Газета Спорт-Экспресс № 18 (3105) от 27 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ |
Андрей ЧЕРВИЧЕНКО, Александр ШИКУНОВ:
"И В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИЛА МЫСЛЬ,
ЧТО РОМАНЦЕВ МОЖЕТ УЙТИ ИЗ "СПАРТАКА"
Каким будет "Спартак" в 2003 году? Этот вопрос сегодня волнует миллионы поклонников красно-белых. Но было бы смешно, затронь я в беседе с президентом "Спартака" Андреем Червиченко при участии спортивного директора клуба Александра Шикунова лишь темы, касающиеся будущего девятикратного чемпиона России. Непривычное третье место в минувшем первенстве создало руководителям клуба дополнительные сложности, о которых я, признаться, даже не подозревал.
Андрей Червиченко: - У бронзовой медали имеются - и в прямом, и в переносном смысле - две стороны. Если награждать ими футболистов с помпой, как прежде, то могу легко себе представить, какая будет реакция: ну вот, уже бронзе радуются. Если же устроить скромное торжество опять же будут недоумевать: дескать, либо деньги зажали, либо медалей стесняются.
Александр Шикунов: - Мы тут всемером, начальники всех подразделений клуба, ломали голову над этой проблемой. Даже вспомнили, как во время вручения золотых медалей в Кремлевском дворце съездов некоторые зрители освистали Робсона, Маркао и Тчуйсе. Не представляете, как нам было стыдно! Но если ориентироваться на кучку ненормальных людей, то, к примеру, Павленко и Данишевский должны получать свои первые в жизни награды чемпионата России в мертвой тишине, поскольку болельщиков в зале быть не должно. Обидно, не правда ли? А ведь есть футболисты, которые по десять-двенадцать лет отыграли в большом футболе и медали ни разу не удостоились.
Андрей Червиченко: - По понедельникам вот здесь, за президентским столом, собирается совет директоров для обсуждения насущных проблем. Как правило, мы приходим к общему знаменателю. А вот по поводу награждения к единому мнению так и не пришли. Но, полагаю, придем - мы еще не в цейтноте.
- Среди моих коллег есть те, кто утверждает, будто Олег Романцев может уйти из "Спартака" - причем еще до начала чемпионата. Что вы можете сказать по этому поводу?
Александр Шикунов: - Мы недавно вернулись из Турции, куда по служебной необходимости вылетали на короткий срок. И только приземлились звонок на мой мобильный телефон: "Неужели Романцев подал в отставку?!" Я был шокирован.
Андрей Червиченко: - Мне и в голову не приходила мысль, что Романцев, у которого долгосрочный контракт со "Спартаком", может расстаться с командой. Нас он вполне устраивает, а лично мне представить на его месте кого-то другого очень трудно.
- Мне, признаться, тоже. Особенно, учитывая тот неоспоримый факт, что наш футбол испытывает острый дефицит в квалифицированных тренерах. Однако можете ли вы утверждать, что у вас полное взаимопонимание с Романцевым?
Андрей Червиченко: - Безусловно. Иной раз, правда, приходится читать, что мы каким-то образом влияем на селекционный процесс. На самом деле ничего подобного не происходит. Романцев нам говорит, кого бы хотел видеть в команде, и мы, понятно, идем ему навстречу. И наоборот: если, по мнению Романцева, футболист в "Спартаке" себя исчерпал, то он выставляется на трансфер. Разумеется, почти ежедневно возникают и другого рода рабочие вопросы, каждый из нас высказывает свою точку зрения. Но насколько бы они не разнились, разум берет верх над эмоциями.
- Стоит ли перед "Спартаком" цель стать чемпионом России 2003 года?
Андрей Червиченко: - ... И еще выиграть Кубок.
- Как сказался провал в Лиге чемпионов на имидже клуба и его финансовом положении?
Андрей Червиченко: - Мы недополучили приблизительно от трех до четырех миллионов долларов. Хотя перед началом турнира "Спартак" относили за рубежом едва ли не к фаворитам. "Базель" был откровенно огорчен, что оказался по жребию в одной группе с нами, а в Ливерпуле с опаской вспоминали победу "Спартака" десятилетной давности. В действительности же у нас на тот момент не было слаженной команды. Юным футболистам было тяжело противостоять зрелым, мощным мужчинам из стана соперников. Да и не все легионеры оказались готовы к подобному испытанию.
Александр Шикунов: - Не стоит забывать, что перед стартом Лиги чемпионов мы лишились ключевых игроков Титова и Парфенова. Да и Ковтун выходил на поле, ощущая рецидив прежней травмы. Во второй половине сезона на больничной койке оказался Романцев. Это сказалось не только на подготовке к Лиге чемпионов, но и на исходе ряда матчей российского первенства: скажем, перед самым финальным свистком мы потеряли по два очка в Элисте и Ростове. Но особенно отразились на состоянии команды отъезды Романцева в сборную зимой и весной. Потому-то столь невыразительно "Спартак" и стартовал в чемпионате страны.
Андрей Червиченко: - Обратите внимание, у нас ведь выходили на поле игроки сборных: Титов, Бесчастных, Сычев, Ковтун - первой российской, Павленко, Данишевский, Кудряшов - молодежной и юношеской, Парфенов, Левицкий и Калиниченко - украинской, Кебе - сенегальской, Митрески - македонской. Например, защитника Митрески, который залечил травму и был лучшим в составе "Спартака" в обоих турнирных матчах на турецком сборе, уже сейчас, в январе, хотели бы заполучить несколько клубов бундеслиги. Заметно прогрессировал в прошлом сезоне бразилец Мойзес, который по своим человеческим качествам оставляет приятное впечатление. И все бы ничего, не распадись у нас в кульминационный момент почти вся центральная ось: Парфенов, Титов, Сычев...
- Туда же можно добавить и Ананко, который в разгар сезона уехал во Францию.
Андрей Червиченко: - Ананко служил "Спартаку" верой и правдой на протяжении многих лет. И когда обратился с просьбой отпустить в зарубежный клуб, то мы не имели морального права отказать ему. Хотя компенсация за футболиста была по нынешним меркам минимальная. "Я хотел бы попробовать себя во французском футболе, выучить язык и вообще сменить обстановку", - аргументировал свою просьбу Ананко. Кстати, и киевлянин Ващук объяснял нам свое желание выступать за "Спартак" стремлением сменить обстановку. При этом подчеркивал, что никаких претензий к киевскому "Динамо" у него нет. "Но вся беда в том, что я просыпаюсь и точно знаю, как и где проживу этот день, - говорил Ващук. - Порой уставал от одних только стен базы, насколько современной она бы ни была".
- Тем не менее ситуация с Ващуком остается неясной. Каким вам представляется выход из нее?
Андрей Червиченко: - С Ващуком было все просто. Приехал, положил на стол контракт с "Динамо", срок которого истек, договорились об условиях личного контракта со "Спартаком". Словом, сделали все, как положено, когда речь идет о свободном агенте. Однако киевская сторона предъявила контраргументы на основании определенных документов, хотя мы убеждены в собственной правоте. Не хочу вдаваться в нюансы - о них уже достаточно много писалось и говорилось. Между тем у меня нет сомнений, что соответствующая комиссия ФИФА разберется с "делом Ващука" и поставит в нем точку. Так же, как и с "делом Сычева", которому предъявляет претензии киевское "Динамо". Наш технический директор Еленский вылетает в Швейцарию, где примет участие в обсуждении обоих дел. Конечно, приятнее договариваться о таких вещах напрямую, без вмешательства третьих лиц, - сбережешь нервы себе, оппоненту, да и самому игроку в период подготовки к сезону. Поэтому мы и предлагали обменять Ващука на одного из спартаковцев, но кандидатура киевлян не устроила. Однако в любом случае сделаем все от нас зависящее, чтобы Ващук в нынешнем году играл за "Спартак".
- Это может произойти еще при одном условии: если операция по поводу крестообразных связок, которую перенес Ващук, прошла удачно и его колено способно выдержать тренировочные и игровые нагрузки.
Александр Шикунов: - Разумеется, мы рискуем. Но при этом надеемся на лучшее, верим, что в рядах "Спартака" появится опытный классный мастер.
- Теперь, пожалуйста, о ситуации, сложившейся с переходом Смирнова из "Торпедо-ЗИЛа".
Андрей Червиченко: - Со Смирновым ситуация сложилась и вовсе уникальная. Возможно, она связана с приходом в "Торпедо-ЗИЛ" новых людей, прежде не работавших в клубной футбольной системе. Посудите сами: есть два (!) решения КДК о праве Смирнова перейти в "Спартак" - что тут еще обсуждать? Было, например, решение того же КДК относительно Сычева - мы же в суды не пошли, верно? Вот играл бы Смирнов на балалайке, возник какой-то спорный вопрос, его начальство обратилось в суд - и это было бы вполне объяснимо. Но Смирнов - футболист, он так же, как и "Торпедо-ЗИЛ" и "Спартак", подчиняется кодексу нашей футбольной структуры. Именно на основании его законов Быстров расстался с "Динамо", а Корытько - с "Ростсельмашем". Точно так же получилось и со Смирновым. КДК, повторяю, дважды подтвердил его правоту. Поэтому контракт с прежним клубом Смирнова был расторгнут, что дало нам возможность приобрести этого футболиста. И тут новое руководство команды "Торпедо-ЗИЛ" решило вставить нам и Смирнову палки в колеса - пытается во что бы то ни стало вернуть игрока назад. Не хотелось бы предсказывать, по какому сценарию будут развиваться события, хотя для меня сценарий этот очевиден.
Александр Шикунов: - К слову, еще за неделю до заседания КДК агент Смирнова Юрий Тишков, чья жизнь оборвалась в январе по вине отъявленных подонков или подонка, позвонил нам и сказал, что Смирнов хотел бы продолжить карьеру в "Спартаке".
Андрей Червиченко: - Тишков получил от нас положительный ответ. Ведь мы хотели приобрести Смирнова еще до того, как у него истек срок контракта. Но тогда выяснилось, что "Торпедо-ЗИЛ" не намерен его продавать. Когда же КДК объявил Смирнова свободным агентом, он сказал, что, кроме "Спартака", ни в какой другой клуб не пойдет. И мы оформили наши отношения.
Александр Шикунов: - С финансовой точки зрения Смирнову и его агенту было выгоднее совершить сделку с другим клубом. Но игрок настаивал на "Спартаке" и не менял свою позицию в зависимости от обстоятельств.
Андрей Червиченко: - Он, помню, сказал: "Если Олег Иванович не против моей кандидатуры, я готов приступить к тренировкам под его руководством". Романцеву же было достаточно нескольких минут знакомства со Смирновым, чтобы игрок получил от него добро.
- Переведены ли "Спартаку" деньги за трансфер Сычева? И, если не секрет, сколько все-таки стоил этот переход?
Андрей Червиченко: - Никаких тайн здесь нет. Трансфер Сычева был оценен в три миллиона долларов и оплачивался векселями. Но вся проблема в том, что по нашим законам мы не имеем права взять эти векселя в руки без лицензии Центробанка, позволяющей работать с ценными бумагами за рубежом. В общем, целая история. Однако хотелось бы добавить, что в случае продажи Сычева "Марселем" в другую команду "Спартак" получает от общей суммы сделки определенный процент. Этот пункт внесен в контракт между нашими клубами.
- Вас устраивает, как на данный момент укомплектована команда?
Андрей Червиченко: - У нас есть вакансии на трех позициях. Однако не хотим принимать поспешных решений. Важно заполнить эти вакансии достойными игроками. Надо постараться сделать так, чтобы в "Спартаке" был не просто набор хороших футболистов, а футболистов, составляющих команду единомышленников. Кстати, это один из выводов, на который меня натолкнула неудача в Лиге чемпионов.
- Можно ли в данном контексте говорить о громких приобретениях?
Александр Шикунов: - В каждой линии появится по одному высококвалифицированному игроку.
Андрей Червиченко: - Позиции уточнять не станем и о фамилиях умолчим, чтобы не привлекать к ним внимание тренеров и селекционеров из других клубов. Скажу лишь, что среди тех, кто находится в поле нашего зрения, есть и легионеры. Хотя с ними - и это ни для кого не секрет - связаны дополнительные хлопоты, в том числе и бытового характера. Но испытывая острый дефицит на исполнителей высокого класса не только в России, но и на территории бывшего Союза, "Спартак", как, впрочем, и остальные наши клубы, вынужден расширять границы селекции.
- Когда в расположение команды вернется Кебе?
Александр Шикунов: - Кебе уехал в Сенегал менять паспорт. Проблема усложняется тем, что он живет не в Дакаре, а в глубокой провинции, где эта процедура, по нашим данным, занимает не одну неделю. Вот мы и решили: пусть Кебе отправляется на родину сейчас, а не тогда, когда начнется чемпионат России.
- Как обстоят дела со строительством нового стадиона на юго-западе Москвы?
Андрей Червиченко: - Нам никак не дают забыть, что мы живем на постсоветском пространстве. (С этими словами президент "Спартака" рядом с фотографией нового крытого манежа раскладывает на столе карту, на которой красным цветом очерчены границы будущего клубного стадиона.) Вот Мичуринский проспект, вот улица Лобачевского, вот два больших участка, которые нам выделяются. И когда, казалось бы, все точки над i были расставлены, выяснилось, что на этой площади есть кусок земли, принадлежащий совхозу "Матвеевское". Теперь Москва должна этому совхозу отдать какую-то свою землю, расположенную в области, а область, в свою очередь, передать необходимый нам участок. Все это выяснилось, когда вопрос был вроде бы решен, но в архиве отыскали старые документы они и стали барьером для начала строительства стадиона "Спартак". Приблизительно такая же история произошла и в районе станции метро "Университет": нам выделили площадь, мы уже потирали руки в преддверии закладки первого кирпича, и тут оказалось - под землей сооружено нечто такое, что не дает возможности строить на поверхности.
- А какой стадион вы планируете строить?
Андрей Червиченко: - На 30 или 40 тысяч болельщиков. Больше 30 тысяч в Москве, как правило, на стадион не ходят. Шесть клубов, телетрансляции матчей, множество других развлечений - так что все объяснимо. Но вот стоимость билета на футбол остается загадкой. Хотим собрать самых активных своих болельщиков и сообщить им, каковы сейчас наши расходы на аренду стадионов, на охрану, на ГУВД, на подогрев поля и так далее. Любители футбола должны понимать, что если трибуны заполнены на две трети, то это такой-то сбор, если наполовину - то такой-то... И пусть они сами определят цены на билеты, исходя из того, что клуб должен покрывать свои затраты и иметь хотя бы минимальную прибыль. А что получалось на деле? Например, в прошлом году "Спартак" с продажи билетов заработал за весь сезон лишь 137 тысяч долларов. И то в основном за счет продажи лужниковских билетов на VIP-места, по которым потом пускали в VIP на "Динамо" и на "Торпедо-ЗИЛ", хотя на Восточной улице по большому счету таковые ложи отсутствуют. А это значит, что перед началом сезона на этом стадионе любители футбола билеты VIP могут и не приобретать вовсе.
- Во сколько обходится "Спартаку" аренда стадионов?
Александр Шикунов: "Лужники" - 40 тысяч долларов, "Динамо" - 25, "Торпедо-ЗИЛ" - 20.
- По какому принципу вы выбрали стадион на Восточной улице?
Андрей Червиченко: - Это была единственная реальная для нас возможность аренды. Остальные по различным причинам исключались. Хотя "Спартак" мог бы в ближайшее время принимать соперников на своем стадионе. В Ливерпуле жилые дома упираются в "Энфилд Роуд", в Праге стадион "Летна" расположен в 20 - 30 метрах от домов. Недавно побывали в Валенсии и своими глазами видели, как угол дома упирается в чашу "Местальи". У нас же стадион может быть построен минимум в 300 метрах от жилья. Я специально долго изучал карту Москвы, а точнее - расположение небольших стадионов. С какой целью? Чтобы купить какой-либо из них и на этом месте выстроить новый, современный. Да зачем далеко ходить: неподалеку от клуба, на Новорязанской улице, есть стадион, трибуны которого за сравнительно короткий период можно расширить до 15 - 20 тысяч. Да тот же "Спартак" имени Игоря Нетто реально за два месяца превратить в 12-тысячник. Но любой жилец, обитающий по соседству, вправе подать на нас в суд, решение которого будет в его пользу. И все из-за злополучных трехсот метров.
- Насколько соответствует действительности информация о том, что новым техническим спонсором вместо Adidas будет Umbro?
Андрей Червиченко: - На все сто процентов. Adidas лишь в декабре уведомил "Спартак", что отказывается от своих обязательств. В частности, одевать ветеранов и учащихся детской футбольной школы. И мы оказались, выражаясь шахматным языком, на флажке. Однако сработать удалось оперативно: "Спартак" разорвал контракт с Adidas, a 30 января заключит договор с Umbro. Пока на год. А в течение сезона будет обсуждаться вопрос о долгосрочном контракте.
- Будет ли продлен контракт с "Лукойлом"?
Андрей Червиченко: - Да, и произойдет это в марте, поскольку именно в марте истекает срок предыдущего контракта.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ