Газета Спорт-Экспресс № 2 (3089) от 8 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4
КОНЬКИ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
МНЕНИЕ Ольги ЛИНДЕ |
В мужской, самой зрелищной части программы чемпионат сильнейших скороходов Старого Света на льду крытого катка "Тиалф" был, по сути, матчевой встречей хозяев площадки и конькобежцев сборной России. Яркой иллюстрацией этому являются результаты на полуторке, где среди 7 лучших - только наши и голландцы. Причем гости выступали не только в численном меньшинстве - трое россиян против четырех голландцев, но еще и в условиях чудовищного психологического прессинга.
Надо знать, что такое - коньки для Голландии, чтобы понять, какую цену имела домашняя победа для любого из членов голландской сборной. В особенности для неоднократного чемпиона мира и Олимпийских игр, мирового рекордсмена Джанни Ромме, ни разу (!) не выигрывавшего европейские чемпионаты. И ни разу не побеждавшего на "Тиалфе". А еще надо знать, что такое для голландца - победа на льду "Тиалфа", катка, за время своего существования ставшего настоящей легендой не только для Страны тюльпанов, но и для любителей коньков во всем мире. Сложив вместе эти два фактора, становится понятно, что вырвать у хозяев льда эту победу можно было только очень большой кровью. По отзывам наших тренеров Валерия Муратова и Бориса Васильковского, организаторы турнира со своей стороны сделали все, чтобы максимально обезопасить любимцев Голландии от каких бы то ни было неожиданностей. Например, на старте пятисотки фаворита этой дистанции Евгения Лаленкова судья останавливал 6 (!) раз, в конце концов дав нашему скороходу фальстарт на пустом месте. Только спортсмен может понять, чего стоило Евгению в условиях столь беспардонного давления не растерять настроя и пробежать спринт быстрее трех голландцев из четырех.
Ради справедливости должна отметить, что под прессинг местных арбитров попали не только наши. По всем существующим правилам в беге на 5000 м голландца Марка Тюйтерта должны были дисквалифицировать - при смене дорожки он нарушил правила минимум трижды, откровенно мешая напарнику по забегу поляку Павлу Зигмунту, который имел все шансы рассчитывать на медаль более высокой пробы, чем доставшаяся ему в итоге бронза. Пару раз поляк был вынужден фактически останавливаться и распрямляться, в противном случае неминуемым было бы столкновение!
И еще одна деталь. Напомню, что в Херенвен сборная России приехала после национального чемпионата, проведенного на открытом льду Кирова в сильнейший мороз. Что весьма дорого аукнулось нашим в Голландии. И дело здесь не только в том, что, надышавшись студеным воздухом, практически вся сборная заработала махровую простуду, а Дмитрий Шепель просто-напросто отморозил ноги (в тех местах, где кончались штанины комбинезона, но еще не начинались ботинки коньков, кожа, по свидетельству Муратова, облезала клочьями). Главное в том, что бег под небом и под крышей - две большие, как говорят в Одессе, разницы. Фактически это два разных вида конькобежного спорта. И при современной тончайшей технике бега, когда вопрос о победителе и проигравшем порой решают сотые доли секунды, такие "качели", как между Кировом и Херенвеном, губительны. Нашим, конечно, не впервой перестраиваться, и, проводись чемпионат где угодно, кроме "Тиалфа", перестройка эта так остро, скорее всего, не сказалась бы. Но, сражаясь с голландцами на голландском льду, давать такой форы было нельзя.
Увы, избежать этого было не во власти российских конькобежцев.
И последнее. Уезжая в Голландию, наши тренеры - осторожные вообще-то люди, чуть ли не в один голос прогнозировали как минимум двух россиян в итоговой тройке призеров. Так и слышу, как кое-кто язвит: опять, мол, шапками закидали! Не было в этом прогнозе ничего шапкозакидательского. Просто профессионалы высочайшего класса вполне трезво и профессионально оценили реальный класс своих подопечных. Но живут и бегут Лаленков, Шепель и их товарищи не в виртуальном, а в реальном мире, где на карте есть крошечная страна Голландия, способная на каждый крупный турнир выставлять новый квартет могучих, прекрасно мотивированных и, что главное, абсолютно свежих конькобежцев. Против которых гигантская Россия вынуждена сражаться теми малыми силами, которые есть.