Газета Спорт-Экспресс № 126 (2918) от 8 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
Матч № 23 |
ГруппаF |
АРГЕНТИНА - АНГЛИЯ - 0:1 (0:1) |
БЕКХЭМ ВЫЖИВАЕТ В "ГРУППЕ СМЕРТИ"?
Игорь РАБИНЕР |
из Саппоро |
ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ БЫВШИХ ВРАГОВ
Мир и дружба, совместное фотографирование, употребление горячительных напитков, объятия и даже поцелуи. Так неожиданно и в то же время замечательно выглядел вчера центр Саппоро. На бульваре Одори - необычайно широком и зеленом для густонаселенной Японии месте - происходило удивительное: вместо ожидавшихся кровопролитных побоищ фанатов - честные и корректные баталии. Играть в Симеоне и Бекхэма времен Франции-98 никому из фанатов, к счастью, и в голову не приходило.
Вместо столкновений с полицией - пиво, льющееся рекой. Вместо разбитых витрин - разгуливающие (пусть и заметно пошатываясь) в обнимку парни и девушки в бело-красных английских и бело-голубых аргентинских футболках. Вместо мрачных отрядов стражей порядка в касках и бронежилетах - любовь. В прямом смысле. Мой коллега с ОРТ Александр Лидогостер рассказал, как по направлению к стадиону, нежно взявшись за руки, шли молодые англичанин и аргентинка. Предложение журналиста поцеловаться перед телекамерой было принято ими с поразительным энтузиазмом!
Правда, это было до матча, и никто не знал, как изменится настроение болельщиков после него - особенно англичан, которые по количеству и качеству поддержки уступают здесь только хозяевам. На Sapporo Dome британцев вчера было, наверное, три четверти. По словам попутчик по самолету, выполнявшему утренний рейс Токио - Саппоро, между Англией и Японией установлен сейчас безвизовый режим. Многие жители Туманного Альбиона, которых суровые боссы не отпустили с работы надолго, взяли выходные за свой счет и прилетели на один-единственный матч. Матч своей мечты. Да еще отсев спецслужбы Японии и Великобритании провели профессионально и безошибочно: все "подозрительные элементы" были занесены в компьютер. Иначе, наверное, не было бы никакой любви.
СТАДИОН С ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ
Когда впервые видишь Sapporo Dome, возникает ощущение: на Землю наконец-то высадились инопланетяне. Будто это вовсе не крытый стадион, а гигантский (самый длинный в Японии потолок - 245 метров!) космический корабль стального цвета и овальной формы, на котором пожаловали жители неведомых цивилизаций. Внутри впечатление усиливается: по всем внешним признакам, архитектор нарушил все законы своего искусства. И - создал великое произведение.
Довершает картину футуристического (так его характеризуют и в буклете) стадиона естественный газон идеально изумрудного цвета. Большую часть времени он проводит... за пределами арены. У Sapporo Dome - два сменных поля: футбольное и искусственное бейсбольное, которые меняют друг друга при помощи колоссальной платформы, способной под давлением воздуха приподнять газон на 7,5 сантиметра. На смену полей уходит пять часов.
Глядя на это чудо природы, хочется выбросить из головы жалобы игроков сборных Италии и Эквадора, которым мешали необычно (как и все в Sapporo Dome) спроектированные прожектора. И говорить о том, что, несмотря на сверхмощные кондиционеры, дышать им было сложнее, чем на открытом воздухе. И вспоминать, что англичане в связи с этим всерьез беспокоились за Скоулза, который подвержен приступам астмы. И задумываться: а может ли великий матч, за которым наблюдает весь мир, быть полигоном для экспериментов?
После игры Свен-Еран Эрикссон скажет, что еще на предматчевой тренировке необычные условия ему очень понравились: "Ни ветра, ни дождя, отличная трава - никаких поводов для последующих оправданий. За такими аренами будущее". Интересно, что бы он говорил, если бы Англия не победила?
"МАТЧ СМЕРТИ" ДЛЯ АНГЛИИ ОБЕРНУЛСЯ ГОРЕМ ДЛЯ АРГЕНТИНЫ
Дружба дружбой, а футбол врозь. Стадион был заполнен на две трети уже за полтора часа до первого свистка Пьерлуиджи Коллины. А когда команды вышли на разминку, фаны, аплодируя своим, не забывали освистать чужих. То же повторилось и при исполнении национальных гимнов.
Неудивительно: победа Швеции над Нигерией превратила и без того огнеопасный поединок в "матч смерти" для англичан. В случае поражения их отставание от шведов составило бы три очка. О настрое же аргентинцев красноречиво говорит фраза Диего Симеоне: "Есть матчи, после которых ты не имеешь права отдавать кому-либо футболку сборной Аргентины. В Саппоро я ни с кем меняться майками не собираюсь".
И не поменялся. Причем не только Симеоне. Впервые за долгое время довелось увидеть матч мирового первенства, в котором ни один игрок не подарил футболку сопернику - по крайней мере, на публике. Впрочем, это можно объяснить и тем, что аргентинцы сразу после матча стремительно ушли в раздевалку, а англичане делили победу с болельщиками минут десять.
Но обо всем по порядку. По сравнению с первыми матчами тренеры внесли в стартовые составы по одному изменению. Марсело Бьельса на позиции одного из оттянутых форвардов предпочел Клаудио Лопеса Кили Гонсалесу. Эрикссон убрал в запас энергичного, но неопытного форварда Васселла, отрядив на помощь Оуэну его одноклубника Хески. Освободившуюся позицию слева в полузащите занял Скоулз, а в центре появился Батт.
Еще до начала матча многие говорили: шансов у англичан нет никаких! А когда из-за травмы поле покинул еще Харгривз, показалось, что Бог опять принял сторону Аргентины. Тем более что накануне об этом через прессу попросил Всевышнего капитан южноамериканцев и очень религиозный человек - Верон.
Харгривза заменил Синклер - тот самый полузащитник, что дважды летал из Англии в Японию и обратно. Сначала - чтобы заменить травмированного Дайера. Когда выяснилось, что у того есть шанс выздороветь в срок, Синклер улетел домой. Но выбыл Мерфи, и он все-таки попал в число 23-х. Попал, чтобы выйти на месте левого хавбека в "матче смерти" (Скоулз вернулся в центр) и благодаря нечеловеческой скорости и настырности стать одним из героев.
Но в тот момент еще никто не верил, что слово "герои" будет употребляться в отношении англичан. Тем более что поначалу не заладилось у Бекхэма. Он не был пассивен и не убирал ноги, хотя с первых минут игра пошла жесткая. Но было видно: 7-недельный перерыв бесследно пройти не мог.
Однако у Англии оставался козырь. Традиционный для матчей против Аргентины. Майкл Оуэн. До игры он заявлял: "Знаю: дома в нас не верят и полагают, что Аргентине мы проиграем. Посмотрим, как изменится общее настроение, когда они увидят, что произойдет на самом деле".
Слова "золотого мальчика" мало кто воспринял всерьез - еще и потому, что против Швеции Оуэн сыграл бледно. Но его потрясающий удар в штангу стал первым грозовым предупреждением аргентинцам. "Мы не на похоронах!" - восклицание Эрикссона в раздевалке после матча со шведами начало переходить в дело.
Если англичанам, помимо решения турнирных задач, надо было взять реванш за 98-й, то и в составе аргентинцев был человек, обуреваемый жаждой возмездия. У Верона, приобретенного "МЮ" за безумные деньги у "Лацио", сезон не задался настолько, что манчестерские болельщики устроили ему весной черную жизнь. Аргентинец не скрывал разочарования Туманным Альбионом и даже публично ставил в пример жесткому Алексу Фергюсону... своего бывшего наставника, интеллигента Эрикссона. Вот такая интрига. Верону было что доказывать Англии, к тренеру которой относится почти как к отцу родному. Что перевесит?
"Птенцов" шведа, впрочем, в сборной Аргентины было полдюжины, что вряд ли радовало Бьельсу. Симеоне, Клаудио Лопес, Креспо, как Верон и еще два резервиста - Альмейда с Шамотом играли у Эрикссона в "Лацио". Может, и это сказалось на результате?
То, что сказалось на игре Верона - точно. В перерыве Бьельса заменил своего и.о. капитана (Айяла по-прежнему травмирован) на Аймара. Повязку надел Симеоне. Тот самый, что носил ее четыре года назад, когда был, выражаясь языком известного рекламного ролика, "не день Бекхэма".
ВОЗМЕЗДИЕ ЗА 98-й
После матча со шведами Эрикссон говорил: "Главное в футболе - чтобы держался мяч. Во втором тайме этого у нас не было, и если не будет дальше - беды не миновать". Минуты с 15-й матча с Аргентиной - командой, дорожащей мячом более кого-либо, - мяч сделал неожиданный выбор в пользу англичан. И хотя слева у команды Бьельсы все время пытались придумать что-то "вкусное" Сорин с Кили Гонсалесом, любимой игрушки аргентинцы в целом лишились. А оттого почувствовали себя скверно.
И когда Оуэн в чужой штрафной одним движением ушел от Покеттино и заставил его сфолить, это было продиктовано логикой игры. Коллина указал на 11-метровую отметку таким мгновенным и решительным жестом, что лишил аргентинцев всякой возможности для апелляций: обхватывания головы не в счет. Будь верное решение обставлено менее властно - могло бы такое начаться.
Перед ударом Бекхэму что-то сказал Симеоне. Возможно, гадость, которая могла вывести из себя. Но не реализовать пенальти капитан англичан не мог - это было бы уже слишком. По остервенению, с которым после гола Бекхэм принялся целовать футболку, а затем у углового флажка потрясать кулаками, можно было представить степень его счастья. Возмездие состоялось.
Да и другим англичанам, возможности которых объективно уступают аргентинским, так хотелось этой победы, что она не могла к ним не прийти. Первая половина второго тайма, когда в этом порыве Оуэн, Бекхэм и Шерингем едва не удвоили счет, подтверждала справедливость происходящего. Дальше, правда, начался отбой, который чуть-чуть смазал впечатление. Аргентина заперла Англию в клетке ее штрафной.
Но британцы вложили в эти полтора часа слишком многое, чтобы позволить себе пропустить. Если что-то не срабатывало у защитников, выручал безупречный Симэн. И когда раздался свисток Коллины, а Шерингем со всей силой ликования запустил мяч на трибуны, впору было задуматься о высшей справедливости. Англия выстрадала эту победу.
ЭРИКССОН ПТИЦУ СЧАСТЬЯ УПУСКАТЬ НЕ НАМЕРЕН
Свен-Еран ЭРИКССОН,главный тренер сборной Англии:
(О настрое.) - Я сказал "спасибо" всем игрокам в раздевалке, и теперь то же самое с удовольствием хотел бы сделать публично. Они сделали великое дело. Когда эта команда в должной степени настроена, она способна на любые подвиги.
(О матче с Нигерией.) - К этой игре надо готовиться, как к финалу чемпионата мира. Теперь все в наших руках, и будет очень обидно и даже глупо упустить птицу счастья из рук. Понимаю, что турнирных задач перед нигерийцами стоять не будет, но от этого наша задача только усложнится. На Нигерию не будет давить результат.
(О том, с кем хотелось бы сыграть, если Англия выйдет из группы.) - Я вообще об этом не размышлял. Крайне чревато думать о победе как о свершившемся факте до того, как это случится.
Марсело БЬЕЛЬСА,главный тренер сборной Аргентины
(О справедливости исхода матча.) - Справедливым результатом стала бы ничья. В этом матче было два совсем разных тайма. Второй для нас был значительно лучше первого, но даже после пенальти я не сомневался: у нас будет шанс отыграться. Однако соперник смог извлечь выгоду из ошибок, которые мы совершали.
(О матче со Швецией.) - В этом матче решится, выйдем ли мы из группы. Нужно сделать все, чтобы быстрее стереть из памяти горечь этого поражения.