Газета Спорт-Экспресс № 93 (2885) от 26 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 апреля 2002

26 апреля 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Вячеслав БЫКОВ

НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА БУДЕМ ВТОРЫМИ. КАК МИНИМУМ

Если болельщику даже с относительно небольшим стажем назвать имя Вячеслава Быкова, он наверняка тяжело вздохнет и скажет: "Да, были люди в наше время". Просто немногие обладают таким количеством титулов. Семь раз подряд Быков, воспитанник челябинского хоккея, в составе того, великого ЦСКА, становился чемпионом страны - с 1983 по 1989 год. Со сборной СССР побеждал на четырех чемпионатах мира и Олимпийских играх 1988 года в Калгари. Уехав в 1990 году в швейцарский "Фрибург", Быков не растерял свое мастерство, доказательством чего стали победы сборной России, лидером которой он был, на Олимпиаде-92 в Альбервилле и ЧМ-93.

Игровую карьеру Быков закончил спустя 10 лет после отъезда в Швейцарию. В августе 2000 года состоялся прощальный матч Вячеслава, в котором сыграл и его 12-летний сын Андрей. Не просто сыграл - забросил две шайбы. На протяжении последних двух лет Быков тренирует детскую команду своего клуба во Фрибурге. А предстоящим летом вместе со своим земляком Сергеем Макаровым Вячеслав собирается открыть во Франции тренировочный лагерь для юных российских хоккеистов. На этой неделе Быков прилетел в Москву, а во вторник был гостем "СЭ".

МОЙ СЫН - УЖЕ ЧЕМПИОН МИРА. В 14 ЛЕТ!

- Вашему сыну сейчас 14 лет, он занимается у вас в школе. Как оцениваете его перспективы?

- Катается так же, как и я. Голову поднимает, шайбу держит, пасы отдает. Я доволен. Но сложившимся игроком хоккеист становится лет в 20, а до этого момента еще долго - 6 лет. На данном этапе все может произойти - в жизни столько искушений, тем более в Швейцарии, а нужно чем-то жертвовать.

- Забивает много?

- И забивает, и передачи делает - он же центральный нападающий, как и я. Мы с ним ездили в Канаду на неофициальный чемпионат мира в его возрастной категории. Андрей вошел в сборную франко-говорящей части Швейцарии - романскую. И выиграл. Представляете, мой сын уже в 14 лет - чемпион мира! Меня перещеголял.

- А Россия последний раз была победителем мирового первенства аж 9 лет назад...

- Я бы с удовольствием передал эстафету новому поколению и избавился от звания "последний чемпион мира".

ОТНОШЕНИЕ К СБОРНОЙ
СТАЛО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ

- Если бы вы формировали сборную, по каким критериям определяли бы тех, кто поедет на чемпионат мира? К примеру, Хабибулина уговаривали бы?

- Да, потому что Хабибулин, безусловно, сильнейший вратарь. Но только если он находится в хорошем физическом состоянии. Если же игрок устал - совсем другое дело. В свое время я после Олимпиады Тихонову честно сказал: мы в таком состоянии, что нас легко выкинут в плей-офф.

- Допустим, у вас есть выбор между двумя равными по мастерству игроками. Один - из НХЛ, второй - из российской суперлиги. Кого возьмете в сборную?

- Важно, чтобы тренер и менеджер были в курсе физического и психологического состояния обоих кандидатов. Если игрок из НХЛ по всем параметрам в порядке, то нет причин его не брать. Но если он начинает придумывать отговорки, заставлять себя уговаривать... Тогда стоит обратить внимание на, возможно, даже более слабого в игровом плане, но горящего желанием выступать за сборную хоккеиста из российского клуба.

- В свое время вы, уехав в Швейцарию и отказавшись от приглашения в НХЛ, играли в национальной команде, не имея особого стимула, - "повышать рейтинг" вам было незачем. Значит, у вас было что-то, чего у хоккеистов нет сейчас?

- Чувство патриотизма. Причем это не только любовь к Родине. Это любовь к хоккею. Любовь бескорыстная. Теперь же отношение к сборной стало каким-то потребительским. Но время, конечно, сейчас другое. Другая молодежь. В 20 лет предлагают такие контракты, такие деньги. У игроков глаза становятся, как у обезумевшего кота в мультфильме "Том и Джерри".

Вот скажите, кто из молодых хоккеистов раскрылся, скажем, за последние 10 лет? Ковальчук, Самсонов и в общем-то больше никто. Ведь по большому счету до сих пор играет еще то, наше поколение. Кому-то за 30, а кому-то уже под 40. И все ребята по-прежнему пользуются спросом. Потому что они показывают наш хоккей. Они - продолжатели славных традиций, они проповедуют наш стиль. Это позволяет им до сих пор оставаться востребованными. Почему мы с ностальгией вспоминаем, как играл ЦСКА, почему на "русскую пятерку" в Детройте мы смотрели как на сборную России? Потому что они показывали наш фирменный хоккей. Это пасы, перестановки, неожиданные ходы, возвращение, вторая волна... Соперники на фоне нас выглядели просто как дураки! А сейчас? Взять хотя бы последнюю Олимпиаду, матч с чехами. Мы даже шайбу как следует держать не могли. И если бы не Хабибулин...

МЫ РАСПЛАЧИВАЕМСЯ ЗА ТО,
ЧТО ДОЛГО ПОЧИВАЛИ НА ЛАВРАХ

- На что, по-вашему, мы можем рассчитывать на чемпионате мира в Швеции?

- Думаю, у нас есть неплохие шансы. Минимум - должны стать вторыми. Надеюсь даже, что завоюем золото. Почему бы и нет? Те относительно стабильные результаты, которые мы в последнее время показываем, дарят надежду, что образуется тот самый сплав опыта и молодости - вокруг Коваленко, Буцаева, Карпова.

- Многие российские болельщики надежды на успешное выступление в Швеции связывают именно с Коваленко. Вы с ним играли, что можете сказать о нем как о хоккеисте?

- В команде мы называли Андрея "бурлаком" - за его габариты. Техничный парень, настырный, безусловно, обладает качествами лидера. Заметьте, и Коваленко, и Буцаев еще из того поколения игроков, которые учились у нас. Мы, в свою очередь, учились у знаменитой тройки "КЛМ". Восемь лет на каждой тренировке играли по два раза в день против Крутова, Ларионова и Макарова. Думаете, нам было легко?

В Швейцарии любят повторять, что лифт не всегда поднимается, он регулярно опускается. Это значит, что игроки, добившиеся чего-то в жизни, обязаны вкладывать деньги в детский хоккей. То есть лифт - с деньгами - должен в какой-то момент прийти вниз - к детским тренерам, школам. Те, кто воспитал хорошего игрока, должны получать вознаграждение.

- Но как конкретно доставить "лифт с деньгами" вниз?

- В Швейцарии создали программу, суть которой в том, что по каждому заключенному игроком контракту идут отчисления в первый клуб хоккеиста, первому наставнику. И у детских тренеров появляется заинтересованность в работе. Иными словами, создается пирамида воспитания игрока - от детской школы до клуба мастеров. А вот то, что происходит с детско-юношеским хоккеем в России, меня тревожит. Небольшая деталь: сравните, сколько стоит аренда льда в Москве и, к примеру, в центре курортного французского города Ницце? Здесь - в три раза дороже. Очень больно видеть, как неуважительно относятся к детскому хоккею здесь, и одновременно наблюдать положительные изменения там, в Швейцарии.

В свое время мы были самоуверенными эгоистами. Впали в эйфорию и думали, что наш хоккей - лучший в мире. Мы радовались, что за рубежом нас везде снимают на камеру. Никто не задумывался, зачем. Никому не приходило в голову, что психология слабого сильна. Они хотели нас побить и делали все, чтобы скорее прийти к этому, перенимая все самое лучшее. А мы просто почивали на лаврах.

И канадцы прошли через это, но они - нация бизнесменов, сразу поняли, что к чему. До 1972 года, когда получили по лбу, тоже ходили гоголем. А получили и сразу задумались: почему проиграли? У нас переняли все лучшее. Нам же нужно было взять на вооружение их напор, умение идти на добивание, выигрывать вбрасывания. Но мы стояли на месте и считали, что и впредь будем впереди планеты всей.

Очень жаль, что сейчас нет тренерских советов. Если бы на них обсуждали тенденции развития игры, делились планами подготовки, оценивали прошедшие события, рассматривали кандидатов в сборную, польза была бы для всех.

- Зато теперь мы приглашаем иностранных тренеров.

- Вот именно. Поняли: надо что-то делать. Хотя приглашают еще и потому, что спонсоры дают деньги: все-таки это что-то необычное, для нас новое. И игроков из-за рубежа стали приглашать. Но каких? Старого поколения. Которые показывают настоящий хоккей, почти наш прежний.

- Каков, на ваш взгляд, статус российской сборной в Европе?

- Нас уже не боятся так, как раньше. А если говорить о неофициальном рейтинге... В четверку мы входим, но не первыми. Чехия, Финляндия, Россия, Швеция - наверное, так.

ПРИГЛАСИТЕ ЛАРИОНОВА В РОССИЮ!

- Вам не кажется, что уровень нашего хоккея начнет подниматься лишь после того, как в Россию станут возвращаться лучшие игроки вашего поколения, поколения 80-х. Такие, как Сергей Макаров, Вячеслав Фетисов, вы. Люди вас помнят, под ваши имена можно найти деньги.

- Я много думал над этим. На самом деле ситуация очень сложная. Уехав из России на 10 и более лет, мы как бы оказываемся по другую сторону баррикады. Многое меняется. Мы вроде бы даже становимся конкурентами тем людям, которые здесь работают. Да и в какой роли мы должны вернуться? В роли тренеров? Но мы ведь не доказали, что можем тренировать клубы. Значит, надо начинать с азов. Показывать детям, как правильно кататься, как делать вираж, как держать шайбу.

Говоря о возвращении, не могу не вспомнить шведов. Несколько лет назад они начали приглашать своих ветеранов, которые выступали в НХЛ и которым оставалось провести на льду еще один, два, три года... Просили их закончить карьеру дома, в Швеции. Чтобы молодежь смотрела на них и училась.

- А как подобное сделать в России?

- Но ведь заокеанские легионеры начали возвращаться. И почему тот же Ларионов, к примеру, не может завершить свою игровую карьеру именно на родине? Предложите ему контракт, и он последние несколько лет проведет здесь, став своего рода мостиком между прошлым и нынешним поколением хоккеистов. Не согласится Ларионов - согласится кто-то другой. Нужно просто попробовать пригласить.

- А почему бы вам не организовать, условно говоря, группу своих людей? К примеру, если Вячеслав Фетисов вернется в Россию, вы можете войти в его команду? Какие у вас с ним отношения?

- Нормальные. Но в данной ситуации все будет зависеть от Фетисова. Захочет ли он объединить вокруг себя тех, кто был рядом с ним раньше? Верит ли он в нас?

- То есть первый звонок должен сделать он?

- Ну, я же не буду ему звонить и говорить: Слава, возьми меня к себе в команду. Но ему самому сейчас нужно определиться. Ведь до сих пор никто не знает, чего он хочет. Фетисов доказал всему миру, что является великим хоккеистом, хорошим тренером. А теперь вдруг собрался заниматься совершенно новым делом. Справится ли? Знаю одно: Фетисов прошел школу НХЛ, планов у него хватает, так что, не исключено, все у Славы получится.

- Но имя, согласитесь, в наше время играет большую роль?

- Да, однако это отнюдь не гарантия успеха. Приезжал же Касатонов. Что, разве не имя? Но ведь он не нашел возможности его использовать, не получилось. Имя не дало результата. Многие боятся еще и того, что их обвинят во всем в случае, если не будет достигнут немедленный результат. Привыкли, что за рубежом к человеку по-другому относятся. По-человечески. А здесь могут легко смешать с грязью.

- Неужели все так безнадежно?

- Надеюсь, что нет. А вообще по натуре я оптимист. Не могу не отметить, что работа в России все-таки идет. Руководители Москвы сделали большое дело - построили в городе Ледовые дворцы. Это очень важно, потому как, привлекая на лед детей, мы тем самым готовим наш резерв. Чтобы пирамиду хоккея сделать прочной, надо работать над ее основанием.

Андрей СИМОНЕНКО