Газета Спорт-Экспресс № 67 (2859) от 27 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

27 марта 2002

27 марта 2002 | Бокс и ММА

БОКС

ТАЙСОН И КОРОЛЬ

Бой Леннокс Льюис - Майк Тайсон все-таки состоится. Это произойдет 8 июня в Мемфисе, штат Теннесси. Несмотря на то что два месяца назад на пресс-конференции Железный Майк умудрился совершить то, что заслужило бы уважение и акулы, и крокодила, а именно - выгрыз чемпиону мира кусок кожи с мясом сквозь брюки, он все-таки признан годным для ринга. Такой аттракцион не должен простаивать.

Однако если кто думает, что поведение Тайсона на той пресс-конференции было совсем уж спонтанным, то он ошибается.

Точнее будет сказать, что когда-то его приучили сознательно не контролировать себя, а уже потом благодаря своим богатым природным данным Тайсон вообще потерял эту способность. Но то уже были просто издержки педагогического процесса. Педагога, сделавшего Тайсона (вместе с его первой женой Робин Гивенс) тем, кем он стал, зовут Дон Кинг. Сейчас, когда карьера Железного Майка подходит к концу, самое время вспомнить историю его взаимоотношений с этим великим промоутером и не менее великим негодяем.

***

ЧЕРНЫЙ ЧЕРНОМУ ГЛАЗ НЕ ВЫКЛЮЕТ

Кас Д'Амато, приемный отец Тайсона, великий тренер, оторванный от жизни философ и бессребреник, был полной противоположностью Дону Кингу, гениальному жулику, сугубому практику и жлобу. Тайсону он вроде бы должен был сделать хорошую прививку от общения с Доном. Тем не менее, когда в 85-м Д'Амато умер, мало кто сомневался, что рано или поздно Кинг до Тайсона доберется, несмотря на все защитные кордоны, которые Кас успел воздвигнуть вокруг ученика.

Костяк той первой команды Тайсона составляли трое: менеджеры Билл Кейтон с Джимом Джекобсом и тренер Кевин Руни. Оборону они поначалу держали неплохо, но в 1988 году умер Джекобс, который был для Тайсона не только менеджером, но и чем-то вроде мамки. Авторитет Руни не выходил за пределы тренировочного зала, а сухому Кейтону в одиночку было не сдержать атак Дона Кинга, который, почувствовав слабину в рядах противника, резко усилил напор.

Кинг решил использовать старый, простой и безотказный прием, который в политкорректной Америке получал все большее распространение.

Долгое время считалось, что расизм бывает только белым. Однако по мере того как он отступал, все более прочные позиции стал занимать расизм черный. Эту-то карту и решил разыграть Дон Кинг. Лейтмотив его речей был прост и понятен. Зачем тебе эти белые? От них нам никогда не будет добра. Надо держаться своих. Черный черному глаз не выклюет.

Просто до безобразия. Может быть, потому и работает. И с Тайсоном в конце концов сработало. Парадокс ситуации заключался в том, что Железному Майку белые ничего плохого не сделали. Как раз наоборот - почти все хорошее, что он видел в этой жизни, исходило от белых: Каса Д'Амато, его жены Камиллы, Джекобса, Руни и многих других. До поры до времени понимал это и сам Майк. Вдове Каса он писал трогательные поздравительные открытки, которые подписывал "твой черный сын Майк". Да и вообще расовый вопрос его не беспокоил. Тогда каким же чудом Дон Кинг сумел своими примитивными речами разбудить черно-расистские настроения у человека, который никогда не страдал от расизма белого?

Дон Кинг если и примитивен, то примитивен до гениальности. Сам выходец из трущоб, он прекрасно понимает, что для человека, выросшего в Браунзвилле, одном из самых страшных черных районов Бруклина, мир белых - это мир лоснящихся людей и сверкающих небоскребов в считанных километрах от его дома. И этот мир он ненавидит по определению, потому что с раннего детства знает, что ему вход туда заказан. Ну а уж если он каким-то чудом туда пробился, то начинает ненавидеть его еще больше, так как не может отделаться от ощущения, что попал сюда контрабандой, что здесь его считают чужаком, спят и видят, как бы отправить обратно. Ну а если рядом нашелся человек, который сумеет эти настроения подогреть и, так сказать, систематизировать, то дело в шляпе - черный расист готов.

МЫШЕЛОВКА

И все-таки Майк никак не мог решиться на последний шаг. Летом 1988 года он подписал несколько документов о сотрудничестве с Доном, но промоутерского соглашения пока не заключил. Нужен был какой-то толчок. И он его получил, да не какой-то там толчок, а мощнейший пинок под зад, от которого и сам Майк, и вся его жизнь на много лет вперед полетели кувырком.

После нескольких месяцев брака Робин Гивенс бросила Тайсона и устроила из этого представление на всю Америку, рассказывая всюду, с каким чудовищем ей довелось жить и как много оно ей должно теперь заплатить за каждый день этой тяжелой жизни. Несколько раз ее прямо уличали во лжи, но в стране победившего феминизма это особой роли не играет.

Собственно, Тайсон был женат не на одной стерве, а как минимум на трех: Робин Гивенс и ее матери Рут, которая стоила двух стерв. Мама с дочкой требовали финансового отчета от всех членов команды Тайсона. Они получили в распоряжение казну и распорядились ею как казнокрады. То, чего не удалось украсть, потом попытались получить по суду, и суд им не отказал. Ну а чтобы не выглядеть в глазах общественности совсем уж одиозными грабительницами, они без устали поливали Тайсона грязью. "Они хотят унизить меня как мужчину, - сказал тогда Тайсон в одном из интервью. - Они хотят сделать так, чтобы ни одна женщина никогда больше не захотела со мной жить".

Любопытно, что в то время Майк гораздо больше говорил именно о том, что его унизили, а не о том, что ограбили. Видимо, урон, нанесенный самолюбию, был сильнее урона, нанесенного кошельку.

А Дон Кинг все это время ждал своего часа и, наверно, потешался, глядя, как на него, сами того не ведая, работали Робин Гивенс с мамашей. Кейтон и Руни, искренне расположенные к Тайсону, не поладили ни с ними, ни с Доном Кингом - и в результате в июле 1988 года Майк уволил обоих. Оставшись без последних преданных ему друзей.

Еще до увольнения Кейтона и Руни отношения Тайсона с его ведьмами стали давать трещину. Поначалу Майку казалось, что это можно исправить, но Дон Кинг не мог не понимать, что брак Тайсона был обречен изначально: он-то сразу распознал в дамах собратьев по ремеслу, пусть и довольно мелких. Его даже не очень волновало, сколько они украдут у Майка: все равно то, что крали они, он сам украсть не мог.

Увидев, что семейная жизнь Тайсона разваливается, Дон Кинг понял, что это лучший момент для того, чтобы подчинить боксера. Напялив свою самую мягкую и пушистую личину, он под знаменем любви и дружбы шаг за шагом стал добиваться своего, пока наконец в октябре 1988 года Тайсон не подписал с ним промоутерский контракт. Мышеловка захлопнулась.

Почему-то многие боксеры, прекрасно зная, как Кинг облапошивал несколько поколений их предшественников, тем не менее надеются, что именно с ними он будет вести себя иначе. Между тем успеха с Доном добиваются только те, кто ни на что подобное не рассчитывает. Один из них заслуживает небольшого отступления.

16-летний МУЖИК

Лэрри Холмсу повезло в жизни, пожалуй, во всем, кроме одного: он стал чемпионом мира в тяжелом весе после Мохаммеда Али, а это означало, что все будут сравнивать его с предшественником, и это сравнение заведомо не могло быть в пользу Лэрри.

В 16 лет он стал отцом. Дело для негритянских кварталов обычное. Как правило, виновник торжества говорит, как Вовочка из анекдота: "А че? А я ниче", и исчезает. Мать с ребенком получают пособие и остаются в нехорошем квартале навсегда, потому что только там на него можно более-менее нормально жить. Однако Холмс и в 16 лет был взрослым мужиком, а потому решил, что ни его ребенок, ни мать его ребенка не останутся там, откуда он сам мечтал выбраться.

Лет через десять он вырос в одного из самых перспективных тяжеловесов, чему немало способствовала работа спарринг-партнером у Мохаммеда Али. В 1978 году Холмс выиграл титул чемпиона мира по версии WBC и удерживал его до 1983 года, когда разругался из-за денег с руководством этой организации, после чего стал чемпионом по только что появившейся тогда версии IBF. Тогда этот шаг требовал большого мужества, но время показало, что Холмс не ошибся в расчетах: в глазах всей боксерской общественности он оставался единственным чемпионом в тяжелом весе. Своим новым титулом Холмс владел до 1985 года и проиграл его не Майклу Спинксу, как пишут в справочниках, а времени. В 1988 году он вернулся на ринг и был нокаутирован Тайсоном в 4-м раунде. Как ни странно, Холмс время от времени выступает до сих пор, хотя ему уже за 50, причем делает это, по собственному признанию, из-за денег, хотя он и так мультимиллионер.

Как и многие сильнейшие тяжеловесы его времени, Холмс большую часть карьеры сотрудничал с Доном Кингом, причем это был его сознательный выбор, который в одном интервью он объяснил так: "Почему я стал работать с Доном? Потому что знал, что с ним заработаю больше, чем с кем бы то ни было. Любой другой промоутер пообещает тебе, скажем, три миллиона, так эти три миллиона ты и заработаешь. Дон Кинг пообещает десять, пять украдет, но тебе-то тоже останется не три, а пять. Значит, с ним работать выгоднее".

Холмс только не сказал, что он лично и через кучу адвокатов постоянно контролировал все действия Кинга, так как в противном случае тот украл бы из десяти миллионов все одиннадцать. Впрочем, для человека, который стал взрослым в 16 лет, это естественно. Но не для Тайсона, который по своему психологическому складу всегда был не столько ведущим, сколько ведомым, нуждавшимся в мамке. Он свои финансовые дела доверил Дону Кингу безраздельно. Короче, пустил козла в огород.

КОРОЛЕВСКАЯ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ

Если бы Кинг только грабил Тайсона - это было бы еще полбеды. Но он разрушал его как личность, причем абсолютно сознательно и корыстно. Тайсон-человек был для него лишь упаковкой для Тайсона-боксера, своего рода фантиком от конфеты, а кого волнует судьба фантика, особенно когда сама конфета уже съедена?

В принципе именно так относятся к боксерам практически все промоутеры, но Дон и здесь вышел на иной качественный уровень, причем именно с Тайсоном. Он понял, что Америка, слишком быстро ставшая политкорректной, нуждалась в героях, эту самую политкорректность попиравших. Именно в это время Мадонна, постоянно менявшая имидж, решила поработать в амплуа девки-оторвы, а никем до того особо не замеченная Шэрон Стоун стала секс-символом и чуть ли не национальной героиней, сыграв в "Основном инстинкте".

Отличие Тайсона от этих дам заключалось, однако, в том, что они сознательно играли то, чего хотела от них публика. Тайсон же, будучи плохим актером, не мог сыграть никого, кроме самого себя. А здесь-то и подсуетился Дон Кинг: ему было нужно, чтобы Железный Майк сыграл себя на полную катушку. И не важно, если после этого он окажется в тюрьме или сумасшедшем доме. Раньше Д'Амато и его люди делали все, чтобы зверь, сидевший в Тайсоне, оставался под контролем. Дон Кинг сделал все, чтобы зверь сорвался с цепи, потому что именно этого хотела публика.

Результаты работы Кинга начали сказываться очень скоро: Тайсон стал срываться на людях, чего за ним раньше не замечалось, и попадать в истории, которые увенчались изнасилованием участницы конкурса красоты Дезирэ Вашингтон, сделавшей все от нее зависящее, чтобы быть изнасилованной. Скорее всего, девушка хотела лишь доступным для нее способом слупить с Тайсона денег. Этот девичий способ добычи денег известен в Америке всем, и Майк, человек вообще-то умный, не понимать этого не мог. Но дала себя знать взлелеянная Кингом распущенность.

На каком-то этапе Дон перехитрил самого себя. Если ты пытаешься сделать своего воспитанника максимально распущенным, глупо ожидать, что эта распущенность будет проявляться только там, где нужно тебе. Так и у Тайсона. Прежде всего она дала о себе знать в тренировочном зале, в результате чего 11 февраля 1990 года он проиграл чемпионский титул Бастеру Дагласу. Впрочем, здесь опять не обошлось без Робин Гивенс: по общему мнению людей, близко знавших его в то время, Железный Майк так и не отошел от женитьбы и развода. Так что винить во всем одного Кинга несправедливо.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ДОН?

Так или иначе, с Тайсоном Дон Кинг все равно не прогадал. До заключения Майка под стражу он успел организовать семь боев с его участием. Надо ли говорить, какие деньги он при этом заработал? А пока Железный Майк сидел, публика успела по нему соскучиться, так как альтернативы такому аттракциону найдено не было. В результате почти четыре года простоя окупились очень быстро. За 1995 - 1997 годы Тайсон заработал астрономические деньги - 140 миллионов долларов за шесть боев.

И здесь набравшегося в тюрьме ума Майка посетила неплохая мысль - проверить свои банковские счета. Удивлению его не было предела: на них не было почти ничего. Просмотрев бумаги, он обнаружил, что 25 процентов платил Кингу по контракту, а еще столько же ушли двум подставным менеджерам, назначенным Доном. Как-то растворились и остальные деньги. Более того, образовался долг в 20 миллионов! Даже учитывая феноменальное мотовство Тайсона, это было необъяснимо.

Взбешенный Майк, как утверждают, дал Кингу при встрече мощный пинок под зад, а также подал на него в суд иск на 100 миллионов. Но Кингу к этому не привыкать. Он выдержал уже более ста процессов и все либо выиграл, либо отделался уплатой небольших для себя сумм. Конца его судебному разбирательству с Тайсоном пока не видно. На настоящий момент Майк вроде бы рассчитался с долгами, но при одном упоминании имени Дона Кинга беленеет.

А не так давно Тайсону довелось испытать настоящий шок: он обнаружил, что Кас Д'Амато оставил для него секретный счет, на котором хранилась сумма, большая по понятиям самого Каса, но такая, которой Майку не хватит на то, чтобы разок сходить в магазин. Потрясла Тайсона не сумма, а само существование счета. "Так, значит, Кас знал, что когда-нибудь я останусь без денег! - повторял он. - Он знал это наперед!"

Старый мудрый Кас, конечно, знал, что его приемному сыну не уйти от Дона Кинга.

Говорят, в школьные годы Тайсон был потрясающим карманником и мог за дружеской беседой обобрать кого угодно. Дон Кинг обчистил его карманы, даже к ним не притронувшись - Майк все отдал ему сам. Такой класс злобному, но наивному пареньку из Браунзвилля и не снился.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ