Газета Спорт-Экспресс № 274 (3066) от 2 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

2 декабря 2002

2 декабря 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги сезона

ВЕРНИТЕ НАМ "СПАРТАК"!!!

ЗА КАЖДЫМ СПАДОМ - ВЗЛЕТ

В предыдущие четверть века в истории "Спартака" случались спады, каждый из которых с позиций нынешней российской чемпионской стабильности клуба можно было назвать и провалами. Но если вспомнить, скажем, послевоенный период, а "Спартак" после 1939 года вновь стал лучшим в стране только в 1952 году, то лишь 1976 год, когда красно-белые вылетели из сильнейших, следовало бы признать полной катастрофой. При этом нельзя не заметить, что за каждым спартаковским спадом, даже самым глубоким 26-летней давности, неизменно следовал взлет. В клубе всегда умели извлекать уроки из неудач.

АНАТОМИЯ ТРАГЕДИИ

Еще за два года до описываемых событий ничто вроде бы не предвещало катастрофы. В острейшей борьбе за золото чемпионата СССР "Спартак" лишь очко уступил своим уже традиционным конкурентам динамовцам Киева, и его серебро отсвечивало высшей пробой. Но назревала смена поколений, чреватая обычно потерей привычных высот. "Спартак" ее переживал на редкость болезненно, и уже через год, оценивая 10-е место прославленного клуба в сезоне-75, его ветеран Никита Симонян писал: "Тяжелые времена переживает "Спартак". В последние годы команда хронически страдала недоукомплектованностью, которая наслаивалась из года в год. Ее новым наставникам предстоит нелегкая работа по созданию игрового ансамбля, сплоченного коллектива, определению его игрового почерка". Не знал еще, не ведал тогда один из знаменосцев "Спартака", какой подарочек заготовили наследнички к его 50-летию!

Омоложения требовал состав команды. Но чиновники из центрального, российского, городского советов "Спартака" вдруг решили, что устарело прежде всего руководство клуба. И нашли преемников Николаю Старостину, Николаю Гуляеву в лице популярных спартаковцев более молодого поколения - Анатолия Крутикова (старший тренер) и Ивана Варламова (начальник команды). Что значил для спартаковцев Николай Петрович Старостин, лишний раз объяснять не надо, и неистовый спартаковский дух стал постепенно выветриваться из команды. Без своего патриарха "Спартак" все больше превращался в корабль без руля и без ветрил. И для новых наставников красно-белых работа стала нелегкой вдвойне.

В сезоне 1976 года в "интересах сборной" проводилось два однокруговых чемпионата СССР - весенний и осенний. Уже результаты первого, когда "Спартак" при 16 участниках занял 14-е место, должны были насторожить, а всех, от кого зависело благополучие клуба, обязать принять меры. По старту в осеннем первенстве казалось, что выводы сделаны. Еще 12 октября - после двух третей турнирного пути - "Спартак" чувствовал себя своим в первой пятерке и даже последовавшее затем поражение в Куйбышеве от "Крыльев Советов" не вызвало особой тревоги. Предстоял матч в Лужниках с середняком - одесским "Черноморцем", исход которого ни у кого сомнений не вызывал. Но именно с него, с гола Владимира Устимчика в результате неожиданного падения на скользком поле спартаковского либеро Николая Осянина за десять минут до финального свистка, началось затяжное падение красно-белых. За тур до финиша спартаковцы на очко опережали "Арарат", которому предстояла игра с уже обеспечившим себе чемпионское золото "Торпедо". Однако в заключительном матче "Спартак" потерпел поражение в Киеве - 1:3, а автозаводцы не пришли ему на помощь, уступив ереванцам - 0:1. И "Спартак" впервые отправился во второй эшелон чемпионата страны.

Сейчас кажется невероятным, как, имея в составе таких звезд, как Евгений Ловчев, Виктор Папаев, Валерий Гладилин, Виктор Самохин, Николай Абрамов, Александр Прохоров, Николай Осянин, любимца болельщиков Михаила Булгакова (в том сезоне дебютировали в спартаковских футболках Вагиз Хидиятуллин и Олег Романцев), "Спартак" ухитрился вылететь. Однако столь печальный исход оказался не случайным, а скорее закономерным. При немалом спартаковском стаже и клубном патриотизме новые тренеры команды не имели опыта работы на таком уровне, с игроками высшей квалификации. Да и вообще их тогдашняя компетентность вызывала сомнения. "Спартак" впервые оказался в числе неуспевающих. По мнению начальника Управления футбола Спорткомитета СССР Анатолия Еремина, руководители клуба представили в своем ежегодном отчете "такие цифры, которые находились в полнейшем несоответствии с элементарной логикой и заставили задуматься о квалификации тренеров, составлявших эти отчеты".

После вылета "Спартака" сразу пошли разговоры о том, что, как и ленинградский "Зенит" в свое время, он за большие заслуги перед советским футболом получит индульгенцию в виде сохранения места в высшей лиге. Лишь горячий болельщик красно-белых Константин Есенин призывал: "Не надо искать снисхождения. Первая лига так первая. Таково мнение и Николая Петровича Старостина". Неясность сохранялась аж до начала марта, пока наконец не был обнародован календарь очередного сезона в высшей лиге. "Спартак" в нем не значился. По слухам, столичное руководство все же решило похлопотать в партийных верхах, без учета мнения которых невозможны были судьбоносные решения и в футболе. Но секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, на которого на свою беду нарвались ходатаи, футболом не интересовался совершенно и, как рассказывают, спросил: "А как по правилам?" "По положению о розыгрыше "Спартак" должен вылетать", - объяснили ему. "Так пусть и вылетает", - последовал ответ.

Однако то фиаско "Спартака" неожиданно обернулось фантастическим ростом его популярности. Трибуны стадионов первой лиги ломились от зрителей, когда под руководством приглашенного из "Динамо" Константина Бескова красно-белые триумфально возвращались в элиту. А вернувшись, "Спартак" вновь завоевал лидерство в нашем футболе, которое продолжается и до сей поры.

МЕЖДУ 11-м и 12-м ТИТУЛАМИ

Под водительством Бескова "Спартак" ежегодно, правда, с разной долей успеха, оспаривал золото чемпионатов СССР, и потому его 4-е место в 88-м было воспринято поклонниками команды весьма болезненно. Ведь годом раньше популярнейший клуб ярко продемонстрировал свое превосходство над остальными не только 11-м чемпионским титулом, но и значительным перевесом по числу побед (16) и забитых мячей (49). И Константин Бесков особо выделял тот сезон из 12, отданных им "Спартаку". "С творческой точки зрения мне ближе сезоны-77 и -87, - говорил мэтр. - И там и там пришлось искать состав и ставить игру. Удалось испытать редкий для тренера момент, пережитый, может быть, единицами, когда творческий поиск увенчивается окончательным большим успехом". Состав красно-белых тогда укрепили новички в каждой линии - защитник Александр Бокий, полузащитник Виктор Пасулько, нападающий Валерий Шмаров. Казалось, звездный час их и их партнеров еще впереди. Но на следующий год "Спартак" не попал в призеры.

Когда в конце октября "Спартак" в принципиальном поединке вырвал победу у динамовцев Киева - 1:0 и поднялся в первую тройку, отставая всего на три очка от лидера - днепропетровского "Днепра", его шансы и на очередное золото казались реальными. Однако после окончания сезона болельщики шутили, что, победив традиционных соперников киевлян, спартаковцы посчитали выполненной свою задачу на сезон. И действительно, в дальнейшем команда начала раздаривать очки налево и направо, не сумев зацепиться даже за бронзу.

О причинах неудачи тогда писалось скупо, но в кулуарах говорили об отсутствии единства в команде, в лучшие годы всегда представлявшей собой монолитный, устремленный к единой цели ансамбль. Раздираемый враждой отдельных группировок "Спартак" действительно сумел собраться только на принципиальный матч. И Старостин, и Бесков при всем своем опыте оказались не в силах объединить игроков. Некоторые футболисты узнали или почувствовали, что тренер собрался по окончании сезона расстаться с ними, и энтузиазма это у них, естественно, не вызвало. А в начале осени и сам тренер вдруг заговорил о своей грядущей отставке. Анализируя отступление "Спартака" с передовых позиций, заслуженный тренер СССР Александр Севидов тогда писал: "Причину вижу в неопределенности, которую переживала команда, после того как в середине сезона Бесков заявил о предстоящем уходе". Но добавил: "Думаю, что молодой тренер Романцев, которому Бесков передал очень хорошую команду, сумеет расположить к себе игроков, хотя, конечно, работать после такого крупного футбольного режиссера очень и очень непросто". И как в воду глядел. Романцев вернул в "Спартак" Черчесова и Базулева (из "Локомотива"), Морозова и Позднякова (из "Динамо"), пригласил Кулькова, Попова, Хлестова, и уже на следующий сезон, несмотря на все трудности тренерского дебюта в популярнейшем клубе, привел его к 12-му чемпионскому титулу.

БРОНЗОВЫЙ КРИЗИС

Для кого-то бронза чемпионата России - предел мечтаний, для "Спартака", ставящего перед собой в каждом турнире высшие цели, - разочарование. Тем не менее 3-е место в сезоне-95 даже после трех подряд званий чемпиона России тогда вряд ли можно было отнести к провалам. Но вот не далее как в прошлое воскресенье капитан и спартаковский лидер Егор Титов в телевизионном интервью охарактеризовал нынешнюю спартаковскую бронзу как "грандиозную неудачу". Что ж, как заметил классик, "большое видится на расстояньи". Ведь Титову в том 1995 году, казалось бы, полностью противоречил признанный лучшим игроком сезона его одноклубник Илья Цымбаларь, который на вопрос, можно ли назвать выступления команды успешными, ответил: "В принципе, да". Но имел в виду он, скорее всего, не итоги чемпионата России, а результаты красно-белых осенью в Лиге чемпионов. "Любопытно, что неудачи на старте в чем-то даже помогли нам, - утверждал Цымбаларь. - В отличие от предыдущих лет команда вышла на пик формы в тот момент, когда началось самое серьезное соревнование - имею в виду Лигу чемпионов. Календарь ведущих клубов в Европе и в России, в частности, очень трудный, и провести весь сезон на одном дыхании просто невозможно. Так что нет худа без добра".

На старте чемпионата "Спартак" подвергся настоящей эпидемии травм. В первых матчах не смогли выйти на поле Андрей Тихонов и Андрей Пятницкий, а вскоре к ним присоединились Юрий Никифоров и Илья Цымбаларь. В результате, проиграв "КАМАЗу", владикавказскому "Спартаку", "Ротору", столичному "Локомотиву", московский "Спартак" в середине июня опустился аж на 9-е место в таблице. Но вошли в строй травмированные, вернулся в команду из-за рубежа сначала Валерий Шмаров, а вслед за ним Станислав Черчесов, Василий Кульков, пришел Сергей Юран, и спартаковцы вместе с "Локомотивом" организовали гонку за лидировавшими владикавказцами, пусть в конце концов и безуспешную. Однако в ходе той погони "Спартак" впервые успешно применил прежде игнорируемые им современные игровые средства, например, прессинг по всему полю, что весьма пригодилось команде затем на европейском уровне. Стартовав в середине сентября в Лиге чемпионов, бронзовые призеры российского первенства произвели там настоящий фурор, выиграв все шесть матчей в группе В у английского "Блэкберна", польской "Легии" и норвежского "Русенборга" с общим счетом 15:4.

А в следующем сезоне под руководством Георгия Ярцева, сменившего Олега Романцева, который взял годичный перерыв в тренерской работе, заметно обновив состав, "Спартак" продолжил свою чемпионскую серию на российском уровне, взяв реванш за предыдущий сезон у "Алании" в дополнительном матче за золотые медали - 2:1. Так что и очередной спартаковский спад не прошел для него даром, заставив включить внутренние ресурсы, что способствовало прогрессу команды.

Павел АЛЕШИН