Газета Спорт-Экспресс № 189 (2981) от 22 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3
ФУТБОЛ |
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ |
В 101-м МАТЧЕ ЗА СБОРНУЮ ОНОПКО СЫГРАЛ 90 СЕКУНД
Дина ЮРЬЕВА |
из Черкизова |
Сборная России вышла на поле за пять минут до начала матча в составе... 12 человек. Первым из подтрибунного помещения появился Виктор Онопко. С капитанской повязкой. Не знаю, как он расценивал происходящее - как церемонию прощания или как чествование, но судя по взволнованному выражению лица, на душе у ветерана было нелегко.
И РОСКОШНОЕ АВТО - В ПРИДАЧУ
После торжественного приветствия диктор объявил: "Российский футбольный союз и Тюменская нефтяная компания сочли важным для истории нашего футбола отметить заслуги Виктора Онопко, сыгравшего сто матчей за национальную сборную". Президент УЕФА Леннарт Юханссон, глава РФС Вячеслав Колосков и председатель правления ТНК Виктор Вексельберг вручили юбиляру ключи от белого "Порше" с надписью "Онопко" на капоте, который стоял у бровки рядом с тренерской скамейкой шведов. (Ключи от второго такого же авто с фамилией "Сычев" были вручены юному нападающему "Спартака" и сборной как лучшему игроку матча Россия - Тунис на ЧМ-2002.)
Идея вручить приз стоимостью 70 тысяч долларов пришла в голову руководителям ТНК и РФС неделю назад, расходы по приобретению автомобиля нефтяники и футбольный союз поделили пополам. Кстати, говорят, что Онопко, узнав за несколько дней о подарке, обрадовался, но и обеспокоился: как же он будет перегонять машину в Испанию?
Зазвучал гимн России, и сразу вспомнилось, что только Онопко перед каждым матчем пел его слова. Вчера он особенно тщательно выводил "Славься, Отечество" - словно благословляя новую сборную в добрый путь. Взгляд был его печальный, но просветленный, и мне показалось, что в этот момент Виктор верил, что путь обновленной национальной команды действительно будет добрым.
Затем Онопко выполнил капитанские обязанности - поприветствовал судей, разыграл ворота, обменялся вымпелами со своим шведским коллегой. Обмолвившись парой слов с Сергеем Овчинниковым, он прибежал к центру поля и пожал руку каждому игроку российской сборной. Тут-то и произошел эпизод, мнения о котором на трибунах разделились, - то ли это сценарий, то ли экспромт. Смертин начал что-то объяснять главному арбитру, но тот безапелляционно отправил его за боковую. Таким образом, Онопко вышел в стартовом составе на свой 101-й матч за сборную. Он сыграл в нем всего 90 секунд. А затем, уходя на замену, заботливо надел повязку вышедшему вместо него Смертину.
ВЕТЕРАН НЕ СОБИРАЕТСЯ ВЕШАТЬ БУТСЫ НА ГВОЗДЬ
Павел АЛЕШИН |
из Черкизова |
Новая сборная - старые добрые традиции. Давненько у нас не устраивали торжественных церемоний в честь заслуженных ветеранов. Тихонько расстались с национальной командой не осененные публичной благодарностью Бородюк, Горлукович, Пятницкий, Кульков, Шалимов, Цымбаларь...
Кто-то, не исключено, сочтет ситуацию нормальной, ответит вопросом: а чего добилось, что добавило к достижениям предшественников это поколение сборной? На мой взгляд, главное его достижение в том, что в смутные, переходные для государства и футбола российского времена мы не утратили веры в то, что успехи и радости у нас впереди. Эти надежды с невиданной прежде силой вспыхнули в канун ЧМ-2002 и, несмотря на неудачу сборной в Японии, не угасли.
Возглавив национальную команду, Валерий Газзаев одним из принципов работы провозгласил преемственность поколений. Торжественная церемония по случаю сотни сыгранных в сборной матчей ее почти бессменным капитаном Виктором Онопко - важная часть воплощения этого принципа.
Не получив признания в киевском "Динамо", Онопко уже в первый год своего пребывания в "Спартаке" был призван под знамена сборной СССР - тогда еще главным образом благодаря мощным габаритам и отменным физическим качествам. Но уже после первых матчей трудно стало представить оборону сборной без его интеллекта, организационного таланта, технической оснащенности. Невозможно было ее представить не только болельщикам, но и сменявшим друг друга тренерам главной команды - Павлу Садырину, Олегу Романцеву, Анатолию Бышовцу, Борису Игнатьеву.
На протяжении целого десятилетия Онопко оставался столпом обороны сборной России, непререкаемым авторитетом в ней. Можно вспомнить хотя бы прошлогоднюю ситуацию, когда сборная взяла обет молчания в ответ на неэтичный выпал одного из печатных изданий. Но на собрании команды поднялся ее капитан и заявил: тем самым игроки и тренеры лишают сотни тысяч болельщиков необходимой им информации. И табу на общение с журналистами было снято.
Казалось очевидным: из нынешнего поколения сборной Онопко первым закроет сотню проведенных за нее матчей. Хотя последние годы в национальной команде для него - не самые приятные. Недоброжелатели давно "провожают на пенсию" этого "тихохода". Но и в Японии Онопко в который раз доказал: светлая голова в футболе важнее самых быстрых ног.
И вчерашнее торжество не выглядело прощанием. Конечно, в клубе второго испанского дивизиона "Овьедо" достоинства многолетнего капитана сборной будут не так заметны, как прежде, но крест на выступлениях за сборную ветеран не ставит. Ему и 33 не исполнилось. И не исключено, что его опыт и мастерство еще сослужат добрую службу сборной России.