Газета Спорт-Экспресс № 199 (2991) от 3 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 22-й тур |
ДИНАМО - СОКОЛ - 2:1 |
ЛЕВ ИЗ СТРАНЫ МИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА ПОДМОГУ БЕЛО-ГОЛУБЫМ
Даже с дальнего расстояния опознать новичка из Сенегала на тренировке "Динамо" в Новогорске не составило никакого труда. Поскольку других темнокожих футболистов в команде нет, не ввела, понятно, в заблуждение и фамилия "Мурыгин" на его футболке с 26-м номером. Это - собственной персоной участник ЧМ-2002 в составе сенсационной сенегальской команды Папе Тиав.
ПАП ИЛИ ПАПЕ?
Именно так - Папе, как выяснилось, звать и нападающего, и полузащитника "Ланса" Сарра. Впрочем, и без "е" не ошибка, если прочесть буквосочетание "Раре" по правилам французской грамматики. Вот и Тиав в ходе беседы несколько раз назвал себя Пап, пока не уточнил:
- Пап - это как бы французский вариант.
- Случайно в вашем имени не заключен какой-либо смысл?
- Оно указывает на то, что меня назвали так же, как деда. А полное мое имя - Папе Буна Чао.
- Из этого следует, что вас нужно величать Буна?
- Мне нравится Папе. Довершая филологическую тему, сообщу, что поинтересовался, что значит понятие "Теранга" в словосочетании "Львы Теранги" - так полностью звучит прозвище сенегальской сборной. В ходе ЧМ-2002 выяснить это было как-то недосуг: ажиотаж, да и неудобно на людях спрашивать вроде бы очевидные вещи. Французские коллеги уверяли, что Теранга - некий район в Сенегале. Однако остались сомнения, потому что за одиннадцать лет работы на Черном континенте я никогда не слышал о такой местности. Не нашлось этого слова и в двухтомной энциклопедии "Африка".
И вот расшифровка:
- На языке народа волов, к которому я принадлежу, Теранга - значит страна, где живут милые гостеприимные люди, - сказал Тиав.
- Словом, в применении к Сенегалу это - родина?
- Можно и так сказать.
"ДИНАМО" ПРЕДЛОЖИЛО САМЫЕ ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ АРЕНДЫ
- Каким ветром занесло вас в Москву?
- Появилась возможность поехать в вашу столицу. И я сказал себе: "Почему бы и нет?"
- Итак, для вас это интересный опыт, эдакое забавное приключение?
- Наверное.
- Вы принадлежите "Лозанне"?
- Еще почти два года.
- В прошлом сезоне этот клуб отдал вас в аренду "Страсбуру", теперь - "Динамо". У него избыток нападающих? Или вы "Лозанне" по какой-то причине не подходите?
- Дело в том, что по итогам первой половины прошлого швейцарского чемпионата "Лозанна" осталась за чертой клубов, которым предстояло бороться за высокие места, попав в турнир аутсайдеров первого дивизиона и лидеров второго, где определялось, кому играть в классе сильнейших. Мне же хотелось играть на более высоком уровне, тем более, что на носу был чемпионат мира. В конце концов удалось перебраться в "Страсбур".
- Но ведь этот клуб тогда был во второй лиге.
- Но французской, которой средства массовой информации уделяют значительно больше внимания, чем швейцарскому первенству. К тому же "Страсбур" вел борьбу за выход в высший эшелон и в итоге этого права добился.
- Почему же вы не продлили с ним отношения?
- Из-за финансовой проблемы. У "Страсбура" был вариант выкупа моего контракта, но он счел это слишком дорогим удовольствием. В свою очередь, "Лозанна", нуждавшаяся в деньгах, настаивала на высокой трансферной сумме. Была возможность уехать в ОАЭ. В этом случае даже мой трансфер оплатили бы. Но чемпионат этой страны меня не привлекает. Были и другие клубы, готовые взять меня в аренду, но "Динамо" предложило более выгодные условия. И заполучило меня на четыре месяца.
- В "Лозанне" не собирались остаться?
- Так она в итоге опустилась во второй дивизион. К тому же у клуба возникли финансовые проблемы, и он сам, чтобы облегчить свое положение, хотел во что бы то ни стало до 31 августа сдать меня в аренду. Я же подумал, что в России хороший чемпионат. Сборная пробилась в финальный турнир чемпионата мира, а клубы добивались определенных успехов в еврокубках. Два года назад мне в составе "Лозанны" довелось встречаться с московским "Торпедо". Так что мой приезд в Россию это возвращение.
- Что-то раньше слышали о "Динамо"?
- Знал, что клуб часто участвовал в еврокубковых турнирах.
- Видели во время чемпионата мира игру российской сборной?
- Да, я тогда посмотрел много матчей. Что касается вашей команды, то я более внимательно следил за ней, когда она встречалась до чемпионата мира в товарищеском матче с Францией. Ничья на поле чемпионов мира - это, бесспорно, достойный результат.
- У вас сложились какие-то представления о российском футболе?
- В нем много борьбы, стремления к победе. Техника неплохая. А физически футболисты готовы просто отлично.
ИСПОЛНИЛИ ВСЕНАРОДНУЮ МЕЧТУ
- Вас не смущает, что в "Динамо" больше нет футболистов из франкоязычных стран? Это не осложняет жизнь?
- В "Динамо" есть Саша (Панов. - А. П.) . После года пребывания во Франции он неплохо изъясняется, хотя кое-что, понятно, уже подзабыл. Он мне объясняет что к чему, когда это требуется. А на днях в команде появился еще один парень, говорящий по-французски (югослав Вукоманович. - А.П.).
- Москву удалось посмотреть?
- Я все время был на базе, так что пока такой возможности не было. И в ближайшие дни не будет. В воскресенье после матча (беседа проходила накануне игры последнего тура "Динамо" "Сокол". - А.П.) уезжаю в сборную. Предстоит отборочный матч Кубка Африки в Лесото.
- Сборную этого крошечного государства "Львы Теранги" наверняка скушают с потрохами?
- Не скажите. После нашего выступления на чемпионате мира любая команда в Африке мечтает нас обыграть. Потому даже сборные из неизвестных на карте футбола стран будут действовать против нас с особым рвением. С другой стороны, не так сложно добиться успеха, как подтвердить его неслучайность.
- Вам известно, что в России играет ваш соотечественник Ибра Кебе?
- Конечно. Мы пару раз играли вместе за сборную. Но потом его почему-то в команду не вызывали. Таков уж был выбор тренера.
- Вы с Кебе общались?
- Позвонил, когда приехал в Москву. Но увидеться пока возможности не было.
- Не опасаетесь, что, оказавшись вдали от Франции, перестанете интересовать руководство "Львов"?
- О чемпионате Швейцарии во Франции тоже знают мало, но это не помешало мне попасть в команду. Работал - и Брюно Метсю обратил на меня внимание. Надеюсь, что так будет и при Абдулае Сарре, новом тренере сборной.
- Не сожалеете об уходе Метсю?
- Не игрокам определять, с кем работать, и судить о тренерских перестановках. Могу только сказать, что Метсю очень многое сделал для Сенегала. У нас, футболистов, сохранились с ним прекрасные взаимоотношения. Это симпатичный человек, о котором в нашей стране никогда не забудут.
- В ходе чемпионата мира журналистов поражала непринужденная обстановка в стане "Львов", то, что игроки и Метсю вместе с ними устраивали празднования после каждого успешно проведенного матча.
- После матча у футболистов есть на то право. Мы собирались вместе, шутили, веселились, и это помогало нам быть сплоченным коллективом. Но это, как вы могли убедиться, не сказывалось на нашей спортивной форме.
- На родине вы теперь, наверное, считаетесь героями?
- Можно сказать и так. Народ нам благодарен. Не нахожу слов, чтобы описать прием, который нам устроили. Мы часами ездили по Дакару, а толпа приветствовала нас. От аэропорта до президентского дворца добирались четыре часа, хотя обычно этот путь занимает 15 - 20 минут. На улицу невозможно было выйти - тотчас окружали люди. Народ в Сенегале обожает футбол, мы же исполнили его мечту, и потому творилось безумие.
ВОСПИТАННИКИ ДАКАРСКОГО ФИЛИАЛА "МОНАКО"
- Вы ведь родом из Дакара?
- Да.
- В каком клубе играли в своей стране?
- Ни в каком. Мне так и не довелось выступать за какой-либо сенегальский клуб, потому что уже в возрасте 15 лет я уехал из центра подготовки в "Сент-Этьен".
- Неужели в Сенегале есть центр подготовки?
- Да, "Альдо Жентина". Он создан клубом "Монако". Мы жили в интернате, тренировались, а в конце сезона приезжали во Францию, где проводили матчи. Лучших отбирали в "Монако".
- Вы тем не менее попали в другой клуб.
- У меня была возможность оказаться в "Монако". Но надо было ждать. Я же спешил. Уехать во Францию - это была мечта, и я хотел как можно быстрее ее осуществить. Как только представился шанс, я за него ухватился.
- В сборной Сенегала есть еще выходцы из центра "Альдо Жентина"?
- На чемпионате мира нас было шестеро: вратарь Тони Силва и Сулейман Камара, которые защищают цвета "Монако", Салиф Диао и Мусса Н'Диай, через этот клуб прошедшие, а также Мустафа Амди Фай из "Осера" и я.
- То есть вы постигали азы футбола не на улице?
- Почему же? Изначально мы все пришли из уличного футбола. Играли в турнирах с участием команд разных городских районов. В ходе них и отбирали ребят для центра подготовки.
- Эль-Хаджи Диуф рассказывал, что вырос в так называемом трудном квартале Дакара. А вы?
- Мы все можем сказать то же самое. С Европой сравнивать не приходится. Все испытали в детстве тяготы жизни.
- И все же наверняка в разной степени?
- Конечно, в Дакаре есть и бедные, и очень бедные, и богатые.
- Вашу семью вы к какой категории отнесли бы?
- По нашим меркам, к среднему достатку. Более или менее сводили концы с концами. Хотя часто мне приходилось играть в футбол на пляже босиком, потому что родители не могли купить кроссовки. Они думали прежде всего о том, как бы нас накормить.
- У вас большая семья?
- По африканским представлениям, нет: один брат и две сестры.
- А вы женаты?
- Нет. Хотя у меня есть девушка. Надеюсь, она сможет выбраться ко мне в Москву, когда будет решен вопрос с жильем.
- Что ждете от продолжения карьеры в "Динамо"?
- Хотелось бы что-нибудь выиграть. Например, Кубок.
- Вынужден уточнить, что победитель кубкового турнира в России определится только будущей весной. У вас к тому времени срок аренды истечет, если, конечно, не продлите его.
- Что ж, постараюсь помочь новому клубу завоевать путевку в еврокубки. А насчет срока аренды - посмотрим, как дела пойдут.
- Как оцениваете свой дебют в российском первенстве?
- Удалось сыграть не так много. Был готов выйти с первых минут, но слово тренера для меня закон. Знал, что у "Сокола" едва ли не последний шанс вмешаться в борьбу за место в высшем дивизионе, поэтому легко игра сложиться не могла.
Александр ПРОСВЕТОВ