Газета Спорт-Экспресс № 113 (2905) от 24 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЧМ-2002 |
ВСЕ ТРЕНЕРЫ-ФИНАЛИСТЫ О СЕБЕ, СВОИХ КОМАНДАХ И СОПЕРНИКАХ
"Мы все сейчас похожи на бегунов, которые выстроились на старте, на одной линии, уперлись в колодки и ждут сигнала", - сказал Олег Романцев об участниках ЧМ-2002.
На старте - на одной, а вот финиш у всех будет раздельным. Кто-то пробежит всю дистанцию длиной в месяц, а кому-то придется ограничиться коротким рывком. И в спринтеры не хочет никто, каждый мечтает оказаться стайером.
До старта - ровно неделя. Вопросы типа "возьмут ли на чемпионат Ромарио (Баджо, Роналдо, Гусева, Бекхэма, Лекхето и т.д.)", месяцами будоражившие футбольный мир, сняты. 736 избранных названы поименно. Известны и те 32, кто взял на себя ответственность за этот выбор и за то, что в ближайшие недели будет происходить с этими 736. Потому что они тренеры и отвечать за все - их работа.
Им труднее всех: в футболе, как известно, выигрывают футболисты, а проигрывают тренеры. И если Ривалдо или Верон не станут чемпионами мира, это, конечно, станет ударом, но по большому счету мало что изменит в их жизни. А вот Луизу Фелипе Сколари и Марсело Бьельсе придется искать новую работу. Более того - футболистов их поклонники простят и будут обожать по-прежнему, а тренеров-неудачников предадут анафеме. И те это прекрасно знают, но... "Папа, а есть во всем этом смысл?" - спросил однажды у Сколари его сын. "Есть", - ответил отец. Потому что чемпионат мира - высшая точка в карьере и футболиста, и тренера. И сколь высока ни была бы цена поражения, цена победы еще выше. Один шаг (или один гол, если он победный) - не только от любви до ненависти, но и от ненависти до любви.
Главный тренер сборной Китая Бора Милутинович этот шаг уже сделал. Перед вами - снимок, на котором он перед отъездом на чемпионат мира открывает в городе Шэньян прижизненный монумент самому себе. Бронзовую скульптуру изготовили благодарные китайцы - возможно, те самые, которые еще недавно встречали собственную сборную и ее наставника свистом, скандируя: "Уволить Милу!" Китайские футболисты не понимали, чего от них хочет очередной заезжий тренер, и только ждали, что он вот-вот разделит судьбу своих предшественников, немца и англичанина. Сегодня они говорят, что он им - как отец, и готовы носить на руках.
"Если мы не попадем на чемпионат мира, я брошусь с Великой китайской стены!" - в сердцах пообещал китайцам Милутинович в один из тяжелых моментов. Бросаться не пришлось: 4 июня Китай начнет свой первый мировой чемпионат. А Милутинович - пятый. И, между прочим, ни на одном из четырех предыдущих его команды на групповой стадии не останавливались. Хотя были это середняки мексиканцы, записные аутсайдеры костариканцы, новички американцы и с натяжкой причислявшиеся к фаворитам нигерийцы. Интересно, сколько монументов, подобных шэньянскому, украсят китайские города, и из какого металла они будут отлиты, если Милутинович и на этот раз выступит не хуже?
Этот выпуск "СЭ Футбола", последний перед ЧМ-2002 (следующий выйдет уже после чемпионата), мы подготовили с помощью коллег из лондонского журнала World Soccer, которые предоставили нам свои материалы в рамках сотрудничества по линии Европейской ассоциации футбольных изданий. Перед вами - 32 интервью с людьми, которые отвечают за все и от которых в огромной степени зависит то, каким останется в нашей памяти этот чемпионат.
Мэтр Джованни Трапаттони и никому не известный Аммар Суая. Суперзвезда мирового футбола 80 - 90-х Руди Феллер и гонявший мяч за колледж Брюс Арена. 70-летний Чезаре Мальдини и 38-летний Сречко Катанец. Кто-то ломал голову над тем, кого из нескольких десятков классных игроков оставить дома, кто-то - над тем, кем заткнуть дыры в составе. Для одних и серебро - провал, а для других и 1/8 финала - подвиг. Но сейчас все они на одной линии.
А начать мы решили не с тренера чемпионов мира Роже Лемерра, не со Свена Ерана Эрикссона, чья Англия - первая по алфавиту, и не с Олега Ивановича Романцева, за которого будем болеть всей страной. Начать решили с Боры Милутиновича. Не только потому, что он самый опытный из всех - на пять чемпионатов, да еще с пятью разными сборными, не ездил никто. Но и потому, что этот человек будто поставил целью жизни доказать: невозможное возможно. А накануне такого события, как чемпионат мира по футболу, в это особенно хочется верить.
Борис БОГДАНОВ