Газета Спорт-Экспресс № 100 (2892) от 8 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

9 мая 2002

9 мая 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Гарри КАСПАРОВ: "МЫ НАКОНЕЦ ПРИШЛИ
К ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ"

Столица Англии наверняка вызывает у чемпиона мира по классическим шахматам Крамника (Пономарев выиграл чемпионат совсем по другому контролю) приятные ассоциации. С его соперником по матчу в Лондоне-2000, Гарри Каспаровым, который так много выиграл от объединения, мы начали разговор с самого, быть может, неприятного для него вопроса:

- Ваш союз с Илюмжиновым - вынужденная мера? Не получив матч-реванша от Крамника, вы рисковали остаться в изоляции. Так, в частности, сказал мне Карпов. Между прочим, звучит правдоподобно...

- Еще более правдоподобно звучит то, что Илюмжинову надоело тратить деньги на ветер, и он пошел на контакт с Бесселем Коком и Ясером Сейраваном. Как бы понимая, что Карпов и иже с ним придумают потом массу "правдоподобных" вещей, я на всякий случай запасся серией имэйлов от Сейравана, который уговаривал меня пойти на встречу с Илюмжиновым. То есть встреча с Илюмжиновым состоялась под давлением Кока и Сейравана, которые мне сказали: "Кроме тебя с Кирсаном говорить некому". Надо было попытаться найти аргументы, чтобы решать проблемы по-новому.

Сейраван начал меня обрабатывать 20 марта. 102 имэйла от Ясера хранятся у меня в компьютере. Стало понятно: чтобы вдохнуть жизнь в идею, надо наладить контакты с ФИДЕ. Я в данном случае выполнял поручение. Но, конечно, был не простым почтальоном.

- Пришлось в душе через что-то переступить?

- Всегда приходится переступать через что-то... Я очень долго колебался, мама это знает (Клара Шагеновна присутствовала при разговоре. - Ю.В.), упирался... Но было понятно: шахматный мир в тупике и нужно что-то делать.

Я бы нашел, как зарабатывать на жизнь. А что делал бы шахматный мир, если бы завтра Илюмжинов сказал: "Да надоело мне тратить деньги! Хватит!"

96 шахматистов из 100 сегодня питаются из рук Илюмжинова. В этом есть что-то неестественное. И Кирсана это тоже тяготило, потому что перспектив-то никаких не было... Поэтому и появился проект, позволяющий решать проблему нормально, как в профессиональном спорте.

- ФИДЕ получила все: сильнейшие игроки теперь у нее, права на титул - у нее...

- Плюс достигнуто признание того, что "титул Стейница" - тоже у нее.

- Илюмжинов с особым удовлетворением подчеркнул, что вы внесли в документ слово "собственность".

- Правильно. Дело не в том, что исторический титул переходит ФИДЕ в собственность. Ключевой вопрос в том, что ФИДЕ при этом признает необходимость профессиональной организации и становится лицензионной организацией. ФИДЕ будет выдавать лицензии. Как это происходит в профессиональном спорте повсеместно. Бесселу Коку и его новой организации выдается 5-летняя лицензия на проведение профессиональных соревнований.

- Илюмжинов пошел на это охотно?

- От Илюмжинова тоже потребовалось немалое мужество, потому что этот документ пересматривает всю концепцию существования ФИДЕ.

- Теряется часть влияния?

- Безусловно! Это обмен рычагов влияния на деньги. Или он будет бесконечно всем управлять и за все платить, или он делит ответственность за управление шахматами и начинает при этом получать комиссионные. На самом деле, это мужественный шаг человека, который осознал тупиковость ситуации. Турнир в Дубаи был последней каплей, которая переполнила чашу его терпения. Илюмжинов оказался достаточно решительным человеком, чтобы пойти на слом системы, которую сам же строил.

- Теперь - о спортивной стороне предстоящих событий. Что думаете о матче с Пономаревым?

- Здесь тот самый случай, когда время работает не на меня. Но, с другой стороны, будет очень интересный матч. Пономарев - шахматист неординарный, быстро растущий, агрессивный, и понятно, что через год он будет играть свой "матч жизни". Но и мне предстоит доказать в 40 лет, что наше поколение еще чего-то стоит. Следующий год я тоже буду рассматривать через призму этого матча. И надеюсь его выиграть.

- А в той группе у кого шансы лучше?

- О той группе говорить мне сложно, потому что по настоянию Крамника и его менеджеров турнир в Дортмунде и финальный матч его победителя с Крамником будет проводить "Эйнштейн-групп". Я не знаю достоверно, является ли Крамник пайщиком этой компании, но, окажись я на той стороне, сейчас, думаю, Крамник на каждом углу кричал бы об ущемлении его прав...

При этом, мне, например, неясно, будет ли Крамник иметь "ничью вперед". Особенно интересно, если турнир выиграет Широв. Как в этой ситуации Крамник будет требовать "ничью вперед"? По контракту, на который Крамник ссылается, у него есть "ничья вперед". Но теперь это не первенство мира, а как бы полуфинальный матч претендентов...

У меня задача - готовиться к матчу с Пономаревым, выиграть его и готовиться к следующему матчу. Скорее всего, это будет матч с Крамником.