Газета Спорт-Экспресс № 234 (3026) от 14 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

14 октября 2002

14 октября 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир

Группа 10

ГРУЗИЯ - РОССИЯ

А ВЕДЬ ЧП МОЖНО БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ

Павел АЛЕШИН

из Тбилиси

Последнее, что осталось в памяти от этого неудавшегося матча, - грустное лицо президента Федерации футбола Грузии Мераба Жордания, выступавшего ближе к полуночи на одном из национальных телеканалов. Говорил он по-грузински, но и без переводчика было понятно: ему горько, что праздник испорчен, что немалые моральные и финансовые усилия (и это при нынешней экономической ситуации в стране!), огромная работа по организации матча оказались затрачены впустую. Почему матч оказался сорван - из-за привычного еще с советских времен разгильдяйства или по чьему-то злому умыслу, о чем настойчиво говорили в кулуарах, так и осталось загадкой. Хотелось бы надеяться, что это все-таки удастся выяснить.

А ведь нечто подобное можно было предвидеть. Днем раньше более чем на два часа в Тбилиси замерло движение троллейбусов, обесточились некоторые гостиницы, не имеющие автономных электроподстанций. Уже тогда подумалось: а не лучше ли было начать матч, скажем, в 16 часов - при естественном освещении, как и у молодежных сборных? Тем более что особой жары в столице Грузии не наблюдается: столбик термометра колебался между 21 и 25 градусами.

РОССИЙСКИЙ ФЛАГ В "ШЕРАТОНЕ"

А между тем интерес к матчу был велик, все, естественно, желали победы своей сборной, но, прожив в Тбилиси девять дней, могу с уверенностью утверждать: приезжих из России встречали как желанных гостей, и ответная реакция была столь же теплой и дружеской. "Вражду нагнетают, раздувают некоторые политики и идущая у них на поводу пресса, - говорил мне таксист Важа. - Простые люди, как и раньше, видят в России доброго соседа, настоящего друга. Мы были вместе столько лет, как можем сейчас враждовать? Я, например, несколько лет проработал инженером в Лобне под Москвой. У меня там друзья остались, созваниваемся, переписываемся".

Все, с кем доводилось встречаться в Тбилиси - обслуживающий персонал отелей, сотрудники Федерации футбола и стадионов, полицейские, да просто случайные прохожие, - старались не просто ответить на вопрос или просьбу, но и принять живое участие в разрешении твоих проблем. Организовать массовые туры для российских болельщиков не удалось, прибывали они небольшими самодеятельными группами, слегка напуганные некоторыми отечественными изданиями. Но, едва ступив на грузинскую землю, встречали прием, которого не видят, разъезжая со своими командами по российским городам и весям.

Один из болельщиков, назвавшийся Виктором, сообщил, что их троицу, обернутую в российские флаги и растерянно озиравшуюся в аэропорту, тут же пригласил в свою машину местный абориген. С ветерком довез до гостиницы, по дороге выдав все необходимые сведения: где живет сборная России, в каком месте расположен стадион, как попасть на матч, и т.д. Правда, пожаловался Виктор, обещанной брони на билеты для российских болельщиков не оказалось, и вообще кассы не работали. Пришлось переплачивать по десять долларов за каждый билет спекулянтам. Но и те, видимо, мало что выгадали. Интерес к матчу был велик, но когда в кармане у среднестатистического грузина не густо, приходится предпочитать телевизор. Так что ближе к началу игры продажа с рук шла уже по номиналу, и все равно ни шатко ни валко.

Когда же в Тбилиси нагрянула сборная России вместе с руководством РФС, а потом еще и делегация политиков и деятелей культуры и спорта, это сразу ощутил весь город. На одной из шести мачт отеля Sheraton Metechi Palace, где остановилась основная часть нашей делегации, взвился наконец и российский флаг (пожертвовали своим - шератоновским). По улицам на сумасшедших скоростях стали носиться джипы с российскими флажками в сопровождении ревущих сиренами автомобилей ГАИ, лучшие рестораны Тбилиси заработали с полной нагрузкой.

Из России приехали на матч и хорошо известные грузинским болельщикам люди. Омари Тетрадзе - частый гость в своем тбилисском доме, благо для кавказского таксиста 200 километров, отделяющих Тбилиси от Владикавказа, - пустяки. Нынешний партнер Тетрадзе по "Алании" Михаил Ашветия переживает, что не вызван в сборную, хотя понимает: после травмы ему привычную форму еще набирать и набирать. Верен себе наш старый знакомый по "Локомотиву" Заза Джанашия. Все так же не вовремя прибавляет в весе, а на вопрос, почему его не взяли в сборную, отвечает с присущим ему юмором: "Наверное, выиграть не хотят".

ТУЧИ СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА

Утро игрового дня для российской сборной началось с посещения кладбища. Валерий Газзаев, его помощник Владимир Шевчук и технический директор Александр Стельмах сочли первым долгом поклониться великому мастеру прошлого - возложить цветы к могиле Давида Кипиани. Солнце все ярче освещало грузинскую столицу и близлежащие горы, заставляя думать, что и на футбольном небосклоне безоблачно. Но не все оказалось так просто.

Первая тучка налетела, когда игроки сборной, отобедав, приступили к предматчевому отдыху К отелю на трех автомобилях подлетела гудящая, кричащая компания оголтелых болельщиков с полотнищами национальных флагов. Однако, едва заметив направлявшегося к ним плотного телосложения секьюрити, они поспешно ретировалась. Дальше - больше. У ворот стадиона публике старались бесплатно всучить газету "Трибуна" с аншлагом на первой полосе на русском языке: "Крупной дробью по русским воротам!". На второй полосе был изображен Эдуард Шеварднадзе в роли форварда, забивающего гол вратарю Владимиру Путину, а на третьей - помещена единственная заметка на русском языке провокационного содержания.

Игроки обеих команд и судьи вышли на поле, ведя за руку юных футболистов, хозяева вручили каждому из соперников по красной гвоздике. Но идиллия быстро закончилась. Едва зазвучала мелодия российского гимна, как его звуки утонули в оглушительном свисте трибун. Впервые в жизни мне пришлось стать свидетелем такого неуважения к гимну другой страны. Видимо, семена, бросаемые "Трибуной" и иже с ней, уже дают всходы. Отсюда, скорее всего, и камни, полетевшие в отъезжавшие со стадиона автобусы нашей делегации. Хотя, справедливости ради, надо отметить: когда по ходу матча диктор перечислил, причем по имени-отчеству, всех находившихся на стадионе российских политиков - от спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова до министра по спорту и туризму Вячеслава Фетисова, - это какой-то неприязни у публики не вызвало.

...Когда свет на стадионе погас уже окончательно, зрители, несмотря на полную неопределенность, почти час вели себя вполне спокойно - жгли факелы, что-то распевали, дружно переходили на свист и опять - к хоровому пению. Но затем на глазах у всех отбыли пожарный, милицейский автомобили и карета "скорой помощи". Тут все поняли, что ждать больше нечего - и в кромешной тьме стали расходиться.

При этом никто не догадался осветить лестницы трибун хотя бы фарами тех же спецмашин, предназначенных как раз для экстремальных ситуаций.