Газета Спорт-Экспресс № 204 (2996) от 9 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

9 сентября 2002

9 сентября 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир. Группа 10

РОССИЯ - ИРЛАНДИЯ - 4:2

МНЕНИЕ Игоря РАБИНЕРА

ИНЪЕКЦИЯ ОПТИМИЗМА

Когда соперник такого уровня не просто обыгран, а поставлен на колени, трудно признаться самому себе, что в саму возможность победы ты почти не верил.

А как было поверить, если каких-то два с половиной месяца назад ирландцев в Дублине встречала из Кореи и Японии восторженная стотысячная толпа, а у наших милиционеры на всякий случай переписывали адреса - вдруг что случится? Если Ирландия за три года проиграла всего один матч, а нас за последние семь месяцев били и сами ирландцы, и японцы, и бельгийцы, и даже эстонцы?

Прямая и какая-то безнадежная поступь российской футбольной истории, казалось, не предусматривала команды "Кругом!". Толстокожая сборная предыдущего созыва ввела каждому из нас такую смертельную инъекцию скепсиса, что никакая смена тренера поначалу не была способна вывести из состояния пессимистической комы.

Валерию Газзаеву удалось нечто большее, чем взять три очка у главного конкурента за место на Евро-2004. За полтора часа Газзаев и его команда вернули нам давно (пожалуй, с 99-го года) забытое ощущение, что Россия может гордиться своей футбольной сборной. Так же, как в июне ирландцы гордились своей. Тоже - без звезд мирового масштаба, зато с духом, заставляющим об их отсутствии забыть.

Чертовски приятно произносить это "тоже" - и совсем не хочется себе напоминать, что выигран лишь первый бой, а не война. И что, скажем, в отборочном цикле Евро-84 сборная Валерия Лобановского дома разгромила португальцев - 5:0, а потом турнирные расклады сложились так, что минимальное поражение в Лиссабоне из-за выдуманного пенальти оставило сборную СССР за бортом чемпионата Европы.

Напоминать об этом, при всей, может быть, несвоевременности, надо. Во избежание затяжной эйфории, позволительной лишь в первые дни после такой победы.

И все же - почему мы сейчас так радуемся, словно и не выигрывали ни у кого уже лет десять, как, скажем, венгры?

"Не телом, а сердцем" - этот газзаевский призыв был услышан. В субботу наша команда играла сердцем, и переживали за нее тоже сердцем. От каждого сюжетного поворота, от каждого движения каждого игрока пробирало с головы до пят. Любой, кому посчастливилось наблюдать за этим матчем, был словно там, на черкизовском поле - отбирал мяч, как Алдонин, пасовал, как Лоськов, бежал, как Кержаков, бил, как Бесчастных. Сборной Романцева (подчеркну: не 99-го, а 2002-го) сопереживать с той же силой от всей души хотелось, да почему-то не получалось...

Справедливости ради, был и в предыдущем отборочном цикле матч, когда душа пела - дома против швейцарцев. Помните гол Бесчастных "с петлей на шее" - с вцепившимся в него защитником? Но тогда соперника, и без того не выдающегося, раздирали внутренние противоречия, несколько ведущих игроков не приехали в Москву, и после двух быстрых голов Швейцария выбросила белый флаг. В остальных же матчах, даже выигранных, не было заметно того полета, который любой неравнодушный к футболу человек чувствует безошибочно.

С Ирландией - командой иного калибра, нежели швейцарцы, и бившейся, как всегда, до конца - этот полет был. Что доказало: тренерское умение подобрать правильные слова перед матчем бесценно и на высшем континентальном уровне. Надо сказать, что и преимущество своего поля было использовано на все сто - предматчевое шоу, что называется, било в нужные точки и способно было вдохновить кого угодно.

Вдумаемся: за четыре матча на чемпионате мира, от соперников класса Германии, Камеруна и Испании, ирландцы пропустили три гола. За 90 минут на "Локомотиве" - на гол больше.

Упаси меня Бог от пустопорожних - хотя, наверное, и ожидаемых кем-то из читателей - стенаний: вот так бы, мол, и на ЧМ-2002, где же они были в июне, и т.д., и т.п. Чего сборная субботнего образца уж точно не заслуживает - так это банальностей. Жизнь даже на турнире такого масштаба не останавливается - прав Андрей Соломатин, воскликнувший на днях в Бору: "Да забыл я уже этот чемпионат мира!".

После матча довелось наблюдать удивительное и непривычное зрелище: на глазах у десятков журналистов терял лицо не наш, а зарубежный специалист. Маккарти, видимо, настолько отвык проигрывать, что во время пресс-конференции смог лишь с явным раздражением бросить несколько откровенно "болельщицких" фраз наподобие: "Все могло закончиться не 2:4, а 4:2" и "Мы пропустили такие голы, какие вообще-то в одном футбольном матче в одни ворота никогда не забиваются". Позже главный тренер потребовал, чтобы российские журналисты задавали ему вопросы по-английски, а спустя минуту и вовсе "прикрыл лавочку". Уходил Маккарти из зала для пресс-конференций (куда пришел, кстати, из раздевалки почти с часовым опозданием) совершенно один: даже ирландским журналистам обозленный на весь мир человек был неинтересен.

Говорить о везении, на которое жаловался Маккарти, в применении к российской сборной можно лишь условно. Да, был четвертый гол, который своим первым касанием в матче отправил в собственные ворота вышедший на замену секундами ранее (и не привлекавшийся в сборную с 2000 года!) участник ЧМ-94 Фил Бэбб. Но если Семак не забивает в пустые ворота, а Яновский - со считанных метров, должен же кто-нибудь за них это сделать? Если серьезно, то с водоворотом травм, который закрутил нашу сборную, мы заслужили право на удачу хотя бы во время самой игры. Мало было, видимо, принесено футбольному богу "жертв" - Титов, Измайлов, Пименов, Сенников, Попов, Даев, отсутствующий по иным причинам Сычев, - так еще за день до матча получил повреждение Смертин.

Наверное, весть о конце света вызвала бы у российских болельщиков более спокойную реакцию, чем это предматчевое известие. Как же без Смертина? И тем более никто не ожидал выхода Алдонина, который до того не провел ни единого матча на таком уровне. Но как же угадал Газзаев с молодым волгоградцем, выигравшим в центре поля почти все единоборства и начавшим вторую голевую комбинацию! Игра Алдонина - словно немой укор руководителям "Спартака", которые не только не могут целый год найти опорного полузащитника, но и утверждают, что хороших игроков этого амплуа в России вообще нет.

Заслуга тренера и во вдохновенной - "прошлогодней" - игре Бесчастных. У форварда и наставника - тоже бывшего нападающего - весьма схожий темперамент: коллега, стоявший за воротами ирландцев, рассказал, что Бесчастных весь тайм срывал голос, прося партнеров ему пасовать. Страсть, которую Газзаев разжег в игроке, воплотилась не только в красивый гол и эффектный момент, когда он сумел продавить отличного защитника Харта, но пробил чуть мимо. Раза четыре за отведенный ему тайм Бесчастных оказывался на своей половине поля и перехватывал пасы, которыми соперник собирался начать атаки. Появление Кержакова было, безусловно, своевременным - но, мне кажется, замени Газзаев не Бесчастных, а Семака, эффект мог оказаться еще сильнее.

Ранняя замена Гусева - еще один сильный психологический ход (кстати, вначале раздосадованный, Гусев ушел в подтрибунное помещение, даже не подойдя к скамейке - правда, позже в сопровождении кого-то из работников сборной вернулся). Как выяснилось, в сборной для Газзаева нет клубных авторитетов, что стоит учесть на будущее и неважно сыгравшим Семаку с Яновским. Хотелось бы, чтобы со временем принципиальность не исчезла - тот же Романцев, когда только пришел в 99-м, в знаменитом матче на "Стад де Франс" не включил Юрана и Ширко даже в заявку. Но три года спустя Титов и Ковтун оказались в его сборной незаменимыми...

Вскоре у Газзаева может возникнуть новая головная боль: начнут выздоравливать именитые травмированные, и достойных претендентов на место в составе станет слишком много. Впрочем, дай Бог, чтобы нового главного тренера сборной всегда заботили такого рода проблемы.