Газета Спорт-Экспресс № 117 (2909) от 29 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ |
СМЕРТИН ПОПРОСИЛ ЗАМЕНУ.
К СЧАСТЬЮ, ВСЕГО НА ДВА ДНЯ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Симидзу |
Все и всегда хорошо быть не может. До какого-то момента российскую сборную всяческие болячки обходили стороной. Но с приближением чемпионата мира грустных вестей, увы, избежать не удается. То Мостовой получил травму, то Даев, теперь вот Смертин. На вчерашней утренней тренировке после четверти часа в "двусторонке" один из лидеров нашей команды вдруг ощутил острую боль в бедре. Он сразу попросил предоставить ему отдых, а вечером отправился вместе с доктором Зурабом Орджоникидзе на рентген.
К счастью, вроде бы ничего страшного не произошло. Во всяком случае, после визита в клинику Смертин сообщил корреспондентам "СЭ", что рассчитывает восстановиться за два-три дня. Мы пожелали футболисту, чтобы его расчеты оправдались. К 5 июня - извините за пафос - Алексей нужен нам, возможно, как никогда.
- Вы ведь согласны с тем, что матч с Тунисом будет иметь для России определяющее значение?
- Полностью. Кстати, в свое время я как раз об этом говорил с главным тренером "Бордо" Эли Бопом. По его мнению, у Туниса есть проблемы в обороне. В атаке же команда выглядит неплохо.
- Но ведь Тунис, если не считать последних, сугубо товарищеских матчей, совсем мало забивает и отнюдь не выглядит неприступным в плане обороны.
- Я вам передал мнение Бопа. Он сказал именно так.
- Бог с ним, с Тунисом. А каковы первые впечатления от пребывания в Японии?
- Условия отличные - и для тренировок, и для восстановления. Питание великолепное. Народ доброжелательный. Словом, никаких претензий.
- Вам ранее доводилось бывать в Стране восходящего солнца?
- Нет, я здесь впервые. Хотя, когда играл за барнаульское "Динамо" и "Зарю" из Ленинска-Кузнецкого, поколесить по близким к Японии краям довелось. Бывал в Южно-Сахалинске и Находке, Хабаровске и Владивостоке. Вспомнил об этом сейчас потому, что горный пейзаж вокруг нашей базы напоминает и сахалинский, и дальневосточный. Разница в том, что в Японии бросается в глаза порядок. Везде и во всем.
- Местная кухня, многим европейцам кажущаяся экзотической, нареканий не вызывает?
- Ни в коей мере. Кухня - замечательная. С другой стороны, повар у нас свой, российский, так что, наверное, никаких проблем на этот счет и быть не могло.
- С одноклубниками из "Бордо" Ульришем Раме и Кристофом Дюгарри не созванивались?
- Нет. Хотя с удовольствием сделал бы это. Кстати, хочу заметить: вы называете вратаря Раме Ульришем, а он вообще-то Ульрик - я сам спрашивал. А сокращенное имя у него - Юль. Что же касается телефонных разговоров, здесь проблема вот в чем: в Японии не работают европейские мобильные телефоны.
- А разве мобильниками "японского назначения" сборная вас не обеспечила?
- Такая услуга не предусмотрена. Впрочем, нет худа без добра - зато никто не дергает.
- Кроме, извините, нас... В вашем "Бордо" есть еще защитник Давид Жеммали. Его приглашали было в сборную Туниса, но в заявку в итоге не включили. Не знаете почему?
- Его еще года четыре назад в сборную звали, но он отказывается. Многие игроки "Бордо" Жеммали не понимают. Я разговаривал с некоторыми из числа недоумевающих: все-таки чемпионат мира - редкая возможность проявить себя. А он - с ним я тоже беседовал - объясняет свой отказ так: согласишься играть за тунисскую сборную, надо будет участвовать и в Кубке Африки, и в прочих турнирах, которые потребуют частых отлучек из клуба. Жеммали боится, что в результате он потеряет место в составе. Это первая причина. Вторая же заключается в том, что он не чувствует себя полностью тунисцем. Да, отец Давида - из этой североафриканской страны, но мать - француженка. Сам Жеммали родился в Тулузе. Наконец, в-третьих, он получил в конце сезона травму и теперь хотел бы восстановиться.
- Ну а как отнеслись в "Бордо" к вашему отъезду на чемпионат мира?
- Проводили с наилучшими пожеланиями. После апрельского матча Франция - Россия в клубе считают, что у нас есть хорошие шансы достойно выступить на чемпионате мира и даже преподнести всей планете сюрприз. С другой стороны, в Бордо находят почетным тот факт, что сразу четыре игрока команды - Дюгарри, Раме, португалец Паулета и я - будут представлять клуб на главном футбольном турнире планеты.
- Паулета не делился с вами прогнозами относительно своей сборной?
- Он настроен не слишком оптимистично. Особенно после того, как Португалия неудачно сыграла с Финляндией. Впрочем, в подробности мы не вдавались. Тем более что говорим на разных языках.
- Португальская звезда не владеет французским языком?
- У него с французским не очень хорошо. Это у меня безвыходная ситуация - никто в "Бордо", кроме меня, по-русски не говорит. А у Паулеты есть с кем пообщаться на португальском. Это и его соотечественник Бруну Башту, и два бразильца.
- Вы сказали, что по-русски в Бордо поговорить не с кем. А как же ваш тезка Косоногов?
- У него недавно истек срок действия паспорта, и Косоногов срочно вылетел в Россию, чтобы его обменять. Впрочем, его перспективы заиграть за основной состав клуба невелики. В передней линии у нас и так высокая конкуренция. Леха старается, с большим желанием тренируется, но в команде есть Дюгарри и Паулета. Даже при том, что португалец вроде бы собирается в "Лион", "Бордо" уже купил у "Лорьяна" Даршевиля, одного из лучших бомбардиров французского чемпионата.
- "Бордо" играет с двумя опорными полузащитниками?
- Сейчас так почти вся Европа играет. Вот и Виктор Онопко подтвердил: у них, в Испании, используют ту же схему.
- Трудно перестраиваться, когда приезжаете в сборную?
- Нет. Я готов к этому и соответствующим образом настраиваюсь.
- А как вам удается настраиваться на то, чтобы при не самых солидных габаритах противостоять на своей позиции во французском чемпионате здоровым темнокожим парням под два метра ростом?
- Так ведь и у нас в "Бордо" другим опорным хавом играет бразилец Эдуарду Коста - парень именно такой комплекции. А вообще, что вы собственно имели в виду? Намекаете, что я не своим делом занимаюсь? Все-таки это защитники должны прежде всего выигрывать верховую борьбу, а у нас главное - воровать мячи, не уступать в борьбе, быть самоотверженным.