воробьев, который недавно произнес эпохальную фразу: "В моей команде не бывает атакующих защитников".

- (Смеется.) Не удивлен. Стиль игры у Петра Ильича и в те времена не побуждал защитников к творчеству. Я с детства любил участвовать в атаках, но в "Динамо" мне пришлось об этом забыть. Более того, вынужден был даже начать драться, но прекратил, едва придя в "Вашингтон" и увидев первую настоящую драку нашего бойца Крейга Беруби.

- Зато навыки игры в обороне, как видим, у вас остались. Правда, что в нынешнем сезоне нашелся человек, который их развил?

- Да, и зовут его Рэнди Карлайл. Когда-то он сам выиграл "Норрис Трофи" и прошлым летом, после отставки главного тренера Рона Уилсона и прихода из АХЛ молодого Брюса Кассиди, стал его помощником. Кассиди с Карлайлом заявили, что ждут от меня более надежной игры в обороне, чем раньше. Я ответил, что у самого есть такое желание: все время ведь говорят, что умею только атаковать. И хочется доказать обратное.

- То есть все эти заявления породили в вас какой-то спортивный азарт?

- Да. К тому же понял, что новые тренеры настроены мне доверять, и не хотелось их подводить.

- Уилсон года два назад тоже дал вам полную свободу действий.

- Но Рон рассматривал меня как исключительно атакующего защитника. В большинстве - да, я мог импровизировать как хотел и почти не покидал лед. Но при этом вообще никогда не выходил в меньшинстве.

- В американской печати вы не раз говорили, что Карлайл за полгода вас многому научил.

- Так и есть. В НХЛ очень важны небольшие, на первый взгляд незаметные детали, и тут помощь обладателя "Норрис Трофи" оказалась неоценимой.

- В чем она выражалась?

- Он научил меня целому ряду нюансов: к примеру, как при борьбе за шайбу в углу площадки лучше использовать корпус и клюшку. Как говорится, век живи - век учись.

- Как же вам с таким акцентом на оборону удается вновь занимать первое место в лиге среди защитников-бомбардиров?

- Само собой получается. Важно, что у нас в последнее время очень хорошо "работает" большинство, а потому есть стабильный шанс набирать очки.

- Когда-то вы после каждой тренировки делали 100 бросков по пустым воротам. Продолжаете?

- Да. К тому же добавил еще некоторые индивидуальные упражнения, которые зависят от качества моей предыдущей игры.

- Скоро на "Норрис Трофи" наработаете?

- Нельзя об этом думать во время сезона. Надо другие задачи решать: в плей-офф выходить, там что-то выигрывать.

ЛЮБОВЬ В НАГАНО

- Десять месяцев назад у вас родилась дочка, Наташа. Появление первого ребенка как-то повлияло на игру?

- По-другому на жизнь стал смотреть. Глядишь на ребенка - и к хоккею намного ответственнее относишься. Понимаешь, что от тебя уже зависит и судьба этого человечка.

- А разве не мешает игре обилие семейных забот?

- У меня жена - бывшая спортсменка, так что она в полной мере понимает, как в нашем деле тяжело, как люди устают.

- Вы познакомились на Олимпиаде-98 в Нагано, где Ксения выступала в танцах на льду?

- Да, причем, представьте, в последний день Игр, за несколько часов до отъезда! Долгое время созванивались, затем встретились в России, позже она ко мне в Вашингтон приехала... Вот так интересно распорядилась судьба.

- Раз уж заговорили на олимпийскую тему, давайте вспомним Солт-Лейк-Сити. Как получилось, что вы играли строго в защите и не набрали ни одного очка?

- В сборной было столько талантливых атакующих игроков, что их хватило бы на несколько команд. Вот я и рассудил, что не нужно рисковать. Сзади сыграл надежно, но это не оправдывает того, что в атаке вообще ничего не сделал.

- Что, по-вашему, происходило с командой в провальных двух периодах полуфинала с американцами?

- Думаю, победа над чехами вызвала такую радость, что это перенеслось на следующий матч. Из нас, можно сказать, пар вышел, не было с первых минут того максимального настроя, который вернулся в третьем периоде. Но было уже поздно. Хотя мы очень не хотели уступать - все ведь играем в Америке, и понимали, что в случае поражения многие не откажут себе в удовольствии посыпать солью наши раны.

- Если НХЛовцам разрешат участвовать в следующей зимней Олимпиаде в Турине - поедете?

- Да.

ТЕЩА - В БЕЛОМ ДОМЕ

- В России были прошлым летом?

- Из-за рождения ребенка нет. Хотя и мне хотелось, и жене. Мы всегда ездим домой и обязательно отправимся туда следующим летом.

- Как же удалось отлучиться на All Star Game вместе с Ксенией?

- Сейчас с ребенком сидит ее мама, которая постоянно проживает в Германии. Я организовал для нее экскурсию по достопримечательностям столицы США: пользуясь старым знакомством с работником службы охраны Белого дома, провел тешу в это знаменитое здание.

- Знакомство это, помнится, вы завели еще лет семь назад. Каким образом ваш приятель сохранил свой пост после ухода демократа Клинтона и прихода республиканца Буша?

- Охрана Белого дома - отдельная структура, которая не имеет ничего общего с президентской администрацией.

- Теща в Белом доме - это здорово. А правда ли, что в вашей питерской квартире сейчас живет сын Валерия Харламова Александр?

- Правда. Мы дружим: нас когда-то познакомил Витя Козлов, сдружившийся с Сашей в юношеской сборной - той, что на год младше моего возраста. И когда он рассказал, что переходит в СКА, я ему предложил для удобства пожить не на базе, а в моей квартире.

- Прошлый сезон вы для себя публично назвали неудачным. Ничего себе неудача для защитника - забили 26 голов и разделили первое место с Никласом Лидстремом по очкам!

- Но при этом в плей-офф не вышли и Олимпиаду не выиграли. Чемпионат закончился рано, в розыгрыш Кубка Стэнли не попали, приходишь домой - все спрашивают почему... Дискомфортно было, и голы это чувство побороть не могли.

- А почему, кстати, не вышли? Ведь перед сезоном приобрели самого Ягра...

- Ему тоже нужно было время на адаптацию. Человек больше десяти лет играл в Питтсбурге, а тут - новый город, новые ребята, новая атмосфера... К тому же и травмы на него навалились. Только сейчас Яромир вошел в ритм, которого от него ждут. Нормальный, кстати, парень, по отношению к партнерам никакой "звездности" у него и в помине нет. Большой шутник - настолько часто что-нибудь откалывает, что это уже вошло в привычку.

- По-русски говорит?

- Понимает абсолютно все, но говорить чаще всего стесняется.

- С Ягром в хорошей форме можно и за Кубок Стэнли побороться?

- Надо постараться как-то за прошлогодний невыход в плей-офф оправдаться. Жаль, правда, что обменяли Андрея Николишина. Не только потому жаль, что мы с ним в самолете часами напролет в домино играли или потому, что он русский. Такой надежный игрок и человек любую команду усилит. Скучно без него, причем не только мне.