Газета Спорт-Экспресс № 216 (3008) от 23 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2
ОЛИМПИЗМ |
"Не чини то, что не сломано", - гласит английская пословица. Те, кто готовил в МОК предложения по изменению программы Олимпийских игр, об этой пословице явно забыли.
КОМУ НУЖНЫ РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ НЕ НУЖНЫ?
Анализируя эти предложения, можно непроизвольно прийти к выводу, что до сих пор олимпийская программа была плоха и не отражала объективные реалии в мире спорта. К счастью, это не так. Недаром олимпийское движение всего за 20 последних лет прошлого века не только преодолело глубокий кризис, но и превратилось в одно из самых массовых и влиятельных общественных движений современности. Олимпийские игры стали главным спортивным событием на планете: успех Сиднея-2000 красноречиво это подтверждает.
Жизнь, безусловно, не стоит на месте. А потому Жак Рогге, сменив в прошлом году Хуана Антонио Самаранча на посту президента МОК, провозгласил одной из своих приоритетных задач пересмотр стоимости, размеров и программы Олимпийских игр. При этом, правда, заверил, что процесс реформирования окажется максимально демократичным, что будут учтены интересы и мнения всех партнеров МОК по олимпийскому движению - международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов, правительств и т.д.
СЛОВА И ДЕЛА
В апреле нынешнего года в интервью для "СЭ" президент МОК исключил возможность расширения олимпийской программы. "У нас есть 28 видов спорта - и 28 останется, - сказал он. - У нас есть 300 номеров программы - и 300 останется. У нас есть 10 500 атлетов - и 10 500 останется". В том же интервью Жак Рогге сообщил, что с просьбой о включении в олимпийскую программу в МОК обратились 14 международных федераций, и добавил: "Но для того, чтобы кого-то включить, надо сначала кого-то исключить. МОК в настоящее время анализирует, все ли из ныне входящих в программу видов спорта сохраняют былую популярность. Если окажется, что один или, быть может, два вида ее потеряли, они лишатся своего статуса. В этом случае будет проведен конкурс между 14 претендентами" .
И вот к концу августа Комиссия МОК по олимпийской программе (формально ее возглавляет член МОК из Италии Франко Карраро, но фактически процессом управлял шеф департамента спорта МОК швейцарец Жильбер Фелли) подготовила свои выводы. И сделала это в лучших (или худших?) традициях аппаратной бюрократии. Доступа к информации никто из посторонних не имел, большинство документов носило гриф "Конфиденциально", никаких консультаций с заинтересованными международными федерациями или НОК не было - как и обещанного конкурса.
Более того, когда предложения Комиссии уже были готовы, их просто скрыли от участников заседания Ассоциации международных федераций по летним олимпийским видам спорта (АСОИФ), которое проходило в Лозанне 26 - 27 августа. Выступая на этом заседании во второй половине дня 27 августа, Рогге ни словом не обмолвился о выводах Комиссии. Когда же после встречи с президентом МОК делегаты вернулись в гостиницу, некоторых из них ожидал неприятный сюрприз - письменное послание г-на Рогге с сообщением о том, что их вид спорта может быть полностью или частично исключен из олимпийской программы начиная с Игр 2008 года.
Нетрудно представить, что испытали в тот момент президенты некоторых международных федераций. И абсолютно все сошлись во мнении: в цивилизованном мире так не поступают. Во всяком случае, раньше, если МОК имел претензии к какой-либо федерации, какому-либо виду спорта, он указывал на недостатки и давал возможность исправить их. Именно так было с боксом, тяжелой атлетикой, стрельбой, биатлоном...
СТРАННЫЕ АРГУМЕНТЫ
Теперь же людей просто поставили перед фактом. При этом популярность видов спорта, о которой говорил президент МОК в интервью для "СЭ", в расчет практически не принималась. Бейсбол, например, культивируют в 113 странах пяти континентов, и все же его предложено исключить - на том основании, что в олимпийском турнире трудно гарантировать участие ведущих профессиональных игроков Северной Америки. Под вопросом оказалось и будущее современного пятиборья - из-за того, что, мол, слишком дорого стоят занятия этим видом спорта. Софтбол предлагается упразднить, поскольку олимпийский турнир по этой дисциплине недостаточно привлекателен для телевидения и прессы. Те же аргументы приводятся в пользу существенного сокращения олимпийской программы в борьбе, стрельбе, академической гребле и гребле на байдарках и каноэ. Исключению подлежат также спортивная ходьба, групповые упражнения в синхронном плавании, конное троеборье.
Отчет Комиссии по олимпийской программе был обсужден Исполкомом МОК. Но, уверен, - лишь формально. Вызывает серьезные сомнения то, что члены Исполкома могли глубоко вникнуть в суть предложенных реформ. Ведь они получили документ - вместе с массой других - вечером 27 августа, а заседание проходило 28-го и 29-го. Во всяком случае, времени на то, чтобы с кем-нибудь посоветоваться, выслушать точку зрения заинтересованных федераций у них точно не было. Между тем даже преступникам дают возможность в суде объясниться и оправдаться. Стоит ли удивляться, что Исполком решил переложить всю ответственность на сессию МОК, которая состоится в ноябре в Мехико?
Мне кажется, авторы проекта просто подставили Жака Рогге, решив поссорить его со всем миром. С Америкой, например, - а ведь она является главным источником финансового благосостояния олимпийской семьи. Президент НОК США Марти Манкамайер уже заявила: присутствие на Олимпийских играх бейсбола - спорта номер один в США - она намерена защищать всеми доступными средствами. А еще - с королевской элитой Европы. Ведь нынешний президент Международной федерации конного спорта (ФЕИ) - инфанта Донья Пилар де Бурбон, двоюродная сестра короля Испании Хуана Карлоса, а до этого высший пост в федерации занимала английская принцесса Анна. Обе они, кстати, члены МОК.
Рогге может испортить отношения с президентом АСОИФ и Международной федерации академической гребли швейцарцем Денисом Освальдом, а он - чрезвычайно влиятельный человек в мире спорта. А также с Хуаном Антонио Самаранчем, которому не может быть безразлично "благородное" происхождение современного пятиборья (его изобрел, напомним, Пьер де Кубертен). К тому же первым вице-президентом Международной федерации современного пятиборья является Хуан Антонио Самаранч-младший.
Рискну предположить, что Олимпийский комитет России, в свою очередь, не останется в стороне от происходящего и резко негативно отнесется к попыткам исключить греко-римскую борьбу, синхронное плавание и спортивную ходьбу. При этом ОКР будет действовать отнюдь не в одиночку: свои интересы в настоящее время лоббируют среди членов МОК многие федерации и страны. Ведь, следуя логике членов Комиссии по программе, в обозримом будущем можно ожидать исключение из числа участников Игр тех государств, спортсмены которых реально не претендуют на награды и потому не представляют интереса для телевидения и прессы.
Добавим: необходимость сокращения программы Игр в целом ее сторонники обосновывают тем, что Олимпиады стали слишком дорогими для организаторов и плохо управляемыми. Откуда же тогда очередь из желающих провести их? 10 городов претендовали на Игры-2008. Еще больше тех, кто заявил о намерении побороться за право принять олимпийцев в 2012 году.
НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
Для принятия любого предложения по исключению вида спорта из олимпийской программы нужно собрать на сессии две трети голосов членов МОК. Только вот удастся ли это президенту МОК? Неужели он не понимает, что попал в ситуацию, из которой просто не может выйти победителем?
Если тот или иной вид спорта, та или иная дисциплина все же будут в Мехико исключены, Жак Рогге войдет в историю как их могильщик, человек, похоронивший надежды и стремления сотен тысяч молодых людей в разных уголках планеты. Если же сессия отклонит предложения, это больно ударит по авторитету президента. Один раз он это уже пережил, когда на 113-й сессии МОК в Солт-Лейк-Сити члены МОК отказались утвердить разработанные Этической комиссией и уже одобренные Исполкомом правила, касавшиеся так называемого конфликта интересов. Собственно говоря, и сами Игры-2002 не добавили очков президенту МОК. Есть ли смысл второй раз наступать на те же грабли?
Выход из создавшегося положения, на мой взгляд, все же есть. Предложения Комиссии по олимпийской программе - во всяком случае в той части, которая касается исключения видов спорта и дисциплин, - не должны выноситься на сессию МОК в Мехико. Ведь организаторы Олимпиады-2008 в Пекине никаких претензий к существующей программе не предъявляют, кроме просьбы о включении кунфу. Они знают, какие обязательства взяли на себя, выиграв право на проведение Игр, и ведут планомерную подготовку. Телевизионные, рекламные и прочие доходные контракты МОК также заключены до конца 2008 года, и никаких новых условий, касающихся программы Игр в Пекине, никто из финансовых партнеров и спонсоров МОК, насколько известно, не выдвигает.
Так зачем спешить и загонять себя в угол? Не лучше ли все еще раз тщательно взвесить, посоветоваться с международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами, другими заинтересованными сторонами и принять взвешенное решение с учетом того, где пройдут Игры 2012 года. Ясно, что у Америки могут быть одни приоритеты, у Европы - другие, в Африке - третьи и так далее.
Есть и дополнительная возможность. Ничего не исключая, включить в программу Олимпийских игр, как это предлагает Комиссия, гольф и регби-7 и начиная с программы Игр 2012 года выбирать с учетом мнения организаторов Олимпиады 28 видов спорта не из 28, а из 30. Ничего страшного, если один раз какой-то вид выпадет из программы конкретных Игр. Зато у людей всегда будет надежда и гарантированное финансирование.
Пойдет ли нынешнее руководство МОК на компромисс? Прогнозировать сложно. Зато очевидно другое: за последние 25 лет МОК не принял ни одного решения, которое могло нанести ущерб интересам и судьбам атлетов. Очень хочется верить, что эта традиция не будет нарушена и в Мехико.
Александр РАТНЕР