Газета Спорт-Экспресс № 91 (2883) от 24 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
КАНДИДАТ В СБОРНУЮ РОССИИ - Омари ТЕТРАДЗЕ |
Омари ТЕТРАДЗЕ
НАС НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ПОТЕРЯННЫМ ПОКОЛЕНИЕМ
Если бы Омари Тетрадзе сыграл на прошлой неделе с чемпионами мира, этот матч стал бы 40-м в его карьере за сборную. Однако Олег Романцев предпочел сделать всего одну замену и капитан "Алании", вернувшийся в национальную команду после годичного перерыва, наблюдал за поединком в числе других резервистов со скамейки запасных.
УДЕЛ КАНДИДАТА - РАБОТАТЬ И НАДЕЯТЬСЯ
- Обидно, что так и не вышли на поле "Стад де Франс"?
- Каждый из находящихся в тот вечер в запасе, конечно, мечтал показать себя в поединке с чемпионами мира. Но только главный тренер решает - кому, когда и сколько времени играть. Поэтому никаких обид по этому поводу не было.
- Значит, удел кандидата - ждать и надеяться?
- Я бы сформулировал по-другому - работать и надеяться. Только кропотливая работа над собой в своем клубе и удачная игра в российском первенстве могут дать кандидату в сборную шанс поехать в Японию.
- Вы не раз говорили, что вернулись в Россию после пятилетнего отсутствия для того, чтобы быть на глазах у Олега Романцева. Когда получили известие, что вы вновь в сборной?
- После матча ЦСКА - "Алания" со мной говорил Михаил Гершкович. Он сказал, чтобы я готовился к вызову на игру с французами.
- Последний раз вы играли в сборной в апреле прошлого года в Белграде с югославами. Какой вам показалась сегодняшняя обстановка в национальной команде?
- Атмосфера - здоровая. Коллектив - сплоченный. Из поражений от ирландцев и эстонцев трагедий никто не делает. В прошлогоднем апреле у сборной была цель успешно провести групповой турнир и получить путевку в финальную часть мирового первенства. Сейчас тоже есть основополагающая задача - удачно сыграть в Японии. Думаю, матч с французами показал, что национальная команда в своей подготовке на верном пути.
- После упомянутой игры с Югославией Романцев вызывал вас на встречи со словенцами и Фарерами, но вы не попадали даже в число запасных. Как отнеслись к отлучению от сборной?
- В моей игре был спад. Я сам чувствовал, что на тот момент недостоин выступать в национальной команде. Сказались проблемы во взаимоотношениях с главным тренером ПАОК Баевичем, призыв в греческую армию, появились конфликты на финансовой почве. Уход из клуба стал неизбежен. К счастью, удалось уйти мирным путем.
- Как думаете, окажись вы после Греции в Японии, куда приглашал Гаджи Гаджиев, возвращение в сборную состоялось бы?
- Трудно сказать. Предложение Гаджи Муслимовича поиграть в его японской команде было заманчивым. В этом случае познакомился со страной, где пройдет чемпионат мира, узнал бы поближе специфику местного футбола - ведь нашей сборной предстоит играть с Японией. С другой стороны, я был бы далеко от России, от тренерского штаба национальной команды. К тому же кочевая жизнь надоела.
ЗНАЙ, ГДЕ СПОТКНЕШЬСЯ, -
ПОСТЕЛИЛ БЫ СОЛОМЫ
- Вы были участником самого первого матча сборной России, когда она встретилась в Москве 16 августа 1992 года с мексиканцами. Та игра запомнилась?
- Конечно. Начинала свою жизнь новая команда новой страны. И хотя матч был товарищеским, радость от победы в нем меньше не стала.
- Однако в следующих официальных встречах наша сборная была не на высоте, и этот период затянулся на долгие годы. Ваших ровесников, выступавших в национальной команде, стали называть потерянным поколением. Как относитесь к такой жесткой формулировке?
- Отрицательно. Сборная действительно долгие годы ничего не добивалась. Но у тех, кто играл в ней в начале 90-х и остается сейчас, есть шанс проявить себя в Японии. Да и нельзя зачислять в "потерянное поколение", только исходя из неудач сборной. У большинства моих ровесников хорошо сложилась клубная карьера. Разве можно, например, отправлять в стан "потерянных" Карпина и Мостового с их успехами в испанском чемпионате?
- Ваша зарубежная карьера, видимо, тоже сложилась бы удачнее, если бы не травма в игре за сборную с Люксембургом в апреле 97-го?
- До отъезда за границу у меня все хорошо складывалось в России - пять медалей в пяти чемпионатах в составе "Динамо" и "Алании". Когда переехал из Владикавказа в Италию, тоже все ладилось. Постоянно играл за "Рому". Но потом - встреча с Люксембургом на родном динамовском поле в Москве. И это поле мне "удружило" - плохое качество газона, травма колена на ровном месте и два с половиной года вне игры. Точно говорят: знай, где споткнешься, - постелил бы соломы.
- Вашим лечением занималась "Рома". Но итальянцы могли бы этого и не делать?
- Могли. Травму я получил за пределами Италии в матче за не итальянскую команду. Но руководители "Ромы" сделали добрый жест, за что я им очень благодарен.
- Во время лечения не посещала мысль, что с футболом придется закончить раньше срока?
- Посещала. Три операции пришлось пережить, не все в лечении складывалось гладко. Но телефонными звонками из Москвы поддерживали руководители сборной Борис Игнатьев и Юрий Семин - дескать, мужайся, не все потеряно. Однако главной опорой в это трудное время была жена. Можно сказать, благодаря ей я не повесил бутсы на гвоздь.
ВЛАДИКАВКАЗ ВСЕ ТАКОЙ ЖЕ -
ПРИВЕТЛИВЫЙ И КРАСИВЫЙ
- Ваша заграничная командировка началась с отъезда из Владикавказа и завершилась возвращением в столицу Северной Осетии. Не символично ли?
- Видимо, да. Я вернулся в команду, с которой добился самого большого успеха в своей футбольной жизни. Владикавказ все такой же - приветливый и красивый, а болельщики все так же преданы "Алании".
- Но ваша новая старая команда их не радует, находясь в числе аутсайдеров. И скептики предсказывают, что это надолго.
- Я с ними не согласен. Мы обязательно выберемся из трудного положения. Команда у нас молодая. Этот сезон уйдет на ее становление, а потом можно будет бороться за высокие места. У руководства клуба есть желание вернуть "Аланию" на ведущие позиции. Если для этого будут созданы все условия, наши молодые футболисты не подкачают.
- Вы в "Алании" самый старший по возрасту. В этой связи не ощущаете себя эдаким дядькой-воспитателем?
- Нет. На поле выходят без паспортов, где указана дата рождения. В игре все равны. А вот то, что мне доверили быть капитаном команды, прибавляет ответственности.
- В межсезонье и стартовых матчах чемпионата Владимир Мунтян использовал вас на месте последнего защитника, сейчас вы играете опорного хавбека. Можно сказать, вернулись на любимую позицию?
- Мне по душе играть в центре поля. Но я привык действовать только в интересах команды и в любое время готов оказаться на том месте, которое определит для меня Мунтян.
- Ваша готовность к универсализму, судя по словам Михаила Гершковича в интервью "СЭ", по душе руководству сборной. Но, как думаете, на какой позиции вас видит Олег Романцев?
- Не знаю. Я ведь после нового призыва в сборную на поле еще не выходил. А сбор перед матчем с французами был слишком коротким. Сейчас мысли о другом - нужно играть в "Алании" так, чтобы быть достойным места в составе сборной и отправиться с ней в Японию.
- Значит, в предстоящем матче "Алании" со "Спартаком" у вас должен быть личный интерес. На спартаковской скамейке расположится главный тренер сборной России - чем не повод показать себя, что называется, во всей красе?
- Никаких личных интересов! "Алания" настраивается дать серьезный бой спартаковцам и порадовать своих болельщиков, которые хорошо помнят, что владикавказская команда тоже была чемпионом России. Показать добротную командную игру - вот главная задача на матч со "Спартаком".
Сергей КАПУСТИН |
Владикавказ |