Газета Спорт-Экспресс № 244 (3036) от 25 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

25 октября 2002

25 октября 2002 | Футбол - Италия

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ

ЛЮБОВЬ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

ТИФОЗИ. То, что итальянцы поголовно любят футбол, а сам он на Апеннинах превратился в религию, давно стало расхожим стереотипом. Но насколько он соответствует действительности? Кто любит как любит кого любит, кого не любит? На все эти вопросы попытались с цифрами в руках ответить авторы исследования, проведенного недавно в Италии.

"ЮВЕНТУС" - САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ И САМЫЙ НЕНАВИСТНЫЙ

Говорят, цифры сами по себе скучны. Возможно. Но без них никуда. Сказать, что в Италии любят футбол, - это одно. Выяснить, что примерно каждый второй житель страны - болельщик, другое. Футбольная аудитория, как показало упомянутое исследование, в Италии составляет тридцать миллионов человек. Религия это или не религия - судите сами. Понятно одно: кальчо, несмотря на провалы последних лет, по-прежнему остается для итальянцев неотъемлемой частью жизни и самым лакомым зрелищем.

Все на Апеннинах знают, что "Ювентус" - самая популярная команда страны. Но насколько она популярна? Благодаря цифрам получаем ответ: за туринцев болеет почти девять миллионов человек, а если точнее, 8 711 000. Иными словами, 29 процентов итальянцев, так или иначе увлеченных футболом, отдают предпочтение "Ювентусу".

Вот только не спешите называть "Юве" народной командой. Да, за нее болеют почти девять миллионов человек, но сколько миллионов "Старую синьору", мягко говоря, не любят! Теперь доподлинно известно и это. Подсчитано, что у "Интера" 4 639 000 болельщиков, у "Милана" - 4 473 000. И выяснено, что 36 процентов тифози "Интера" и 41 процент тифози "Милана" ненавидят "Ювентус". При этом аналогичное чувство к "Интеру" питает "всего" 15 процентов поклонников "Милана", а против красно-черных целенаправленно болеет 11 процентов тифози "Интера".

Казалось бы, ну какое дело до "Ювентуса" болельщикам из Вечного города? Так нет же: каждый третий тифози "Ромы" тоже ненавидит "Юве"! Но и это цветочки по сравнению с тем, как относятся к туринскому клубу поклонники "Фиорентины". 55 процентов ее болельщиков - а их общее число оценивается в 755 000 человек - ненавидят "Старую синьору" так же страстно, как любят собственную команду.

Абсолютное число ненавистников "Ювентуса" никто подсчитать не может, но я не сомневаюсь: их у этого клуба наверняка больше, чем поклонников.

ШКОЛЬНИКИ, ПЕНСИОНЕРЫ, ДОМОХОЗЯЙКИ

Если оттолкнуться от того, что итальянский футбол вертится вокруг "Ювентуса", получится, что все население страны можно поделить на три категории. О первой, насчитывающей 30 миллионов человек, мы уже сказали: это те, кто в той или иной степени интересуется футболом. Подсчитано, в частности, что среди болельщиков 6 322 000 ярых тифози и 8 623 000 "сочувствующих" - таких, кто интересуется матчами от случая к случаю.

Общее число любителей футбола примерно вдвое превышает каждую из двух остальных категорий итальянцев.

13 299 000 человек не просто не смотрят матчи "Ювентуса" и его конкурентов, но и не скрывают раздражения тем, что кальчо стал в Италии неотъемлемой частью национального образа жизни. Наконец,

14 077 000 жителей страны относятся к футболу абсолютно без эмоций. Собственно, и нас они по этой причине занимать не должны. Куда интереснее разобраться с теми 30 миллионами, для которых футбол - предмет любви и ненависти.

65 процентов тех, кто интересуется футболом, составляют мужчины. Соответственно 35 процентов - женщины, что не так уж и мало. Подсчитано, что самая активная категория болельщиков - учащиеся школ, институтов и университетов. Все вместе они составляют 24 процента от общего числа тифози. На почетном втором месте - пенсионеры (19 процентов), а замыкают тройку лауреатов служащие (16 процентов). Нашли отражение в опросе пристрастия и таких социальных групп, как домохозяйки и безработные. Они составляют соответственно 8 и 6 процентов от общей массы интересующихся судьбой "Ювентуса" и его недругов.

Если брать возрастные категории, выясняется, что самый футбольный возраст - отрезок с 25 до 34 лет. Люди, находящиеся в этом возрастном промежутке, составляют 17 процентов тифози. На один процент уступают им болельщики старше 64 лет, еще на один - те, кому от 35 до 44.

Любопытно, что и "Ювентус" популярнее всего у тех, кому от 25 до 34. Этому можно найти объяснение: болельщики, приближающиеся к среднему возрасту, начинали вплотную интересоваться футболом во времена легендарного Мишеля Платини и тех, кто выиграл для Италии чемпионат мира 1982 года. А вот главный оплот "Милана" составляют юноши от 14 до 17 лет. И это понятно: они воспитывались на победах голландского трио Гуллит - Райкаард - ван Бастен и их итальянских партнеров. За "Интер" болеет много ребят в возрасте до 14 лет, и это тоже связано с именем яркой звезды, но более позднего поколения, - Роналдо. Теперь, правда, Феномен покинул миланский клуб, и президенту "Интера" Массимо Моратти стоит всерьез подумать, кем заменить его в глазах подрастающего поколения.

БОЛЕЮТ НЕ ТОЛЬКО ЗА, НО И ПРОТИВ

Коли речь зашла о детях, самое время назвать возраст, с которого, по мнению итальянцев, начинается отсчет серьезному болению. Так вот: считается, что ребенок осознанно определяется со своими симпатиями к шести годам, а в семь или восемь лет уже становится чуть ли не закоренелым поклонником той или иной команды. Не будет преувеличением сказать, что во многих семьях между взрослыми идет настоящая борьба за то, чтобы обратить ребенка в "нужную" веру.

Особенно веселые ситуации возникают в семьях, в которых переплетены интересы "Милана", "Интера" и "Ювентуса". Мне с такими приходилось сталкиваться неоднократно. За примерами далеко ходить не надо: в баре напротив квартиры, где в Милане находится корпункт "СЭ", работают два брата. Обоим за 30. Лука - поклонник "Ювентуса", Маурицио - "Милана". Раньше с братьями работал еще и дядя - сторонник "Интера". У Маурицио растет дочка, вступающая в "болельщицкий" возраст. Общаясь с этим семейством, с удовольствием наблюдаю за тем, как трое мужчин идут на всевозможные ухищрения, лишь бы сделать девочку своим союзником. Пока, судя по всему, "матч" катится к "ничьей": девочке, похоже, перетягивание каната скоро вообще может надоесть, и болеть она не станет ни за кого. Отец, дядя и двоюродный дед, вероятнее всего, оставят ее в покое. Вот будь в доме мальчик, битва между родственниками шла бы до победного конца.

Как видно из приведенных выше цифр, связанных с болельщиками и ненавистниками "Ювентуса", просто болеть за свою команду для итальянца недостаточно. Нужно еще болеть и против кого-то. Поэтому жизнь рядового тифози того же "Ювентуса" до краев наполнена эмоциями. Помимо любви к "Старой синьоре" он переживает прямо противоположные чувства. К "Торино" - потому что это команда из того же города, что и его любимцы. К "Милану" с "Интером" - потому что они исторические конкуренты "Юве" в борьбе за скудетто. К "Роме" и "Фиорентине" - потому что "Ювентус" ненавидят болельщики этих клубов.

ДЕВЯТКА ЛИДЕРОВ

"Ювентус", "Интер" и "Милан" - три кита, на которых стоял, стоит и стоять будет итальянский футбол. При этом ненавидящие друг друга тифози "Юве" и "Интера" хорошо помнят о том, что их команды перед "Миланом" имеют существенное преимущество. Ни "Ювентус", ни "Интер" ни разу не покидали серию А, "Милан" же этой участи не избежал. Зато у красно-черных перед "Интером" имеется другое - куда более серьезное - преимущество. Между "Юве" и "Миланом" существует негласный политический, если хотите, союз. Ни одно жизненно важное для кальчо решение не принимается без публичного или закулисного одобрения руководства этих двух клубов. "Интер" же в этом трио оказывается "третьим лишним".

Ось Турин - Милан десятилетиями определяла судьбы кальчо. Однако в последние годы соперничество ей попытался составить Вечный город. Риму даже удалось дважды подряд выиграть скудетто - в 2000 году это сделал "Лацио", а в 2001 - "Рома". Но кардинально на расстановку сил в итальянском футболе эти победы не повлияют. Причин тому много, и не последняя из них - количество болельщиков. Если у "Ювентуса" их около 9 миллионов, а у "Милана" с "Интером" примерно по 4,5, то "Рома" с "Лацио" на двоих наберут не больше трех. По последним данным, за "Рому" болеют 1 734 000 человек, а за "Лацио" - 985 000. То есть в сумме тифози обеих столичных команд лишь немного опережают отдельно взятый "Наполи", который может гордиться солидной аудиторией в 2 437 000 болельщиков. И, хотя Диего Марадона за неаполитанцев давно не играет, а сами они не могут выбраться из серии В, по числу болельщиков команда умудряется удерживать четвертое место вслед за тремя грандами.

За "Ювентусом", "Интером", "Миланом", "Наполи", "Ромой" и "Лацио" идут "Торино", "Фиорентина" и "Болонья". "Торино" со своими 790 000 болельщиков давно ничего не выигрывает, однако у клуба такая славная история, что она не просто позволяет ему сохранять поклонников, но и лишает "Ювентус" права называть Турин своей вотчиной! Хотите верьте, хотите нет, но "Ювентус", у которого в целом по стране в восемь раз больше поклонников, чем у "Торино", в самом Турине вовсе не так популярен, как его куда менее именитые земляки. Парадоксально, но факт.

Чуть уступает "Торино" армия болельщиков "Фиорентины" - 755 000 человек. Сейчас, когда команда выбыла в серию С2, на ее выездные матчи подчас собирается всего 7-8 тысяч человек. Но Флоренция по-прежнему помешана на футболе и своей команде, в результате чего в кальчо появился новый феномен. Команда из серии С2 занимает не то четвертое, не то пятое место в стране по числу проданных сезонных абонементов, опережая не только все клубы серии В, но и большинство команд серии А!

Наконец, замыкает девятку лидеров по числу болельщиков "Болонья". Команда из баскетбольной столицы Италии может похвастаться тем, что имеет 454 000 поклонников. Это мало по сравнению с грандами, но очень неплохо, если учесть, что на все остальные команды, не попавшие в указанную девятку, приходится чуть больше четырех миллионов.

ГЕОГРАФИЯ

Вернемся к "Ювентусу" - куда денешься, если все в итальянском футболе вертится вокруг этой команды? В родном городе туринцы, может, и не доминируют, зато лидируют по числу болельщиков в десяти областях страны из двадцати. Поразительно, но в Ломбардии, где расположен Милан с его суперклубами, у "Юве" больше поклонников, чем в Пьемонте, где расположен Турин:

1 650 000 против 1 250 000. В области Лигурия "Ювентус" опережает "Сампдорию" и идет вровень с девятикратным чемпионом Италии "Дженоа". В области Лацио, где находится Рим, с огромным отрывом лидирует "Рома", зато "Лацио" идет лишь на третьем месте, уступая все тому же "Ювентусу".

Матчи "Юве" на неуютном и продуваемом всеми ветрами стадионе "Делле Альпи" почти никогда не собирают полных трибун. Более того, зачастую стадион и вовсе заполнен на треть. А вот в других городах Италии туринцы постоянно собирают аншлаги. Недаром руководство клуба, недовольное положением дел в Турине, не так давно грозилось найти себе домашний стадион для официальных матчей не просто в другом городе, но и в другой области. Туринское руководство справедливо полагает, что от подобного переезда клуб ничего не потеряет. Пока дальше разговоров дело не идет, но в наш век, когда в футболе очень многое определяет бизнес, возможно все что угодно.

СТУПЕНЬ К ВЛАСТИ

Если в России футбол называют социальным фактором только на словах, в Италии он таков на деле. Хотя реально в той или иной степени интересуется футболом каждый второй житель страны, благодаря работе телевидения и пишущей прессы создается ощущение, что на кальчо помешана вся страна. Если бы не традиционное итальянское разгильдяйство, не позволяющее развернуть серьезные маркетинговые исследования и заняться разработкой специальных программ для привлечения болельщиков на стадионы и превращения этих самых стадионов в комплексы с ресторанами, барами, музеями и комнатами для детских игр, кальчо уже давно был бы делом прибыльным, а не убыточным.

Но даже убытки, приносимые футбольными клубами, не отталкивают от них владельцев. Последний пример - Витторио Чекки Гори. Этот горе-бизнесмен, промотавший огромное состояние, нажитое его отцом, до последнего момента цеплялся за президентство "Фиорентины". Причина? Дело в том, что, возглавляя популярный футбольный клуб, Чекки Гори постоянно находился на виду, играя заметную роль в жизни общества. Благодаря "фиолетовым" он стал сенатором и на какое-то время поднялся чуть ли не вровень с самим Сильвио Берлускони, которого мечтал обставить как в футболе, так и в политике. Сегодня "Фиорентина" в других руках. Временно у нее даже другое название. Но имя нового хозяина мелькает в печати постоянно. А Чекки Гори забыт. Пока был футбольным человеком, даже его судебные дела привлекали всю страну. Ныне они не интересуют почти никого.

Если Чекки Гори - образчик того, как неумеха бездарно распорядился предоставленной ему футболом возможностью стать важной политической фигурой, то Сильвио Берлускони - пример прямо противоположный. Вряд ли будет преувеличением назвать его выдающимся менеджером. Покупка "Милана" в свое время стала для него одним из решающих подготовительных шагов к приходу во власть. Кстати, это сегодня имя Берлускони неразрывно связано именно с "Миланом", между тем поначалу он был близок к покупке "Интера". Название клуба для предприимчивого бизнесмена значения не имело: важно то, что покупка одного из грандов серии А автоматически превращает более или менее известного человека в человека сверхпопулярного, принося поддержку нескольких лишних миллионов избирателей. Тем более что из полумертвого "Милана" Берлускони вдобавок сделал суперклуб, побеждавший всех в Италии и за ее пределами. Футбол и нынешний премьер-министр нашли общий язык, и это принесло дивиденды обоим.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА

В том, что футбол занял доминирующее положение в итальянском обществе и во многих случаях умудряется затмить собой политические события, огромна заслуга телевидения. Если в России телевидение делает из футбола событие только накануне отдельных матчей вроде Россия - Украина и Грузия - Россия, либо, на худой конец, по случаю мирового первенства, то в Италии интерес телевидения к футболу перманентен. Хотя сами игры чемпионата страны и большинство поединков Лиги чемпионов транслируются по платным каналам, в курсе дела зрителей постоянно держат и каналы общедоступные, будь то общенациональные или местные. Бесчисленные показы голов, разбор спорных эпизодов, интервью со звездами команд и тренерами, новости из лагеря того или иного клуба, полемические передачи, длящиеся часами, - такая же неотъемлемая часть телевизионной сетки, как в России выпуски новостей.

Насколько я могу судить, именно телевидение, а не пишущая пресса, вывели кальчо на такой уровень, что спортивные новости встали в один ряд с политическими, а спортивные журналисты - с коллегами, работающими в области политики. Именно союз кальчо и телевидения окончательно превратил Италию в футбольную страну. Мне кажется, Россия вполне могла бы извлечь урок из итальянского примера. До тех пор, пока у нас будут позволять себе показывать матчи национальной сборной с пятнадцатиминутным опозданием или вовсе в записи, пока на общедоступных каналах футбол будет представлен куцыми и несуразными передачами, пока у нас не будет программ о наших звездах или с их участием, надеяться на прорыв российского футбола на более высокий качественный уровень не приходится.

Георгий КУДИНОВ

Милан