Газета Спорт-Экспресс № 207 (2999) от 12 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

12 сентября 2002

12 сентября 2002 | Хоккей

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

БУРЕ, ЯШИН И СЫЧЕВ

В последние недели о "деле Сычева" в российской прессе не пишет разве что ленивый. Долгое время автор этих строк относился к категории лентяев, однако когда на прошлой неделе президент "Крыльев Советов" Герман Ткаченко в интервью "СЭ" заметил, что в США подобный конфликт невозможен, понял, что пора взглянуть на него с хоккейной колокольни.

Сразу скажу, что "дело Сычева" в НХЛовские стандарты еще как вписывается! За последние десять лет здесь было, если не ошибаюсь, как минимум три подобных конфликта. Символично, что в двух случаях из трех их "героями" (нужны ли здесь кавычки - пусть решают читатели) оказывались российские игроки.

В первом конфликте, который состоялся четыре года назад, был задействован самый популярный европейский легионер НХЛ Павел Буре. Как известно, он при действующем контракте и без объяснения причин потребовал у руководства клуба "Ванкувер Кэнакс" обмена. Какие только слухи тогда не появлялись! Одни поговаривали, что Буре надоела Канада. Другие уверяли, что хоккеист понимает финансовую несостоятельность клуба из Ванкувера, не имеющего возможности предложить ему достойный многолетний договор. Третьи же утверждали, будто у снайпера чуть ли не аллергия на дожди, которые очень часто идут в этом канадском городе.

Генеральный менеджер "Кэнакс" Брайан Бурк тогда повел себя в стиле нынешних руководителей "Спартака", по вполне понятным причинам не став мириться с потерей лидера. Чуть ли не полгода ушло у Бурка на метания громов и молний в адрес капризного хоккеиста, и лишь затем он приступил к работе над обменом. В конце концов Буре отправили во "Флориду", но достойной компенсации за него канадцы так и не получили. Просто потому, что во всех клубах НХЛ прекрасно понимали: команда из-за конфликта с игроком просто обречена его менять. А значит, с ней нужно торговаться и сбивать цену.

Что касается Буре, то он в долгосрочном плане не проиграл, вскоре подписав с "Флоридой" многолетний договор. Согласно новому контракту, годовая зарплата легионера составила рекордные в то время в НХЛ девять миллионов долларов.

Два года спустя по стопам Буре пошел Алексей Яшин. Он также отказался играть за бедный канадский клуб - "Оттава Сенаторз", в ультимативной форме потребовав трансфера. Вряд ли ввиду оперативности события стоит подробно напоминать все серии мыльной оперы "Яшин против "Сенаторов". Замечу лишь, что форвард своего добился - перешел в американский "Нью-Йорк Айлендерс", где заключил также рекордный (по общей сумме) контракт.

И, наконец, можно вспомнить события 11-летней давности в "Квебек Нордикс". Тогда этот канадский клуб задрафтовал Эрика Линдроса, которого называли наследником великого Уэйна Гретцки. Однако Линдрос категорически отказался играть за "Северян" и заставил их обменять себя в "Филадельфия Флайерз".

При этом, замечу, что и клубы, и игроки, задействованные в конфликтах, понесли существенные финансовые потери. Яшин, например, по некоторым сообщениям, упустил сумму, близкую к 10 миллионам долларов.

Словом, вывод очевиден: в НХЛ, как, наверное, и во всем североамериканском спорте, личность - все, а команда - ничто. Владельцы заокеанских клубов прекрасно понимают, что против "суперзвездного" лома нет приема, а потому стремятся избегать конфликтов с ведущими игроками и выполнять все их капризы. Думаю, теперь этот заокеанский урок усвоят и руководители российских футбольных клубов.

... И все же по большому счету в главном Ткаченко прав - с конфликтами Буре, Яшина и Линдроса "дело Сычева" сравнивать нельзя. Просто потому, что с финансовой точки зрения НХЛ - лига абсолютно прозрачная, тогда как в российском спорте очень многие до сих пор работают в тени. Думаю, именно по этой причине "дело Сычева" стало возможным и кажется рядовому болельщику столь непонятным и даже загадочным.