Газета Спорт-Экспресс № 216 (3008) от 23 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ВОЛЕЙБОЛ |
Его называют гениальным тренером: когда-то аргентинец вывел на мировую вершину мужскую волейбольную сборную Италии, затем заложил основы успеха женской итальянской команды, которая неделю назад стала чемпионом мира, после чего ушел... в футбол. Теперь жизнь Веласко вновь связана с волейболом: он везет на мировое первенство сборную Чехии.
Хулио ВЕЛАСКО
ФУТБОЛ - ДЛЯ ДЕНЕГ, ВОЛЕЙБОЛ - ДЛЯ ДУШИ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Хулио ВЕЛАСКО
Родился 9 февраля 1952 года в Ла-Плате (Аргентина). С 1994 года - гражданин Италии.
На тренерской работе в волейболе с конца 70-х. Возглавлял молодежную сборную Аргентины, был наставником национальной команды - бронзового призера ЧМ-82. В 80-83-м годах руководил клубом "Феррокаррио Оесте" из Буэнос-Айреса - чемпионом страны. После переезда в Италию тренировал клубные команды. В 86-89-м - чемпион Италии с клубом "Панини" (Модена). С 1989 по 1996 год - главный тренер итальянской сборной - серебряного призера Олимпийских игр-96, чемпиона мира 1990 и 1994 годов, чемпиона Европы 1989, 1993, 1995 годов, победителя турниров Мировой лиги 1990-1992, 1994 и 1995 годов (310 матчей - 231 победа). В 19961997 годах - главный тренер итальянской женской сборной (34 матча - 22 победы). С 1998 по 2002 год - генеральный директор футбольных клубов "Лацио" (Рим) и "Интер" (Милан). С мая 2002 года - главный тренер мужской волейбольной сборной Чехии.
С Хулио Веласко мы знакомы с 1989 года, когда итальянцы впервые выиграли чемпионат континента в Швеции. Поэтому я не мог упустить возможность в очередной раз встретиться с человеком, который наряду с Ясутака Мацудайрой и Вячеславом Платоновым вошел в тройку лучших тренеров мужских сборных минувшего столетия. Благо впервые, наверное, времени для беседы было более чем достаточно - несколько часов между прилетом сборной Чехии из Белгорода в Москву и ее вылетом в Прагу.
ПРЫЖОК НА ПЬЕДЕСТАЛ
- Вам понадобилось всего четыре месяца, чтобы возглавляемая вами сборная Италии выиграла чемпионат Европы-89. Как вы сегодня расцениваете тот успех - как закономерность или как случайное стечение обстоятельств? Ведь после 9-го места на Олимпийских играх в Сеуле такой взлет просто поражает.
- Тогда о победе в Швеции речь не шла. Но на медали мы могли рассчитывать - проделали колоссальный объем работы, сыграли много контрольных матчей, и я чувствовал, как команда прибавляет. К тому же игроков знал очень хорошо: трое из первой шестерки были из моего клуба "Панини" из Модены, с которым я работал четыре года и выиграл четыре национальных чемпионата.
- Какие из побед сборной Италии за семь лет под вашим руководством наиболее памятны?
- Самые первые - на чемпионате Европы в 89-м и на чемпионате мира в 90-м. Потом к успехам начинаешь привыкать и воспринимать их как должное. Впрочем, нет, еще одной победой горжусь - в Мировой лиге-95 в Бразилии, когда все основные наши игроки остались дома, а за океан отправилась молодежь. И нам удалось победить бразильцев у них дома. Это вселило надежду на то, что у сборной есть будущее и что Гардини с партнерами растет достойная смена.
- Тогда почему после олимпийского серебра Атланты-96 вы решили оставить мужскую сборную?
- Мне показалось, что я дал команде все что мог. К тому же мне не нравилось, что начал складываться "культ Веласко": все успехи сборной ставились в заслугу тренеру, а не игрокам. А еще почувствовал, что тем наскучили мои методы работы. Да и контракт мой закончился.
CHERCHEZ LA FEMME
- И вы начали тренировать женскую сборную страны...
- По семейным обстоятельствам я не мог уехать из Италии, хотя заманчивых предложений было много. Да и захотелось доказать, прежде всего себе самому, что способен на новый подвиг. Поэтому и взялся за команду, в которую никто не верил.
- Не обидно, что лавры итальянской женской сборной, которая начала пробиваться в мировую элиту при вас, достаются другим?
- Начав работать с ней, я быстро продемонстрировал, что и с этой командой можно добиться успеха. Очень рад за своих друзей - Анджолино Фригони, который остался на хозяйстве, когда я ушел в футбол, и Марко Бонитту, который принял эстафету у Фригони и смог выиграть недавний чемпионат мира в Берлине. У новых чемпионок большое будущее, потому что они молоды, как и их тренер.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
- Ну а чем объяснить ваш переход из волейбола в футбол: большими деньгами, спортивным интересом или и тем и другим?
- Прежде всего привлекало нечто новое, доселе не изведанное. Хотя и материальный стимул исключать нельзя. Потому что футбольные деньги никак не сопоставимы с волейбольными. В итоге принял предложение римского "Лацио" занять пост генерального директора клуба.
- Что входило в круг ваших обязанностей?
- В моем ведении было все, что не касалось непосредственно футбола и финансов: административные службы, медицинское обеспечение, обустройство игроков, взаимоотношения со средствами массовой информации...
- Для футбольных боссов ваше имя оказалось более привлекательным, чем деловые качества?
- Да. В "Лацио" на словах мне доверяли, а на деле приходилось решать мелкие, ничего не значащие вопросы, а серьезными вещами занимался президент клуба. Мне же хотелось продемонстрировать свои возможности. Это стало главной причиной перехода в "Интер". Там круг моих обязанностей был гораздо шире, и должность уже называлась - координатор всей нефутбольной деятельности клуба. Скажем, я решал вопросы, связанные с лечением и восстановлением знаменитого бразильца Роналдо, с которым мы, южноамериканцы, быстро нашли общий язык.
ОБРАТНАЯ РОКИРОВКА
- Год назад, когда мы встретились на чемпионате Европы в Остраве, вы сказали, что соскучились по волейболу и собираетесь в него вернуться. Это была единственная причина обратной рокировки?
- Мне хватило нескольких лет, чтобы понять: я рожден быть тренером, а не администратором. Причем именно волейбольным тренером. К тому же в футболе я заработал достаточно, чтобы вновь заняться любимым делом.
- Но вам предстояло вернуться совсем в другой волейбол. От прежнего, классического остались разве что размеры площадки да высота сетки. Кстати, как вам нынешние правила, введенные президентом ФИВБ Рубеном Акостой?
- В новой системе подсчета очков есть свои плюсы и минусы. К плюсам отнес бы непредсказуемость результата. То есть сейчас не всегда побеждает действительно лучший. Легче стало и телевизионщикам: время матча ограничилось примерно двумя часами. Что же касается зрелищности игры, о которой печется сеньор Акоста, то здесь существует одна проблема: слишком много потерь при подаче. При силовом исполнении этого элемента в прыжке, которому сегодня отдается предпочтение, прием подачи стал очень похожим на игру в защите. Поэтому я предложил президенту ФИВБ пересмотреть пункт правил, связанный с приемом мяча. Это сделает совсем не обязательной силовую подачу, уменьшит количество ошибок, мяч будет дольше оставаться в игре, что, собственно, и делает волейбол привлекательным.
ИЗ МИЛАНА В ПРАГУ
- Прошлой осенью вы сказали, что ищете команду, которую могли бы возглавить после окончания контракта с "Интером" в мае 2002 года. При этом речь шла об одной из мужских европейских сборных - итальянская исключалась, так как у Андреа Анастази срок контракта истекает после Игр в Афинах. Я тогда спросил, может ли в числе кандидатов оказаться российская команда. Вы ответили: "Я жду предложений".
- Все так и было. Но предложение последовало не из России, а из Чехии. Что же касается российской сборной, то любому тренеру было бы лестно возглавить команду с такими историей и традициями. Только в Москву меня никто не звал. Если бы позвали - согласился бы не задумываясь, и на приемлемых для обеих сторон условиях.
- Что вас привлекло в чешском предложении?
- О финансовых условиях даже говорить не хочу - они смехотворные. Зато у чешского волейбола - давняя история. Плюс сейчас в сборной подобрались неплохие игроки, которых не надо учить азам. А красавица Прага чего стоит!..
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
- Есть удовлетворение от работы с чехами? И какие цели стоят перед вашей новой командой на грядущем чемпионате мира в Аргентине?
- Что касается исключительно тренерской деятельности, то я очень доволен. Я предложил свою систему подготовки, мне удалось изменить отношение игроков к работе. Конечно, четыре месяца - срок небольшой, но достигнутые за это время результаты вселяют оптимизм. Кстати, все эти месяцы я просто прожил в зале - давно не работал с таким желанием.
- Какие сборные вам удалось посмотреть в процессе подготовки к чемпионату мира? С кем вы сыграли?
- Мы составили программу, очень похожую на 1989 год: много тренировок и много матчей с сильными соперниками. На спарринги мы выходили на фоне усталости - так было задумано. Ведь впереди такой продолжительный по времени турнир, как чемпионат мира, - больше двух недель с разъездами. Надо было закалить характер игроков. Я начал работать со сборной Чехии в мае, и очень скоро мы отправились в США. Правда, ни наша команда, ни американская в тот момент не были полностью укомплектованы. Но сыграли мы неплохо: четыре победы в пяти матчах. Затем встречались с голландцами - и вновь положительный результат: два выигрыша из трех возможных. Без ряда игроков уступили в трех матчах в Германии. В Канаде свели серию вничью - 2-2. В Югославии вновь завершили встречи с положительным балансом - 3-1. Затем выиграли дома "Турнир четырех", в котором нашими соперниками были сборные Хорватии, Словакии и Болгарии. Наконец, провели три матча в Белгороде с российской командой - и в двух победили. Две последние контрольные игры состоятся непосредственно в Аргентине - с французами и хозяевами чемпионата.
САМОУВЕРЕННЫЕ БРАЗИЛЬЦЫ
- Вы следили за событиями в недавней Мировой лиге?
- В записи посмотрел все интересующие меня встречи. Впечатление? Увидел, например, две совершенно разные русские сборные - одну, которая не играла совсем, и другую, действовавшую выше всяких похвал. Думаю, ваша команда победила заслуженно. Бразильцы оказались заложниками собственных болельщиков, газет и ТВ, которые даже подумать не могли о поражении и заранее начали делить полмиллиона долларов призовых. Думаю, Югославия и Италия не показали в финальной части всего, на что способны. В целом же Мировая лига-2002 в очередной раз подтвердила то, что сейчас в мужском волейболе есть четыре равных по классу соперника.
- А сборная Чехии не собирается вклиниться в эту компанию?
- Сомневаюсь, что ей удастся сделать это уже в Аргентине. Нам достались очень сильные соперники на первом групповом этапе - Голландия, Греция и Куба. Если победим в группе, то дальше будет проще - выйдем, скорее всего, на сборные России и США. С американцами мы обязаны справиться. Если же на первом этапе будем вторыми, то нашими следующими оппонентами станут Италия и Югославия, что, сами понимаете, сильно осложнит выход в плей-офф.
ЭТАЛОН - СБОРНАЯ ПЛАТОНОВА
- Руководимые вами сборные не раз встречались с нашей национальной командой, которой в разные годы руководили Геннадий Паршин, Вячеслав Платонов, Виктор Радин, Геннадий Шипулин. Что, на ваш взгляд, объединяло эти сборные и что отличало одну от другой?
- Долгие годы эталоном для всех была советская сборная Платонова, у которой учился весь волейбольный мир в конце 70-х - начале 80-х. Что меня вообще поражает в российском волейболе, так это обилие сильных, хорошо подготовленных технически волейболистов, которые постоянно появляются в сборной и могут без проблем заменить тех, кто сходит. Все это присуще и вашей нынешней команде, хотя у нее есть одна серьезная проблема - отсутствие стабильности. Повторяю, я был удивлен, увидев, как в финальном турнире Мировой лиги одни и те же игроки демонстрировали в течение нескольких дней совершенно несхожий волейбол. А вот если ваша сборная во всех матчах будет действовать так, как в полуфинале и финале, она сможет выиграть все, что захочет.
- Вы впервые побывали в Белгороде, который сейчас считается столицей нашего волейбола. Каковы ваши впечатления?
- Я много слышал об этом городе и о любви его жителей к волейболу, но увиденное превзошло все ожидания: гостиница прекрасная, питание отменное, игровой зал неподалеку и в полном распоряжении команды, а тренажерный комплекс и центр релаксации - непосредственно в отеле. Это то, о чем может мечтать тренер!
ТРИ РОССИЯНИНА В СБОРНОЙ МИРА
- В Чехии условия для работы хуже?
- Нет, там тоже есть все необходимое. Разница в том, что в Белгороде гостиница построена исключительно для волейболистов, они там хозяева. В Чехии же мы используем обычный отель по соседству с центром подготовки.
- Вы постоянно живете в Праге, у вас квартира?
- Живу на территории спортивного комплекса. Но при первой же возможности, как правило, на уик-энд, стараюсь вырваться домой, в Италию, - это всего полтора часа лета. А вообще дом у меня в Болонье, там я живу со старшей дочерью, которая закончила университет. У жены, с которой мы в разводе, квартира в Милане, где она живет с младшей дочерью - студенткой.
- На каком языке вы общаетесь с дочками?
- Только на испанском.
- А с чешскими игроками?
- На английском. Первое время некоторые ребята выступали в роли переводчиков. Теперь их помощь не требуется.
- Представьте, что вас вновь назначили тренером сборной мира, как лет 10 назад. Кого из нынешних игроков вы бы включили в состав?
- Ну и вопросик... Хорошо, попробую. Проще всего с диагональным - это югослав Иван Милькович. Что касается пасующих, то остановлюсь на вашем Вадиме Хамутцких - он произвел на меня очень хорошее впечатление в финале Мировой лиги. Доигровщики? Еще один россиянин Павел Абрамов и итальянец Самуэле Папи. Из центральных пригласил бы вашего Андрея Егорчева. Ну и, как тренер чешской сборной, обязан, наверное, взять одного из своих подопечных - это Мартин Лебл. Вот такая шестерка.
- Вы не исключаете возможности возвращения в итальянскую сборную?
- Нет. Но только после Олимпиады в Афинах.
- Контракт с чехами у вас до Игр-2004?
- Нет, он завершается 13 октября - в день финального матча чемпионата мира. А дальше будет видно.
На этом мы и распрощались, договорившись встретиться в Санта-Фе на втором этапе чемпионата мира, куда, надеюсь, сборная России переедет из Буэнос-Айреса, а команда Чехии с Хулио Веласко - из Сальты.
Лев РОССОШИК