Газета Спорт-Экспресс № 129 (2921) от 13 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
Матч № 33 |
Группа А |
ДАНИЯ - ФРАНЦИЯ - 2:0 (1:0) |
ВЕЛИКОЙ СБОРНОЙ ФРАНЦИИ БОЛЬШЕ НЕТ
От стадиона "Мунхак" до международного аэропорта Инчхон куда ближе, чем до сеульской гостиницы "Шератон", которую на время группового турнира ЧМ-2002 избрала своей базой сборная Франции. Наверное, после матча с датчанами французам лучше было бы отправиться напрямую на самолет, чем остаться еще на одну ночь в Корее, воспоминания о которой еще долго будут преследовать их, как кошмарный сон.
Борис БОГДАНОВ |
из Инчхона |
Такого история мировых первенств еще не знала. Были чемпионаты, где фавориты не оправдывали ожиданий. Дважды действующие чемпионы выбывали на начальной стадии - так произошло с Италией в 50-м и Бразилией в 66-м. Но сборная Франции стала первым чемпионом мира, который покидает турнир, не одержав ни одной победы, не забив ни одного гола и заняв последнее место в группе.
"У нас не было недостатка ни в мастерстве, ни в желании победить, но мы проиграли. Чего-то не хватило. Чего именно - сейчас не сможет сказать никто". Растерянность Бишенте Лизаразу понятна: чемпионы мира и Европы не могли вот так, в одночасье, разучиться играть в футбол. И в матче с Данией у них и впрямь вроде бы было все - и острые моменты, и хорошие комбинации, и преимущество во владении мячом, и удары в перекладину.
Не было только "чего-то", что было, скажем, у португальцев, когда они проигрывали американцам. Или у уругвайцев, когда они при счете 0:3 едва не спасли матч с Сенегалом. Или у ирландцев, вытянувших безнадежную игру с немцами. Назовите это страстью, готовностью умереть, выйти за пределы человеческих сил, отчаянием обреченных - как угодно. Лизаразу прав: сформулировать это трудно. Но в глубине души он наверняка знал, о чем идет речь.
В том, как играли французы, не чувствовалось веры в невозможное. А ведь в тот момент, когда команды выстроились на поле "Мунхака", вера эта шевельнулась у многих.
ЧУДА НЕ ПРОИЗОШЛО
На ежедневные брифинги, которые в главном сеульском пресс-центре проводит ФИФА, журналистов ходит мало: большинству не до этого. Но иногда темы там поднимаются любопытные. На днях, например, обсуждали вопрос о том, хорошо это или плохо, когда, как на этом чемпионате, на стадионах матчи во всех подробностях транслируют на табло, начиная от представления участников и заканчивая повторами голов, опасных моментов и спорных эпизодов.
"Раз уж техника дошла до такого уровня и хозяева установили на аренах столь совершенные табло, мы не вправе им запретить подобный показ, - философски заметил шеф пресс-службы ФИФА Кейт Купер. - А футболистам и судьям, поверьте, это не мешает: они слишком заняты, чтобы смотреть на табло".
Футболистам не мешает, зато зрителям завестись помогает здорово. Когда перед началом матча Дания - Франция на табло появилось лицо Зинедина Зидана, трибуны взревели так, как редко бывает даже по случаю забитого гола. Большинство публики составляли поклонники "Трехцветных", и в этом вопле звучала отчаянная надежда на чудо. Зидан вернулся! Значит, сегодня мы увидим совсем другую сборную Франции! Ту, которую видели в 98-м и в 2000-м. И которая не может, не должна, не имеет права так рано покинуть этот чемпионат.
Не увидели. Нет, Зидан сделал все, что мог, в ситуации, когда после двух с лишним недель вне игры ему пришлось выйти на поле в самом важном для команды матче за последние два года. Его появление действительно придало игре французов осмысленности. Он, как всегда, практически не ошибался в передачах, молниеносно принимал решения, выводил на ударные позиции то Вильторда, то Дюгарри, то Виейра. Он хитрым крученым ударом в "девятку" ворот датчан едва не сравнял счет в конце первого тайма. Во втором с его подачи Десайи попал в перекладину. И не совсем обычное решение признать лучшим игроком матча его, футболиста проигравшей команды, было совершенно справедливым. Только вот самому ему оно вряд ли послужило даже слабым утешением.
По выражению лица Зидана не всегда поймешь, какие эмоции владеют им в тот или иной момент, но о том, что творилось у него внутри, когда он вышел из раздевалки французской сборной, догадаться было нетрудно:
- Случилось то, чего мы не ожидали никак. До сегодняшнего матча ситуация не была безнадежной. И нам достаточно было открыть счет, чтобы все пошло совсем по-другому. Не повезло...
- К концу матча вы несколько сникли. Сказалась только что залеченная травма?
- Скорее то, что мы проигрывали 0:2. Это означало, что нам надо было забивать уже четыре гола, и все понимали, что задача невыполнима.
- Принимая решение выйти на поле, вы рассчитывали, что сможете изменить судьбу Франции?
- Судьбу Франции мог изменить любой из нас, в том числе и я. Но что тут гадать - результат известен.
- Что дальше?
- Жизнь на этом не кончается. Надо поскорее забыть о произошедшем и идти дальше. Вероятно, в команде произойдут изменения, но о том, какие именно, говорить пока рано.
СКАЗКА ЗАКОНЧИЛАСЬ
О том, что блестящей сборной Франции, выигравшей все, что можно, мы в следующем, европейском цикле уже не увидим, говорили и другие ее игроки. Точнее всех это сформулировал Давид Трезеге:
- Красивая сказка, которая началась в 96-м, закончилась. Часть игроков, которые за эти годы принесли команде самые громкие титулы, уйдет. На их место придут другие. Такова футбольная жизнь.
- Что привело вас к такому печальному итогу? Может быть, невезение?
- Мы сделали все, что могли. Я очень расстроен результатом, но не игрой. Удача от нас действительно отвернулась, но за счет одной удачи в футболе не выигрывают.
"Грустно сознавать, что для многих моих товарищей это был последний чемпионат мира, и стыдно, что он закончился для них именно так", - признался Джибриль Сиссе. Они с Трезеге молоды, и у обоих, как и у их партнеров по атаке Тьерри Анри и Сильвена Вильторда, наверняка еще будет не один шанс реабилитироваться за Корею-2002. Хотя после того, как на протяжении 270 минут игрового времени они ни разу не сумели поразить ворота соперников, сделать это будет непросто.
Ветеранам команды, триумфаторам 98-го и 2000-го, видимо, придется смириться с бесславным окончанием столь славной карьеры. "Машина остановилась, и это катастрофа", - грустно заметил 33-летний Марсель Десайи.
- В чем вы, капитан команды, видите причины случившегося?
- Возможно, в том, что мы слишком многого ожидали от этого чемпионата и ехали сюда, думая уже о четвертьфинале, о полуфинале, о финале. А думать надо было о групповом турнире.
...Честно говоря, в последние минут десять матча в Инчхоне большинство журналистов в ложе прессы, в том числе и корреспондент "СЭ", смотрели уже не столько на поле, сколько на мониторы, где показывали игру Сенегал - Уругвай. И мысли, наверное, у всех были примерно одни: "Надо было ехать в Сувон" и "Поскорее бы все это закончилось". Было скучно и как-то неловко присутствовать при агонии великой команды. Оказаться свидетелем исторического события - момент знаменательный. Но уж больно грустное событие...
ФУТБОЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. НО ДЛЯ КОГО КАК
На вопрос о том, каковы дальнейшие планы сборной Франции и ее тренера, Роже Лемерр ответил уклончиво: у команды не за горами отборочный турнир Евро-2004, а что касается его личной судьбы, то она станет предметом обсуждения с руководством федерации. Но наставник "Трехцветных" не мог не сознавать, что эта пресс-конференция вполне может оказаться его последней на нынешнем посту.
- Мсье Лемерр, можете по горячим следам проанализировать произошедшее?
- В такие соревнования необходимо включаться с самого начала, будь ты чемпион мира или нет. Мы совершили огромную ошибку, уступив в первой игре. Итог нашего выступления - два поражения и одна ничья - говорит о том, что места в 1/8 финала сборная Франции не достойна. Анализировать что-либо сейчас слишком трудно, хотя разобраться в причинах провала придется. То, что чемпионы мира и Европы оказались не в состоянии преодолеть групповой барьер, - тяжелый удар и для игроков, и для меня, и для миллионов французов, которые в нас верили. Пережить такое непросто.
- Вам не кажется, что датчане превзошли вас прежде всего в физической подготовке?
- Нет. Думаю, в этом плане мы им не уступали, особенно во втором тайме. Но козыри были на руках у датчан: они могли себе позволить отдать нам инициативу и строить игру на контратаках. Этой тактики сборная Дании придерживалась до конца, с чем я могу только поздравить и ее футболистов, и тренера.
- Чем вам запомнится этот чемпионат?
- Прежде всего удивительным гостеприимством и заботой, которыми нас окружили хозяева турнира. На прощание могу только пожелать успешного выступления сборным Кореи и Японии: пусть это станет им наградой за отлично организованный турнир. Надеюсь, остаток чемпионата пройдет в еще более захватывающей борьбе. Для нас тоже футбол не заканчивается, и этот чемпионат мира - всего лишь эпизод в истории сборной, пусть и не самый приятный.
До Мортена Ольсена наверняка доходили разговоры о примечательной традиции, связанной со встречами между французами и датчанами: та команда, которая побеждает в этой паре, обычно выигрывает и весь турнир. Так было и на Евро-84, 92 и 2000, и на ЧМ-98. Но счастливый тренер датчан говорить о будущем не пожелал:
- Сейчас главное, что мы в 1/8 финала. Об остальном будем думать завтра.
- Признайтесь, вы вряд ли рассчитывали выйти победителями группы А?
- Да, мы знали, что группа очень непростая. А увидев в деле сборные Сенегала и Уругвая, лишь укрепились в этом мнении. Предполагали, что все решится в последнем туре. Так и вышло: победа далась нам нелегко, но сегодня был наш день.
- Говоря о сборной Дании, отмечают в первую очередь ее высокую организованность, особенно в обороне.
- Согласен, но не менее важна и созидательная, комбинационная игра, которую сумела показать команда.
- Вас не удивило то, что в сегодняшнем матче Франция создала вам куда меньше проблем, чем можно было ожидать?
- В связи с возвращением в строй Зинедина Зидана, хотите вы сказать? Да, это не могло не придать уверенности французам, но наши игроки справились с опекой Зидана. И заслуга в этом принадлежит не только защитникам: против такой команды, как Франция, в обороне должна работать вся команда. Все и работали - от вратаря Серенсена до Йона Даля Томассона.
- Голы, забитые датской командой, тоже стали результатом четких командных действий.
- Да, в частности, ситуацию, в которой открыл счет Роммедаль, мы не раз отрабатывали на тренировках. Приятно видеть, когда вложенный тобой труд приносит отдачу в игре.
- Когда вы поняли, что дело сделано?
- В футболе бывает всякое, и концентрацию нельзя терять до последней секунды матча. Но, конечно, после второго гола стало полегче: слишком тяжелая задача стояла перед соперником.
- Вам предстоит сменить страну пребывания. Каких-либо проблем в связи с этим не предвидите?
- Нет, до приезда в Корею мы базировались в Японии, так что возвращаемся в знакомые края.