Газета Спорт-Экспресс № 274 (3066) от 2 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
МОК ПОБЕДИЛ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА
Таков главный итог 114-й сессии Международного олимпийского комитета, которая завершилась в Мехико
РОГГЕ УВИДЕЛ УГРОЗУ В ТЕРРОРИЗМЕ
Сессия в Мехико, как и все предыдущие, началась с церемонии открытия, на которой с программной речью к коллегам обратился президент МОК. Лейтмотивом выступления Жака Рогге был призыв к более экономному ведению дел, сокращению расходов на аппарат, отказу от услуг посредников. До боли знакомые слова, которые, как правило, произносит каждый, кто не может придумать ничего нового.
Но, конечно, было и новое. В частности, Рогге заявил: "Изучение возможности сократить размеры и стоимость Олимпийских игр необходимо для того, чтобы их можно было в будущем организовывать в наиболее оптимальной форме. Мы также должны сегодня считаться с угрозой терроризма. Более того, должны адаптировать наши структуры к возможности отмены проведения Игр".
Фраза о "возможности отмены" - это, конечно, сенсация.
Обосновывая свою позицию, Рогге сообщил, что в Олимпийском фонде, на котором накапливаются деньги МОК, на сегодняшний день 140 миллионов евро. Сумма немалая, но недостаточная: если, не дай Бог, Игры в Афинах не состоятся, Международный олимпийский комитет окажется банкротом. Для того чтобы МОК был в состоянии продолжить свою историческую миссию, необходимы еще 52 миллиона евро. Откуда их взять? В нынешнем году, например, МОК сократил внутренние расходы на 4,4 млн. евро, примерно столько же планирует сэкономить и на следующий год. "Мы могли бы застраховаться от того, что Игры не состоятся, - объяснил коллегам Жак Рогге. - Но те компании, которые действуют на рынке, отказываются страховать подобные вещи, так как, по их мнению, они слишком рискованные".
Как считают многие аналитики олимпийского движения, Жак Рогге хотел бы трансформировать МОК в своего рода акционерное общество, полностью контролирующее свой продукт и продающее этот продукт своим "клиентам" - организаторам Олимпийских игр.
Стало известно, что в МОК вводится должность генерального директора по Олимпийским играм. Человек, который займет эту должность, будет располагать обширнейшими полномочиями по всем вопросам, связанным с выборами столицы Игр, организацией и проведением соревнований, реализацией коммерческих и рекламных программ. Можно было бы предположить, что этот пост создан специально под Жильбера Фелли, спортивного директора МОК, который по указанию Рогге фактически руководил подготовкой проектов по изменению программы Олимпийских игр. Если бы не одно важное обстоятельство: все усилия Фелли были в Мехико подвергнуты членами МОК форменной обструкции.
ПРОГНОЗ "СЭ" СБЫЛСЯ НА СТО ПРОЦЕНТОВ
Накануне сессии в Мехико "СЭ" сделал прогноз: члены МОК не станут принимать решения по изменению олимпийской программы, начиная с Игр 2008 года, а предпочтут отложить их на период после Игр в Афинах. Так и произошло, хотя Рогге до самого последнего момента настаивал на исключении из программы бейсбола, софтбола и современного пятиборья. Под его давлением исполком МОК постановил включить в повестку дня сессии голосование по этому вопросу. Была даже проведена жеребьевка, определившая, в какой последовательности президенты трех изгоняемых международных федераций будут в течение 10 минут каждый излагать членам МОК свои контраргументы. После этого-то и должно было пройти голосование, результаты которого были бы объявлены по трем видам спорта одновременно.
Но план Рогге не сработал. Как только члены МОК дошли до соответствующего пункта повестки дня, Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК) и Ассоциация международных федераций по летним олимпийским видам спорта (АСОИФ) потребовали дать им время на анализ всех решений, которые могут быть приняты в Мехико.
Элемент эмоциональности добавили и выступления президентов трех международных федераций. Причем если президент Международной федерации софтбола Дон Портер и президент Международной федерации бейсбола Альдо Нотари пообещали воспользоваться отсрочкой для того, чтобы обеспечить участие в Играх так называемых "лучших атлетов", то президент Международной федерации современного пятиборья Клаус Шорманн откровенно признал, что для его вида спорта исключение из олимпийской программы - это смерть. "Дорогие друзья, на протяжении многих лет современное пятиборье защищало ценности олимпизма, - подчеркнул он. так не отправляйте нас, пожалуйста, в Олимпийский музей".
Компромиссное решение первым предложил многократный олимпийский чемпион Жан-Клод Килли: "В 1968 году горные лыжи едва не исключили из программы зимних Игр. А потому прежде чем выносить вердикт присутствию трех видов спорта в олимпийской программе, надо много думать - по меньшей мере до 2004 года, когда станут известны выводы Комиссии по реформе Олимпийских игр, возглавляемой Ричардом Паундом".
Сразу же после этого более 40 членов МОК призвали коллег не торопиться с окончательными выводами - и отложить решение вопроса до лучших времен.
Дискуссия продолжалась более двух часов, и тут Рогге решил взять тайм-аут. После перерыва он предложил членам МОК поддержать всего два предложения. Первое. "Сессия подтверждает необходимость периодического пересмотра олимпийской программы и откладывает решение по трем видам спорта до Игр 2004 года в Афинах". Второе. "Сессия поддерживает общие принципы, изложенные в Олимпийской хартии, и планирует на очередной сессии МОК уточнить соответствующие критерии". Эти два предложения и были в итоге приняты абсолютным большинством голосов.
Остается только добавить, что теперь будущее Олимпийских игр как бы оказалось в руках Ричарда Паунда, который, напомним, был одним из соперников Рогге на выборах президента МОК.
ОТМЕНИТЬ? РАЗРЕШИТЬ?
Еще один пакет предложений, что предстояло обсудить членам МОК, затрагивал те реформы олимпийского движения, которые МОК был вынужден принять в декабре 1999 года - под воздействием скандала вокруг Солт-Лейк-Сити. В частности, речь шла о возможной отмене запрета на визиты членов МОК в города-кандидаты. Выступили более 30 членов МОК. Одни ратовали за возврат к прошлому, другие призывали коллег быть благоразумными и не подвергать себя возможным искушениям. Характерной в этой связи оказалась речь Герхарда Хайберга, бывшего президента Оргкомитета зимних Игр в Лиллехаммере: "Без визитов членов МОК наш город никогда не получил бы право провести Игры. Но теперь очень эффективно работают Комиссии по изучению возможностей городов-кандидатов, а потому мы должны довериться мнению экспертов".
Когда дело дошло до голосования, всего шестеро смелых подняли руку в пользу отмены запрета. В то же время членам МОК теперь разрешены поездки в города-кандидаты в "рамках их профессиональной деятельности". Где проходит тонкая грань между деятельностью профессиональной и непрофессиональной, сказать сложно. Тем более что уже в мае 2003 года заседание исполкома МОК состоится в Мадриде, который, как ожидается, в будущем январе станет официальным испанским кандидатом на проведение Олимпийских игр 2012 года.
В итоге практически все наследие Самаранча, несмотря на усилия Жака Рогге произвести впечатление реформатора, осталось без изменений. Сессия МОК в Мехико одобрила лишь две небольшие и не самые принципиальные поправки в Олимпийскую хартию. Так, отныне можно пытаться баллотироваться в члены исполкома МОК уже через два года после окончания предыдущего периода работы в исполкоме (вместо четырех лет). Кроме того, количественный состав МОК, определенный в 115 человек, должен быть достигнут не к 31 декабря 2003 года, а на четыре года позже.
И последнее. Сессия МОК 2005 года, на которой будет выбрана столица Олимпийских игр 2012 года, пройдет в Сингапуре.
Александр РАТНЕР