Газета Спорт-Экспресс № 192 (2984) от 26 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

27 августа 2002

27 августа 2002 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Сергей ЗЛОБИН

"ФОРМУЛА-1" ЗАГОВОРИТ ПО-РУССКИ

16 августа на венгерском "Хунгароринге" произошло важное для России событие - было объявлено о партнерском контракте "Газпрома" с "Минарди" и о том, что российский пилот Сергей Злобин становится гонщиком этой итальянской команды "Формулы-1". А спустя всего несколько дней Злобин был гостем редакции "СЭ", где и состоялась наша беседа.

ПОКА О НАС НЕ ПИШУТ, АВТОСПОРТА В РОССИИ НЕ БУДЕТ

- Вы уже одной ногой в "Формуле-1", но выросли все-таки из российских гонок...

- К которым, к сожалению, наша пресса относится очень странно. Достаточно приехать на один из этапов и посмотреть, что происходит, а потом открыть любое автоспортивное издание. Текст практически везде одинаков: какие молодцы итальянские пилоты Маурицио Медиани и Андреа Беликки, а все остальные, то есть россияне, никуда не годятся. Пока о наших ребятах так пишут, автоспорта в России не будет. А вот если для контраста открыть, скажем, итальянский журнал, то картина совершенно иная: Энтони Дэвидсон выехал в "Формуле-1" впервые, шел последним, но он молод, и у него все впереди. Совершенно другая тональность, да? Дальше идет рассказ о "Формуле 3000", "Формуле-3", "Формуле Рено" и так далее. Короче, написано обо всех, и в хороших тонах. Вот поэтому автоспорт на Западе развивается и будет расти дальше. У нас же, пока не перестанут поливать грязью и гонщиков, и чемпионат России, пока футбол слегка не подвинется в прессе и на экране телевизора, сделать что-либо будет крайне тяжело. Только при нормальном освещении гонок они станут кому-то нужны, и на них пойдет народ. Ведь в стране есть пилоты, способные выступать в самых престижных международных сериях.

- Кто же это, на ваш взгляд?

- К сожалению, их немного: Роман Русинов, Алексей Павловский, Виктор Маслов. Ну и, наверное, четвертый - я. Вопрос ведь в том, кто из нас на что "поставил". Павловский сейчас ездит вторым пилотом в "Лукойле". Так вот, пока он второй, а в его команде доминирует итальянец, Алексей никому не нужен. Пока Русинов едет в одном из самых слабых чемпионатов Европы "Ауди Палмер", он не будет на виду. Маслов же, на мой взгляд, поступил не очень правильно, выбрав для дебюта престижный, дорогостоящий, но и самый сложный международный чемпионат "Ф 3000", где крайне ограниченное количество тренировок и тестов. Человеку, попавшему в эту мясорубку из российского чемпионата, добиться чего-то невозможно. Будь у Виктора нормальное количество тренировок, он наверняка боролся бы за призовые места.

Мне же просто повезло. Я попал в нормальные условия и, считаю, выбрал правильный чемпионат - европейскую "Формулу 3000".

Напомню, кстати, что я президент клуба "Рэйсинг", и у нас есть программа продвижения гонщиков в международные соревнования. Как только я поехал в "Формуле-3", туда на следующий год пришли и другие, а год спустя после того, как принял участие в гонке "грандтуризма" в Дайтоне, и туда еще несколько человек поехали. Сегодня я в европейской "Ф 3000" и, уверяю, там тоже поедут "мои" молодые ребята. И в "Формулу-1" через год или два кого-нибудь затащу.

Кстати, в "Формуле-1" задерживаться не собираюсь. Мне 32 года, и в 2004-м, после сезона в "Формуле", планирую уйти в КАРТ. Там уже есть очень хороший контракт с "Дейл Коэн рэйсинг". Если, естественно, не появится планов выиграть чемпионат в "Формуле-1"! (Смеется.) Но это, прямо скажем, малореально. Однако могу сказать, что благодаря нам команда "Минарди" в будущем году сильно изменится и выступит в ином качестве, чем сегодня.

У "ГАЗПРОМА" СВОЙ КОНТРАКТ, У МЕНЯ - СВОЙ

- Планируете переименовать ее в "Злобин рэйсинг"?

- (Смеется.) В следующем году - нет! Вы видели когда-нибудь в "Формуле-1" российских спонсоров?

- Никогда! Поэтому и считаю решение "Газпрома" таким важным.

- Так вот, можете написать: если у кого-то есть желание - могу поспособствовать. Ведь в одиночку в этот "закрытый цирк" попасть невозможно. Случай с "Газпромом" беспрецедентный. Если я вдруг на гонке чемпионата России сломаю себе палец или голову отобью, можно забыть о том, что русские будут в "Ф-1". Могу заявить совершенно официально: пока я там не поеду, никто из россиян там не поедет.

- Пока не буду спрашивать, откуда у вас такая уверенность. А как долго происходила эта "смычка" "Минарди" с "Газпромом"?

- Фактически смычки нет. Есть смычка "Минарди" и Сергея Злобина и смычка английского продюсерского агентства "Шилтон" и "Газпрома".

- Так вы не сами выходили на российских спонсоров?

- Я работаю с продюсерской компанией, и этим вопросом занимается она. Я не работаю с "Газпромом" и никого там не знаю. С таким же успехом на этом месте могла оказаться другая наша компания. Короче, у "Газпрома" свой контракт с "Минарди", у меня - свой. Мы друг от друга не зависим.

- Из сообщений с "Хунгароринга" можно было понять, что это "Газпром" привел вас с собой.

- Это я могу привести в "Формулу-1" любого своего спонсора. Но, думаю, теперь российский газовый гигант окажется крепко связан с "Формулой". Им там наверняка понравится. И моя задача как пилота - обеспечить нормальную рекламную отдачу.

- Ваши взаимоотношения с "Минарди", "Феррари", которую вы пилотировали на Дайтоне, развивались постепенно? Это какие-то личные контакты или они наблюдали вас как гонщика?

- Это знакомство продолжается четыре года. Когда клуб "Рэйсинг" только создавался, была расписана программа роста пилота от картинга до "Ф-1". Программа, как видите, действует, просто раньше в нее мало кто верил. Даже в нынешнем году трудно было поверить в то, что все получится, ведь сейчас у клуба серьезные финансовые сложности.

УЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ - ДЕШЕВЛЕ

- Тогда давайте поговорим о вашем клубе и его планах поднять наших пилотов до больших высот.

- В России это сделать очень сложно, если вообще возможно. Если российские гонки по-прежнему будут жить без трасс, без прессы и, главное, телевидения, то командам будет гораздо легче и дешевле уехать в итальянский чемпионат "Ф-3" или чемпионат Европы "Ф 3000". Кстати, так думаю не только я - "Лукойл рэйсинг" придерживается такого же мнения. Мы здесь с "Формулой-3" никому не нужны. На этапах нас подсоединяют к классам типа "Ф 1600", где гоняются дети и ветераны. Какой, скажите, смысл гробить в таких условиях дорогостоящую технику? Суть в том, что гораздо проще найти спонсоров на один из международных чемпионатов, чем в России на российский! И до тех пор, пока минуты рекламного времени в "Поле чудес" будут стоить дешевле бюджета гоночной команды в России, ничего не получится. Какая радость вкладывать деньги в команду, которую никто по телевизору не покажет?

- Тем не менее большого оттока за границу пока нет. Или он вот-вот произойдет?

- Теперь - да. Мы ведь с "Лукойлом" всегда действовали друг на друга, как красные тряпки на быка. Теперь Алексей Павловский наверняка появится или в "Ф 3000", или в "Супер-Ниссане", или где-нибудь еще. Думаю, "Лукойл" все-таки направит средства на то, чтобы Алексей где-то ездил. И ездил быстро! Так что я своей "выходкой" ему даже помог...

- А успехи россиян за границей как-то поднимают интерес к внутреннему чемпионату?

- У спонсоров - не знаю, а вот у прессы - надеюсь. Есть ведь у нас молодые дарования, о которых надо кричать, но в России о них почти никто не знает. Миша Алешин, к примеру. Он ездил в прошлом году за наш клуб в "Ф 1600", а сейчас выступает за "Лукойл" в "Ф-3". Вспоминаю, как мы всеми правдами и неправдами боролись зато, чтобы внести изменения в спортивный кодекс, что позволило бы ему ездить в чемпионате. Парню ведь не было и четырнадцати. Он выигрывает в Европе картинговые гонки, взрослые гонки. Про этого мальчика пишет вся зарубежная пресса.

- Получается, будет кому войти в открытые вами ворота?

- Он еще молод - 15 лет. Надо пройти через международный чемпионат типа "Формулы 3000", а до него тоже надо дорасти. Я назвал вам четверых. На ближайшие годы других претендентов не вижу.

КТО ХОЗЯИН "МИНАРДИ"?

- Расскажите о ваших планах на этот сезон.

- С января пересел из "руля в руль" гоночных автомобилей 12 раз! Все машины абсолютно разные - "Фольксваген Поло", "Порше" и "Феррари" "грандтуризма", "Ф-3", "старая" "Ф-3", "Формула-3" "Федераль", "Формула Рено", "Формула 3000". За этот год я собрал столько информации об управлении гоночными автомобилями, сколько, по-моему, не собирал за всю предыдущую жизнь. Что дальше? Субботняя гонка "Ф-3" в Мячкове стала последней, больше этой машины касаться не буду - слишком тяжело после нее адаптироваться к "Ф 3000". Так что на концовку 2002-го предусмотрены тесты и гонки только на "Ф 3000" и "Формуле-1". Со следующим годом тоже все ясно: в основном "Ф-1" и, наверное, чемпионат "Супер-Ниссан". Пройти международный чемпионат в хорошей команде необходимо по контракту с Джанкарло Минарди. А в 2004-м планируется только "Ф-1". Раньше я никогда таких далеких планов не строил!

- Кстати, о Джанкарло Минарди. Мне казалось, что владелец команды - Пол Стоддарт, и вдруг новость о контракте с самим Минарди!

- Владелец команды, конечно, Стоддарт, но и Минарди тоже. Если не вдаваться в подробности, у кого больше акций, у кого меньше, можно назвать их совладельцами. Управление же спортивной частью команды по-прежнему за Джанкарло.

Как бы это объяснить... Скажем, так. У меня команда "Ф-3", и я ее продаю, скажем, "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". Но у меня останется и название "Рэйсинг", и помещение, и еще много чего, так что завтра могу объявить: "Мы выступаем в другом чемпионате". Останется только прикупить две гоночные машины. Стоддарт купил фуры, машины, оборудование. Но стоит появиться в Фаенце и спросить, как проехать на "Минарди", вам ответят: "Фабрики "Минарди" располагаются вот там". Фабрики!

- Короче, даже маленькая и бедная команда "Формулы-1" - монстр по сравнению с другими командами?

- Естественно. Бюджет ведущих команд - далеко за миллиард долларов. А маленькой "Минарди" надо попасть в заветное число. Наверное, можно предположить, какого примерно бюджета это требует. Ведь на старт итальянские машины попадают. Маленькая-то маленькая, но по сравнению с кем?

- А можете все-таки рассказать об итальянской конюшне? Вы говорите загадками...

- Об этом мы сможем побеседовать в декабре. Или даже раньше - в октябре. Все теперь, как ни странно, зависит от "Газпрома". Если он договорится с "Минарди" о некоторых программах, команда может качественно измениться. Вплоть до замены двигателя и инженерного состава. Ведь на сегодняшний день мотор "Азиатек", которым оснащены ее болиды, на 120 лошадиных сил слабее "Феррари".

НЕ НАДО СТРОИТЬ ТРАССУ "Ф-1"

- Удивительно! Для большинства людей "Формула-1" - какой-то далекий мир, куда и попасть-то невозможно, не говоря уже о том, чтобы что-то там менять. Вы же так легко обо всем рассуждаете...

- Это что! - вступает в разговор Оксана Косаченко, пресс-секретарь Злобина. - Приехали мы на "Хунгароринг", а в паддок знаете, как сложно попасть - пропуска, магнитные карточки... Сергей на все это посмотрел и говорит: "Я вам этот закрытый клуб открою!"

- Ловим на слове!

- Знаете, какие уже есть предложения? Была бы в России хоть какая-то приемлемая трасса для "Ф 3000", один из этапов европейской серии можно было бы провести у нас. Не надо строить трассу под "Ф-1". Давайте построим просто хорошую трассу. И если по ней сможет проехать "Ф 3000", уверен: многие руководители ФИА закроют глаза и в порядке исключения проведут на ней и этап "Формулы-1". Если же мы станем тратить время на поиск средств для трассы "Ф-1", потом на ее строительство, все уедут вперед.

- Значит, автоспорт надо развивать не с верхушки?

- Да, но все об этом будто забыли. Сосредоточились на постройке трассы, а ведь даже при ее наличии ничего не гарантировано! Потому как одно из условий - проведение национального открытого "формульного" чемпионата. Да, в России есть "Ф-3", но на каком уровне? И десяти команд не набирается!

- Как же все так быстро произошло в Малайзии? Там что, хороший национальный чемпионат?

- А откуда тогда взялся Алекс Юнг?

- Его готовили одного, долго и упорно!

- Нет, он выиграл национальный чемпионат, потом очень хорошо гонялся в английском и немецком. Это в "Формуле-1" ему "физики" не хватает, чтобы ехать побыстрее.

- Говорят, малазийцу и психологическую уверенность надо обрести.

- Все пилоты - разные. Мне, скажем, нужен кураж, надо всех разорвать и победить. Бывает другое настроение: "Ой, мне везут три секунды, как их наверстать"... В таком состоянии выходить на гонку нельзя. Разумеется, боссам виднее, но если бы меня попросили пару гонок "погулять", наверное, совсем бы раскис. У Алекса прекрасная скорость - он показал это в Доннингтоне за рулем двухместной "Минарди".

ШАХМАТЫ И ШАШКИ

- А кто из пилотов "Формулы-1" вам больше всего понравился на "Хунгароринге"?

- Дэвидсон и Джанкарло Физикелла ехали и свободные заезды, и квалификацию на "отлично", Марк Уэббер - на "хорошо", Михаэль Шумахер - вне конкуренции. А остальные... Дайте нашим ребятам покататься на "Ф-1" по 10 тысяч километров - они поедут точно так же. Ведь очень хорошо видно, кому машина позволяет ехать, а кто - сам мастер.

- Мы-то, зрители, это не всегда понимаем!

- По телевизору почти ничего не увидишь и не услышишь. Вот, к примеру, едет Шумахер, перед ним торможение и поворот 180 градусов. Видна черточка какая-то на асфальте, и у него именно около этой черточки загораются тормоза, кстати, гораздо позже, чем у всех остальных, всегда в одном и том же месте. И в отличие от других, которые просто тормозят, а потом выжимают газ, немец сразу после торможения начинает чуть трогать педаль газа, и в итоге там, где все только начали газовать, он уже на полной скорости. Шумахер нажимает на педаль газа там, где ему хочется, а не там, где позволяет машина. Мне даже кажется, что нынешней мощности "Феррари" ему маловато. А остальные пилотируют, как по учебнику, но сверх "программы" ничего предпринять не пытаются. Есть, правда, отчаянные гонщики типа Физикеллы, который едет быстрее, чем его машина.

- К какому типу гонщиков относитесь вы, мы узнаем позже. Расскажите о тех классах, которые уже опробовали?

- "Ф-3", "Формула Рено", "грандтуризм", "Ф 3000". Как получится в "Формуле-1", сказать трудно. Ведь как бывает: у кого-то не идут дела в "Ф-3", а в "Ф 3000" все прекрасно. Это совершенно разные гонки, и нельзя опираться лишь на тот факт, что у всех автомобилей четыре колеса, руль и педали. Ведь можно хорошо играть в шахматы, но плохо - в шашки!

ВОЗРАСТ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ

- Планируете побывать на "Гран-при Бельгии"?

- Теперь я обязан ездить на все гонки!

- Зачем?

- Планировалось, что объявление контракта произойдет в феврале, и уже к июню у меня будет суперлицензия, но все "сложилось" только в августе, а контракт мы переписывать не стали. При нормальном раскладе на "Хунгароринге" вместо Юнга поехал бы не Дэвидсон, а я. Вот почему я обязан присутствовать на всех гонках. Заболеет Юнг, заболеет Уэббер - я должен быть на замене.

- Сейчас у вас впереди европейская серия "Ф 3000". Что вы хотите от нее получить?

- Для получения суперлицензии необходимо пройти международный чемпионат. Но это не единственная цель. Погоняться вообще полезно. Мне сейчас достаточно сложно перестраиваться после "Ф-3", и первую полноценную гонку я проехал только в Доннингтоне. На Валлелунге машина была "сырая", совершенно не настроенная - я не был ни на тренировках, ни на квалификации, сразу попал на гонку и, естественно, после нескольких кругов вернулся в боксы. Машина была малоуправляема. Так что надо "раскатиться".

- У вас нет страха перед "Формулой-1"?

- Наоборот, хочется как можно быстрее сесть за руль. Мне кажется, хозяева должны будут уволить всех гонщиков из первой "Формулы" после первых же моих тестов! (Смеется.)

- Представляю, как будет здорово приехать в следующем году на "Ф-1" и встретить там тест-пилота, с которым можно поговорить на родном языке.

- Ошибочка! У меня контракт действующего, а не тест-пилота. А что касается русского языка, то, думаю, еще через год там его слышно будет часто. Куда им деваться - пусть учат!

- Судя по всему, у вас задатки не только гонщика, но и менеджера.

- Так не должно быть, но сильных менеджеров в области автоспорта в России сегодня нет. Знаю только одного - Евгения Малиновского. Вот гонщики сами собой и занимаются. А у меня были очень хорошие учителя - Александр Потехин, Александр Кирюхин.

- 32 года - прекрасный возраст, но многие спросят: зачем вам "Формула-1"?

- А что, это зависит от возраста?

- Нет, но есть некая традиционная схема: картинг, малые "формулы" и только затем "большая".

- Кто сказал, что эта схема подходит всем? Да, Шумахеры прошли по этой схеме, а Алези, к примеру, никогда в картинге не ездил. Герхард Бергер завершил карьеру в 41 год, Андреа Монтермини сел за руль карта в 27, а Марио Андретти закончил ездить в 74 года. Где схема? Возраст в автоспорте ничего не значит. Роль здесь играют физические кондиции. И если кто-то сомневается в моих, я готов принять вызов!

Лина ХОЛИНА