Газета Спорт-Экспресс № 22 (3109) от 31 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

1 февраля 2003

1 февраля 2003 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

ТАЙФУН 50

Фигурное катание лихорадит. Не было фигуриста (как и тренера) на недавнем чемпионате Европы, которого бы не спросили, что он думает о новой системе судейства и как к ней относится.

Недели, проведенной в Швеции, оказалось достаточно, чтобы понять: относятся плохо. Причем не столько к самой системе, которая все же привнесла некоторую объективность в этот скандальный вид спорта, сколько к ее главному идеологу - президенту Международного союза конькобежцев (ИСУ) Оттавио Чинкванте.

Синьор Чинкванта (которого частенько за глаза именуют Мистер 50, напрямую переводя итальянское значение фамилии) проявил себя за годы правления весьма деятельным человеком. Достаточно было первых его действий, благодаря которым в любительское фигурное катание хлынули немереные деньги, чтобы понять: под безупречной внешней упаковкой (костюм, галстук, прическа, выправка и т.д.) скрывается тайфун.

Итальянцу удалось изменить положение в ледовом королевстве кардинальным образом. Для начала он отправил в нокдаун профессиональное фигурное катание, остановив отток туда фигуристов-любителей. Действительно, к чему уходить, зная, что можно заработать те же деньги, не лишая себя гораздо более высокой концентрации соревновательного адреналина. Ведь после того как два года назад профессионалы лишились своего чемпионата мира (а многие шли в профи именно за этим титулом), смена статуса и вовсе потеряла смысл. Иначе, думаю, в любительском спорте давно не было бы ни Мишель Кван, ни олимпийской чемпионки Солт-Лейк-Сити Сары Хьюз, да и российские чемпионы Алексей Ягудин и Елена Бережная - Антон Сихарулидзе не оставляли бы за собой права, отдохнув год-другой, вернуться в любители вновь.

Однако следующий шаг Мистера 50, сделанный в направлении судейства, показал: избытком альтруизма итальянец не страдает. Где есть большие деньги, должен быть порядок.

Вряд ли можно назвать порядком то, что случилось на Играх, когда при попустительстве (а не исключено, что при прямом участии) Чинкванты канадской паре вручили второй комплект золотых наград. Аукаться президенту ИСУ этот прецедент, думаю, будет долго. Но нельзя не признать: затеяв революционные реформы, Чинкванта заставил общественность переключить внимание на новую, куда более животрепещущую тему.

Хорошо это или плохо?

Комментируя новшество в Мальме, известный российский тренер Алексей Мишин сказал:

- ИСУ - громадная структура. Это не только федерации. За каждой стоят школы, спортсмены, тренеры, которые не могут понять: на что же им ориентироваться? Сегодня правила одни, завтра - другие, и никому не известно, что последует дальше. Наверное, это не совсем правильно. В консерватизме тоже есть свои плюсы.

Рассуждать можно долго. Например, о том, не было бы правильнее, если уж ИСУ пошла на то, чтобы посадить на судейскую скамью вдвое большее количество арбитров, разделить их на две группы, чтобы одна оценивала технику катания, а другая - художественное исполнение. Очевидно ведь, что один человек не очень способен следить и за тем, и за другим. Но это мое мнение, которое отнюдь не исключает противоположного. А значит, дискуссии могут тянуться до бесконечности.

Гораздо важнее другое. Соревнований этого сезона, которые прошли с применением новой компьютерно-выборочной системы, было достаточно, чтобы понять: влиять на окончательную расстановку сил через личные связи с судьями уже невозможно. Хочешь победить - катайся на голову выше. Как только в фигурном катании будет введена система коэффициентов (что может произойти уже в ближайшем будущем), такая постановка вопроса станет еще более принципиальной. Более того, фигуристы наверняка начнут стремиться к тому, чтобы усложнить не только прыжки, но и все прочие составляющие программ. Именно это, как мне кажется, а не сам факт реформ, и было главной идеей президента ИСУ. И отнюдь не единственной.

"Не понимаю, почему фигуристы не катаются в литых ботинках", - сказал он как-то. Кто знает, не предложит ли Чинкванта спортсменам перейти на ботинки с пружинками, для того чтобы принципиально увеличить сложность прыжков? Бред, конечно. Но ясно одно: фраза "Такого в фигурном катании не было никогда" для итальянца не аргумент.