Газета Спорт-Экспресс № 256 (3048) от 11 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур |
В экстремальной зимней битве за золото-2002 выжили двое - ЦСКА и "Локомотив". Кто-то из них и станет чемпионом - или в последнем туре 17 ноября, или в золотом матче, который, по данным "СЭ", может состояться 21 ноября
ЭКСТРИМ-ФУТБОЛ В ТЕАТРЕ АБСУРДА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР |
из Черкизова |
Воскресенье. Стадион "Локомотив". Не заполненные даже на треть трибуны. Яркий свет прожекторов. В углу изумрудно-зеленого поля жонглируют мячом закутанные Баба Адаму и Беннет Мнгуни. С неба падает сверкающе-белый снег. Луи Армстронг поет из динамиков про пророка Моисея. Вот-вот начнется футбольный матч - сверхважный для нашего чемпионата...
Осень-2002 приготовила для российского футбола одно из самых трудных испытаний в его истории - испытание абсурдом.
Штрихи бессмыслицы проявились еще тогда, когда стало ясно, что многочисленные летние переносы матчей не дали их инициаторам ровным счетом ничего. Еврокубки в очередной раз отторгли большинство наших команд, как инородное тело. "Спартак" в Лиге чемпионов позорно проиграл все, что можно проиграть, а "Локо" начал выигрывать лишь тогда, когда стал проводить по два матча в неделю.
Тем временем календарь внутренних соревнований превратился в головоломку, заведомо не имеющую решения. Например, субботнюю встречу ЦСКА со "Спартаком" перенести никак не могли, выпади даже в Москве не снег, а куча метеоритов, у нее не было бы шансов состояться до намеченной даты последнего тура - 17 ноября, ибо во вторник "Спартак" играет в Валенсии. Значит, весь этот тур пришлось бы откладывать чуть ли не до декабря, но тут еще и "Локомотив" получил реальный шанс пройти во второй этап Лиги чемпионов... Какой бы начался всекалендарный хаос, жутко даже представить!
А еще до этого, пытаясь разрубить гордиев узел, руководство ЦСКА пожертвовало амбициями, а директорат РФПЛ - регламентом: злополучный матч ЦСКА - "Спартак" состоялся на день раньше оговоренного футбольными законами срока. На еще одну уступку - перенести матч на "Динамо" - хозяева-армейцы пойти не захотели. В результате игру, на которую могли прийти не менее 30 тысяч болельщиков (в кои-то веки!), посетили лишь 13 тысяч человек. Абсурд?
Абсурд - это и вчерашнее милицейское оцепление вокруг горстки фанатов "Зенита", пришедших на почти пустой локомотивский суперстадион.
Абсурд - это и аншлаговое дерби ЦСКА и "Спартака" на допотопном стадионе без козырьков и с подогревом 20-летней давности. И менее "хитовая" по зрительскому интересу встреча "Локо" с "Зенитом" на роскошном поле, которое как зеницу ока хранил агроном - кандидат наук под защитной пленкой на протяжении целого месяца.
Когда лишь за десять минут до начала субботнего матча на торпедовское поле с грехом пополам вытолкали первую снегоуборочную машину, вспомнился бородатый анекдот о том, что у отечественного сельского хозяйства ежегодно бывает четыре беды: зима, весна, лето и осень, к каждой из которых отчего-то невозможно подготовиться. И не случись снежного бедствия - все было бы, право, как-то не по-нашему. Скучно нам без дедовских лопат, кривой разметки, снегоуборочных машин, которые приходится толкать всем миром для того, чтобы они стронулись-таки с места. И без могучего темнокожего спартаковца Огунсаньи, впервые получившего кредит тренерского доверия в день чудовищного, по его нигерийским меркам, снежного бурана. И, кстати, не оплошавшего.
Но не бывает абсурда ради абсурда. Бывает - ради испытания.
"А разве кого-то надо испытывать?" - спросите вы. Надо. Всех нас, весь наш футбол - игроков, тренеров, болельщиков. Иначе так и не поймем никогда, почему слабеем в Европе. Не отучимся понимающе улыбаться, услышав иные результаты последних туров. Не перестанем на полном серьезе рассуждать о том, за сколько голов Кержакова "Зенит" позволит выиграть у себя "Локомотиву" (лучший ответ болезненной подозрительности - вчерашний пенальти в исполнении Спивака, а вовсе не кандидата в российские снайперы № 1). Или с едкой иронией сравнивать мотивацию "Алании" в играх против рвущихся к вершине лидеров.
Российский футбол - это не только бредовый календарь, странные матчи или люди с лопатами на поле. Это еще и живые люди - заложники обстоятельств, достойных кисти Сальвадора Дали. Это нервы Валерия Газзаева и Юрия Семина, не имеющих права, словно шахматные гроссмейстеры, не побеждать в жесточайшем цейтноте даже черными фигурами. Это голы Евсеева и снежные кульбиты Семака на растоптанном автозаводском газоне. Это эмоциональное напряжение, передающееся от действующих лиц нынешнего осеннего триллера зрителям, наблюдающим за развязкой фантастической футбольной интриги. Это выдержка и хладнокровие инспектора матча ЦСКА - "Спартак" Андрея Будогосского, понимающего, что играть в такой снегопад нельзя, а переносить встречу некуда.
Потому еще больший абсурд - презирать наш многострадальный футбол, который все-таки выживает в таких экстремальных обстоятельствах.
Тот самый футбол, который - почти без заимствования в Европе! - дает нам сборную, способную забивать четыре победных гола одной из самых страстных команд чемпионата мира.
Тот футбол, чей представитель способен в гостях обыграть недавнего обладателя Кубка УЕФА, восемь игроков которого четыре месяца назад стали бронзовыми призерами ЧМ-2002.
Тот футбол, в котором пламя чемпионской интриги может гореть до последнего тура, а скорее всего - до золотого матча.
Тот футбол, где даже тренер, выигравший до того шесть чемпионатов подряд, в минуту отречения от золотого трона бежит через все поле благодарить крошечный сектор со своими болельщиками.
Порой испытание абсурдом становится столь невыносимым, что наш футбол кажется обреченным. Но в самые тяжелые мгновения вдруг приходят на память "Блэкберны"-95 и "Аяксы"-98, "Реалы"-98 и Франции-99, "Арсеналы"-2000 и "Андерлехты"-2001, Ирландии и "Галатасараи"-2002. А еще - 29-й тур чемпионата России-2002, в котором ни один матч не закончился так, как пророчили циничные букмекеры.
...Дописываем эти последние строки и через стекло черкизовского пресс-центра видим: работники стадиона заботливо укутывают поле от будущих снегов и дождей. То есть готовят газон к футбольной жизни, в которой нет места абсурду. И в которой гонка за золотом будет захватывающей, увлекательной - но не экстремальной.
"ДО ПЕРВЫХ ПЕТУХОВ" - стр. 15 |