Газета Спорт-Экспресс № 28 (3115) от 7 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛЕГИОНЕРЫ |
ФРАНЦИЯ |
ЗАБУДЕМ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ |
Говорят, первое впечатление самое верное. В таком случае, давайте окунемся в 77-й год. Мы, группа советских студентов, прилетаем в "Орли". "Где мы?" - первый вопрос. И вот почему. Пока автобус везет нас в центр Парижа, я, до того за границей не бывавший, если не считать социалистическую Польшу, не могу избавиться от ощущения, что прилетел вовсе не в ту страну, где "шпионки с крепким телом".
Нет, насчет тела у тех, что я видел сквозь оконное стекло, было все замечательно - крепко и стройно, как и предупреждали в родном инязе. Но почему большинство - совсем не того цвета, что было изложено в справке? Нас по ошибке не в Африку забросили?
Везут по Парижу, и чем дальше, тем больше недоумение. Умом понимаем, что не могли вместо Франции в Анголе приземлиться, а как посмотрим по сторонам - кругом черные. Еще арабы попадаются. Вот оно, первое впечатление...
Но, собственно, им я поделился только ради футбола. Когда спустя двадцать лет приехал во Францию в качестве корреспондента "СЭ", на многое посмотрел глубже. Бывал в уик-энды в Венсенском лесу. Там десятки футбольных полей. На них сотни мальчишек. Не надо быть слишком наблюдательным, чтобы обнаружить некоторую закономерность: большинство гоняющих мяч пацанов - черные, на втором месте - арабы. Почему так - другой вопрос. Могу предложить традиционное социальное объяснение: парнишки из малообеспеченных семей не имеют иного выбора в жизни, кроме спорта. Это, кстати, абсолютная правда. Как и то, что негритята генетически более предрасположены к спорту, чем белые.
Что мы на сегодня имеем? Пока двух реальных чемпионов мира из Африки: Марсель Десайи родился в Гане, а Патрик Виейра - в Сенегале. Они оба, правда, еще в глубоком детстве были вывезены во Францию и потому к Черному континенту имеют отношение весьма условное, но и отрицать его полностью все же не стоит.
Сегодня Франция - наверное, самая приближенная к африканскому материку из футбольных держав. Это объективный исторический факт. Есть языково-культурная связь, облегчающая тренерам проникновение на континент. Что бы мы ни говорили, они, французы, там свои. Знают кого приискать и в интернат привлечь. Если бы только о франкофонах речь шла. Так ведь Принс Дай, что из "Бастии", - игрок сборной англоязычной Либерии.
И второе - тоже объективное. Воспитание футбольной молодежи во Франции - образец для всего мира. Все профессиональные клубы - а это по меньшей мере два дивизиона и соответственно четыре десятка команд - обязаны иметь центры подготовки, то есть интернаты. С полями, при виде которых наши футбольные руководители в обморок падают - видел лично! И африканцев французы в отличие от других европейцев завозят к себе не готовыми футболистами в команды мастеров, а детьми и подростками в эти самые центры подготовки. Где и выращивают из них Диуфов, Сиссе и Диопов. Как из привозных, так и из местных - взгляните на составы команд французского высшего дивизиона, и наряду с гражданами Сенегала, Камеруна или Мали вы обнаружите там массу французов, чьи фамилии выдают то же африканское происхождение.
А мы все о национальном вопросе разговор ведем... Да ни один мегаполис, будь то Париж, Лондон или Москва, обойти его не сумеет. И мне представляется, что прививки от него бессмысленны. Придет день, когда вырастут у нас, в московских, заметьте, дворах, новые Месхи, Метревели и Оганесяны - все как один с российскими паспортами. Этого дня многие не хотят, но он неизбежен.
Александр ПРОСВЕТОВ |
Париж - Москва |