Газета Спорт-Экспресс № 179 (2971) от 10 августа 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

10 августа 2002

10 августа 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Валерий КАМЕНСКИЙ

В РОССИИ МНОГОЕ МЕНЯЕТСЯ. И В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Один из самых титулованных воспитанников Воскресенского хоккея Валерий Каменский готовится к сезону с молодежной командой "Химика". Кумир тысяч болельщиков, олимпийский чемпион и обладатель Кубка Стэнли каждый день на своей "Волге" подъезжает к Дворцу спорта "Подмосковье", где тренируется в течение нескольких часов, а потом раздает автографы болельщикам. После одной из тренировок с Каменским побеседовали корреспонденты "СЭ".

ВАРИАНТ С ЯРОСЛАВЛЕМ РЕАЛЕН

- Валерий, в нашем хоккее сложилась любопытная ситуация: если раньше более или менее приличные игроки валом валили из России, то сейчас возвращающихся куда больше, чем отъезжающих.

- Это говорит о том, что российский чемпионат набирает силу, становится более привлекательным и для болельщиков, и для спонсоров. Иначе вряд ли бы сюда приехали те же чехи - Прохазка, Патера, Власак, Глинка.

- Кстати, решение Ивана Глинки подписать контракт с "Авангардом" вас удивило?

- Лишь в какой-то мере. Хоть играл я за океаном, но знал: в России многое меняется - и в лучшую сторону.

- Сейчас у вас статус свободного агента, контракт с "Нью-Джерси" закончился. Нет ли желания поиграть на родной земле?

- Такой вариант не исключен, все зависит от переговоров, которые ведет мой агент. Не скрою, они проходят очень интенсивно, и к концу лета должна наступить ясность.

- Если примете приглашение какого-нибудь нашего клуба, для вас важно, кто его тренирует - отечественный специалист или иностранец?

- Это особого значения не имеет. Главное, чтобы в команде был хороший микроклимат, чтобы она показывала красивый хоккей. Кстати, считаю, неплохо, что несколько российских клубов возглавили специалисты из-за рубежа. В свое время наши тренеры работали в Чехии, Швеции, Финляндии. Сейчас идет обратный процесс. Это правильно обмен опытом никому никогда не вредил.

- Есть информация, что вас хотят видеть в "Локомотиве".

- А почему бы и нет? Ведь команда из Ярославля - чемпион России, там для игроков созданы хорошие условия. К тому же за "Локомотив" выступают мои бывшие партнеры по ЦСКА Андрей Коваленко и Вячеслав Буцаев. Со Славой я вообще в своем последнем сезоне на родине выходил на лед в одном звене, а третьим у нас был Павел Буре.

- С Буцаевым и Коваленко уже общались по поводу "Локомотива"?

- Пока нет.

- Ярославль - основной вариант продолжения карьеры?

- Для меня НХЛ - вершина, оставаться на которой хочется как можно дольше. Тем более что сейчас я чувствую себя прекрасно, избавился от травм и болячек, которые порой мне очень досаждали. Так что, думаю, еще буду востребован за океаном, в сильнейшей лиге мира.

- Получается, "Локомотив" запасной вариант?

- Поживем - увидим.

- А вообще в каком российском клубе хотели бы играть?

- Только в том, который ставит перед собой серьезные задачи.

- Если останетесь, будет еще шанс вернуться в НХЛ?

- Думаю, да. Тот же Форсберг год не играл, но вышел в плей-офф - и стал сильнейшим. Так что ничего страшного в этом нет.

- Вы действительно избавились от всех травм, которых в вашей карьере было немало?

- Да, хотя одно время они меня буквально замучили. Судите сами: в 91-м перед Кубком Канады сломал ногу, в Швеции сделали операцию, в 92-м - еще один перелом ноги, в 93-м в матче серии плей-офф с "Монреалем" мне отбили почку. В 99-м сломал правую руку. В нее вставили металлическую пластину и ввернули восемь болтов. Вот с этими болтами до сих пор и хожу.

СБОРНАЯ - ЭТО СВЯТОЕ

- Среди возвратившихся в российский чемпионат немало игроков, которые вполне могли бы продолжить выступать в НХЛ, - Коваленко, Кривокрасов, Королюк. Почему же они все-таки вернулись?

- У каждого, наверное, своя причина. А если попробовать обобщить... Вряд ли им было по душе выходить на лед в своих заокеанских клубах в третьем-четвертом звеньях. Все-таки перечисленные вами хоккеисты - игровики, а врезаться-втыкаться - не их профиль. Большинство хоккеистов получают удовлетворение не только от зарплаты, но и от игры. Очень обидно бывает, когда ты понимаешь, что способен на большее, а тебе не доверяют.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые хоккеисты, едва попав в НХЛ, о чем, наверное, мечтали всю жизнь, по собственной инициативе разрывают контракт и уезжают домой?

- Догадываюсь, о ком из российских игроков идет речь. Таких примеров, кстати, немало. Тот же швед Юрген Юнссон, чех Томаш Власак, который сейчас в Омске. Как говорится, не суди, да не судим будешь. Разве вправе я осуждать моих бывших партнеров по ЦСКА и сборной, моих учителей Вячеслава Быкова и Андрея Хомутова за то, что в свое время они отказались от продолжения карьеры в НХЛ, отправившись в скромную тогда по хоккейным меркам Швейцарию?

- Нет, конечно. Тем более что их появление там стало мощным импульсом развития хоккея в этой стране, и сейчас со сборной Швейцарии приходится считаться всем, в том числе и сборной России.

- На питерский провал намекаете?

- Не только. Не забыто и мировое первенство-98 в Швейцарии, когда хозяева льда взяли верх над сборной Владимира Юрзинова, закрыв ей дорогу в плей-офф.

- Ну, я тогда не играл. Что же касается Санкт-Петербурга, то говорю как на духу: причина неудачи не в том, что мы в городе на Неве якобы гуляли и веселились. Честное слово, до сих пор не могу найти логичного объяснения тому, что же тогда произошло.

- Кстати, вы следили за событиями на последнем чемпионате мира?

- Да, по газетам, в Интернете. В Северной Америке матчи из Швеции по телевидению не показывали. Там, видимо, все были сыты олимпийским турниром. Очень порадовался за ребят.

- Вас, к слову, в сборную не приглашали?

- В олимпийскую или на чемпионат мира?

- В обе.

- В олимпийскую - нет, ведь я неудачно начал сезон в "Далласе". Так получилось, что в распоряжении тренера "Старз" Кена Хичкока после летней трансферной кампании оказалось слишком много форвардов атакующего плана. А ведь не секрет: хоккей по версии этого специалиста - оборонительный, так что игрового времени мне в "Далласе" явно не хватало. В Швеции же я вряд ли мог помочь сборной Бориса Михайлова, потому как "Нью-Джерси", куда меня обменяли в январе из "Старз", играл в плей-офф (уступил в первом раунде будущему финалисту Кубка Стэнли "Каролине" в шести матчах. - Прим."СЭ"). А вообще я всегда готов играть за сборную. Это - святое!

- В чем секрет хоккейного долголетия воспитанников воскресенской школы? Ларионову 42 года, Титову - 37, вам - 36, и все вы по-прежнему в прекрасной форме.

- Просто мы прошли хорошую, пожалуй, лучшую в мире школу советского хоккея. А в Воскресенске всегда были прекрасные тренеры, умеющие работать с детьми.

ИЗ ЦСКА ПРИГЛАШЕНИЯ НЕ БЫЛО

- Как вы относитесь к объединению ЦСКА?

- Конечно, положительно. Этот клуб всегда был флагманом нашего хоккея, и ситуацию, которая там сложилась в середине 90-х, нормальной не назовешь. Впрочем, я не слишком хорошо осведомлен о событиях, которые происходили и происходят в армейской команде.

- Сейчас хоккейным ЦСКА руководят люди с амбициями и большими возможностями, о чем можно судить по взлету футбольного клуба, который они тоже курируют. У вас нет желания помочь армейской команде, где вы получили высшее хоккейное образование и в составе которой стали лучшим игроком сезона-90/91?

- Желание-то есть, но в ЦСКА меня никто не приглашал. С его наставником Виктором Тихоновым в последнее время даже не общались.

- А с новоиспеченным министром спорта Вячеславом Фетисовым?

- Был телефонный разговор.

- Вас не удивило, что Фетисов еще в середине сезона работал тренером, а спустя пару месяцев занял столь высокий административный пост?

- Нет. Вячеслав всегда любил рисковать, идти напролом. Так что я искренне желаю ему успехов на новом поприще. Верю, что все у него получится. Ведь он по натуре лидер, максималист и не привык останавливаться на полпути.

"РУЧНЫЕ" ВРАТАРИ - ГАШЕК И МЫШКИН

- Вы выиграли абсолютно все. К чему стремитесь сейчас?

- Хочу доказать, прежде всего себе, что еще способен выступать на высоком уровне. Если буду играть в чемпионате России, постараюсь завоевать золото и забросить как можно больше шайб, а если предстоящий сезон проведу в НХЛ - попытаюсь еще раз выиграть Кубок Стэнли.

- Упущенные возможности и незабитые голы часто вспоминаются?

- А как же! До сих пор не могу простить себе финал Олимпиады-98 в Нагано и упущенный шанс в первом периоде открыть счет. Как тогда Гашек умудрился, уже лежа на льду, отразить шайбу, летящую по сути в пустые ворота?

- Доминатор для вас - вратарь неудобный?

- Как раз нет. На чемпионатах мира и на Олимпиаде-88 в Калгари я ему забил немало. Можно сказать, Гашек у меня вратарь ручной.

- А в союзном чемпионате у вас были ручные вратари?

- Трудно сказать. Впрочем, частенько огорчал Владимира Мышкина.

Владислав ДОМРАЧЕВ

Александр ШАПИРО