Газета Спорт-Экспресс № 122 (2914) от 4 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002 |
ТУНИСЦЫ МЕЧТАЮТ ПОВТОРИТЬ УСПЕХ-78
И ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ
Константин КЛЕЩЕВ |
из Йокогамы |
Вспоминая о достижениях нашей сборной на чемпионатах мира, мы прежде всего говорим: Англия, 1966 год. Тунисцы не могут похвастаться тем, что доходили до полуфинала, но в биографии их сборной тоже есть своя "Англия" - ЧМ-78. Тогда в Аргентине команда (в составе которой, кстати, был нынешний помощник главного тренера - Кемаис Лабади) одержала победу над Мексикой (3:1) и добилась исторической ничьей в матче с ФРГ (0:0).
Али БУМНИЖЕЛЬ НЕ ДУМАЕТ О СОПЕРНИКАХ
- Хотя мне было всего 12 лет, прекрасно помню тот чемпионат, так как моим кумиром был наш легендарный вратарь Садок Сасси Аттуга, во многом благодаря которому Тунис пробился в финальную часть первенства, - говорит голкипер сборной Туниса и французской "Бастии" Али Бумнижель. - И каким же было мое разочарование, когда я узнал, что основным голкипером выбран Мохтар Наили! Он тоже был прекрасным вратарем, сегодня тренирует меня в сборной, но детские воспоминания - самые яркие.
- Аттуга - тунисский Яшин?
- Пожалуй.
- Вы родились в Тунисе, но затем оказались во Франции.
- В 60 - 70-е годы многие тунисцы покидали страну. Наша семья перебралась во Францию в 73-м, но в футбол я начал играть еще на родине. Может быть, это помогло мне быстрее привыкнуть к новой жизни.
- Был ли у вас когда-нибудь шанс попасть в сборную Франции?
- Не думаю. Я ведь получил футбольное образование в провинции, а моим первым профессиональным клубом стал "Геньон" в конце 80-х.
- В каком дивизионе он тогда играл?
- Во втором. В первый я попал вместе с "Нанси" в начале 90-х.
- Пока были любителем, работали или учились?
- Учился на специалиста по переработке бумаги.
- Руководители сборной Туниса обратили на вас внимание уже в "Нанси"?
- Да. Сначала выяснили, могу ли я выступать за Тунис, а затем прислали приглашение.
- Свой первый матч помните?
- Против сборной Koт-д'Ивуара осенью 1991 года. Пропустил тогда три гола, но по ходу матча наша команда вела со счетом 5:1.
- Вашим главным конкурентом за место в сборной был Шокри Эль-Уаер?
- Да. Честно говоря, я не воспользовался тогда шансом. Слабо провел товарищеский матч с Камеруном, и на следующую игру пригласили уже Эль-Уаера. Тогда и в "Нанси" дела складывались неудачно - мы вылетели во второй дивизион, а я вернулся в "Геньон". В сборную меня потом еще вызывали, однако пока Хенрик Касперчак не стал главным тренером, ни на что серьезное мы рассчитывать не могли.
- Касперчак научил вас современному футболу?
- При нем мы стали намного организованнее.
- Тунис вышел в финал ЧМ-98, а вас пригласили в "Бастию".
- Это так, но, к сожалению, во Франции первым номером сборной стал Эль-Уаер. Касперчак посчитал, что он в лучшей форме.
- Но затем Касперчак был уволен...
- Я не в обиде на него, так как тренер имеет право решать, кто ему больше нужен. Кроме того, потом мы работали вместе в "Бастии".
- Какой матч за сборную для вас самый памятный?
- Их несколько. Упомяну встречу с Алжиром в мае 97-го, когда я вернулся в сборную после трехлетнего перерыва, и четвертьфинал Кубка Африки-98, когда мне били 10 послематчевых пенальти.
- В этом сезоне в "Бастии" вы не часто выходили на поле, но сыграли в финале Кубка Франции.
- Лучше об этом не вспоминать. Проиграли "Лорьяну", который вылетел во второй дивизион!
- Во время подготовки к чемпионату мира сборная Туниса выглядела не слишком выразительно...
- По результатам да, но все, что было до ЧМ, сегодня не имеет значения. К тому же в матче с датчанами, которые победили Уругвай, мы смотрелись неплохо.
- Ваше мнение о сборной России?
- Хорошо организованная, опытная команда. Но я обычно предпочитаю больше думать не о сопернике, а о своей игре.
- Какой результат вы посчитали бы для себя удовлетворительным?
- Выход из группы. Мы должны реабилитироваться перед нашими поклонниками за слабое выступление во Франции четыре года назад и на Кубке Африки в Мали.
Жозе КЛЭЙТОН, ТУНИССКИЙ БРАЗИЛЕЦ
Согласитесь, Клэйтон - странная фамилия для футболиста из арабской страны! Но в этом нет ничего удивительного, поскольку ее обладатель - бразилец, принявший тунисское гражданство четыре года назад незадолго до чемпионата мира во Франции. Его нельзя назвать одним из лидеров команды, но само присутствие этого крайнего защитника придает колорит северо-африканской сборной. В конце прошлого года Клэйтон, как и Бумнижель, выступавший за "Бастию", вернулся в Тунис, где защищает цвета "Эсперанса".
- Вы так хотели выступить на мировом первенстве, что стали тунисцем?
- Какой же футболист упустит такую возможность?!
- А как вас занесло в Тунис?
- Тренера моего первого клуба пригласили поработать в Тунисе, а по его рекомендации в "Этуаль дю Сахель", где уже играл бразильский нападающий, взяли одного из моих партнеров по команде. По тунисским правилам клубы имеют право держать двух легионеров в возрасте до 32 лет. Когда Лопесу, так звали моего бывшего партнера, исполнилось 32, позвали меня.
- На ваш взгляд, насколько велика разница между бразильским и тунисским футболом?
- Тунисский сильнее (смеется)! Уровни несравнимы, но общие черты есть. И в Бразилии, и в Тунисе ценятся прежде всего техничные футболисты.
- Вы из футбольной семьи?
- Да. Три моих брата играют на первенство штата Куритиба.
- Сколько же всего детей в вашей семье?
- 13, я - двенадцатый.
- Пока из всей семьи вы добились, похоже, наибольших успехов.
- Получается так, и вдобавок впереди матчи чемпионата мира.
- Ваша травма действительно серьезна (Клэйтон получил повреждение во время контрольной игры с японским клубом "Чередзо" 30 мая. - Прим. К.К.) ?
- Нет. Если не сыграю против России, смогу выйти на поле во встрече с бельгийцами.
- Так как же все-таки вы стали тунисцем?
- В сезоне-97/98 "Этуаль" выиграл первенство, меня признали лучшим левым защитником чемпионата, а в сборной как раз не было сильного футболиста этого амплуа. Вот Касперчак и предложил сделать мне тунисский паспорт, благо пример был - Луис Оливейра, который стал бельгийцем и смог выступать за сборную.
- И когда состоялся ваш дебют?
- В мае 98-го против сборной Грузии. Я тогда даже забил.
- Какие воспоминания остались у вас от чемпионата мира во Франции?
- Не лучшие. В матчах с англичанами и колумбийцами получил по предупреждению, и на этом для меня все закончилось. Надеюсь, на этот раз будет иначе.