Газета Спорт-Экспресс № 65 (2857) от 25 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

25 марта 2002

25 марта 2002 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА. Регулярный чемпионат

Сильнейший разыгрывающий НБА и один из основных претендентов на звание лучшего игрока этого сезона дал интервью корреспонденту "СЭ"

Джэйсон КИДД

ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ МИР В СЕМЬЕ,
Я ОТОДВИНУЛ РАБОТУ НА ВТОРОЙ ПЛАН

Владимир ДИМИТРОВ

из Торонто

Когда прошлым летом стало известно, что "Финикс Санс" обменял Кидда в "Нью-Джерси Нетс" на Стефона Марбэри, баскетбольная Америка открыла рот от удивления. Марбэри, конечно, талантлив, но он все же не ровня лучшему разыгрывающему мира. Причины этой странной сделки кроются в событиях, произошедших в середине сезона-2000/01 и к баскетболу отношения не имеющих. У Кидда не ладились отношения с молодой женой, и в один прекрасный день он пустил в ход кулаки - в присутствии двухлетнего сына. Супруга, как водится в Америке, позвонила в полицию. Разразился скандал, который моментально стал достоянием прессы и сильно пошатнул незыблемый ранее имидж Кидда. Он доиграл сезон в Финиксе. В плей-офф "Сане" уже в который раз не смог пройти первый раунд, уступив дорогу "Сакраменто". Это стало последней каплей: Кидда отправили в "Нью-Джерси". И с "Нетс" произошло чудесное превращение: команда, на протяжении последних лет обитавшая в "подвале" турнирной таблицы, взлетела на первое место в Восточной конференции! Кидду же прочат титул MVP нынешнего сезона.

- Переход из "Финикса" в "Нетс" - не первый в вашей карьере. И все-таки, к чему в Нью-Джерси было сложнее всего привыкнуть?

- Больше всего я боялся зимы. Ни в Далласе, где я начинал профессиональную карьеру, ни в Аризоне этого времени года просто не бывает. К своей первой "зимовке" готовился, как настоящий полярник. Но пока погода меня балует. Даже удается поиграть в любимый гольф.

- А к сверхинтенсивному движению на дорогах, которым славятся Нью-Йорк и прилегающие к нему города, вы уже привыкли?

- Да. Раньше я считал, что в Финиксе сумасшедшее движение, но оказалось, что это глубокое заблуждение. Чтобы водить машину в Нью-Джерси, необходимы два, казалось бы, несовместимых качества: терпение и агрессивность. Впрочем, у баскетбола такие же требования.

- В прошлом сезоне "Нью-Джерси" даже не пробился в плей-офф, в этом - лидирует в Восточной конференции. Чем вы объясните такое превращение?

- Прежде всего очень сильным составом. В прошлом чемпионате "Нетс" выступил гораздо слабее своих истинных возможностей. У нас молодая команда, мы готовы биться с любым соперником и к тому же поддерживаем друг друга. В такой ситуации баскетбол превращается в праздник, которым он, на мой взгляд, и должен быть.

- Про вас говорят, что вы заставляете партнеров играть лучше. В чем тут секрет?

- Все строится на взаимном доверии. Для меня важно показать другим игрокам, что я доверяю им право на бросок по кольцу. Только тогда они будут уверены, что в нужный момент я отдам им передачу. Если такое взаимопонимание есть, все остальное уже зависит от мастерства баскетболистов. А с ним в "Нью-Джерси" проблем нет.

- Болельщики "Нетс" помнят, что в Финиксе вы помогли быстро раскрыться молодому форварду Шону Мэриону, и рассчитывают, что история повторится с первый номером драфта-2000 Кеньоном Мартином.

- Здесь все прежде всего зависит от желания самого Мартина. Со своей стороны, я сделаю все возможное, чтобы он прогрессировал как можно быстрее.

- Наставник "Нью-Джерси" Байрон Скотт уже в год своего тренерского дебюта завоевал право возглавить сборную звезд "Востока". Болельщики отлично помнят Скотта как атакующего защитника великолепной команды "Лос-Анджелес Лейкерс" 80-х годов. А какой он тренер?

- Байрон досконально знает баскетбол. Он обращает внимание на такие мелочи, которых не замечают даже ветераны "Нетс". Когда костяк команды составляют совсем молодые баскетболисты, это очень важно. Скотт всегда готов к любому вопросу, к любой ситуации, которая может возникнуть на площадке. Когда сталкиваешься с такой скрупулезностью тренера, то и сам начинаешь по-другому относиться к своей работе.

- Несколько лет вы боролись с Джоном Стоктоном из "Юты" за звание лидера НБА по количеству голевых передач. В этом сезоне вы, похоже, вне конкуренции.

- Стоктон все-таки уже заканчивает карьеру. При этом он все равно остается лучшим разыгрывающим. Недаром Джона включили в число 50 лучших баскетболистов за всю историю НБА.

- Финикс всегда славился своими болельщиками, на "Нью-Джерси" же ходят плохо, хотя команда и выигрывает. Как привлечь зрителя на матчи "Нетс"?

- Менеджеры клуба очень серьезно работают на этим вопросом. Думаю, вскоре свободных мест на домашних матчах станет поменьше, так как мы продолжаем побеждать и показывать красивый баскетбол. А до отказа наша арена заполнится, пожалуй, лишь во время плей-офф.

- Сможет ли кто-то в этом сезоне остановить "Лейкерс"?

- В Лос-Анджелесе играют два сильнейших баскетболиста мира - Шакил О'Нил и Коби Брайант, что автоматически делает эту команду очень сильной. Добавьте к этой паре великолепный ансамбль игроков-помощников, а также гениального тренера, и вы сами поймете, что к чему. Честно говоря, пока у "Лейкерс" нет достойных соперников.

- Вам не страшно идти под кольцо, когда там стоит Шакил О'Нил?

- Нет. Но лучше этого не делать, а бросить со средней дистанции (смеется).

- Какую пару защитников вы считаете лучшей в НБА?

- Непростой выбор - слишком много претендентов. Сэм Кэссэлл и Рэй Аллен из "Милуоки", Эрик Сноу и Аллен Айверсон из "Филадельфии", Стив Фрэнсис и Куттино Мобли из "Хьюстона", Брайант и кто-то еще из защитников "Лейкерс"... Полагаю, мы с Кэрри Киттлзом тоже входим в элитную группу.

- В этом году вам предстоит выступать за сборную США на чемпионате мира в Индианаполисе. Я где-то читал, что некоторые игроки олимпийской Dream Team-2000 рассматривали Игры в Сиднее как возможность получше подготовиться к сезону.

- Признаться, вы меня удивили. Насколько я помню, все в команде отлично понимали значимость Олимпиады. Нашей целью было выиграть золотые медали, и, чтобы добиться этого, пришлось изрядно попотеть, ведь мы играли против сильнейших баскетболистов планеты. О том, чтобы превратить олимпийский турнир в тренировочный лагерь, не могло быть и речи. С другой стороны, в начале сезона мое тело обычно напоминает о том, что оно еще не готово к большим нагрузкам: то палец "выбью", то мышцу потяну. А после Олимпиады я начал чемпионат в идеальной физической форме.

- Как вы, играя за Dream Team, будете решать, кому пасовать - Реджи Миллеру, Джермэйну О'Нилу или Шону Мэриону? Ведь все они снайперы экстра-класса и заслуживают повышенного внимания со стороны разыгрывающего.

- Как раз это и упрощает дело (смеется). В сборной собраны одни звезды, поэтому я могу отдать передачу любому, и он не подведет.

- Тяжело ли вам было в Сиднее перестроиться на правила ФИБА?

- От правил НБА они отличаются не так уж сильно. Сложнее всего было привыкнуть к тому, что соперники разыгрывали комбинации почти по 30 секунд. Мы же стремились играть в своем стиле, а значит, приходилось прессинговать. Плюс на Олимпиаде разрешена зонная защита - пришлось вспоминать, как я действовал против нее в университете. Впрочем, как вы знаете, в этом сезоне запрет на "зону" сняли и в НБА...

- ... А в правилах ФИБА время, отведенное на атаку, сократили до 24 секунд, как в НБА. Так что в Индианаполисе сборной США будет полегче. В то же время каждый игрок Dream Team в клубе привык проводить на площадке по 35 - 40 минут за матч, а на чемпионате мира это время наверняка сократится до 15 - 20 минут.

- Уверен, мы вновь будем применять прессинг по всей площадке. А при такой тактике 20 минут вполне соответствуют целому матчу.

- Как, судя по Играм в Сиднее, изменился уровень мирового баскетбола?

- Он значительно вырос. В 1992 году в Барселоне первая Dream Team была на две головы выше всех соперников. Сейчас этого уже нет. Многие лидеры европейских сборных выступают в НБА, и победы на международной арене даются Америке все тяжелее. Но мы все равно сильнее всех и обязаны выиграть чемпионат мира, тем более у себя дома.

- Если так и произойдет, что вы будете делать с золотой медалью?

- Надену ее, когда полечу из Индианаполиса в Нью-Джерси, потом покажу всем родным, друзьям и спрячу в сейф. Золотая медаль - это сокровище, которое нужно хранить всю жизнь, а потом передать детям.

- Хочу задать вам два не самых приятных вопроса. Отвечать или не отвечать - воля ваша.

- Договорились.

- Что все-таки произошло в злополучном матче прошлого сезона "Финикс" - "Сакраменто"?

- Мы мощно начали игру и за несколько минут до большого перерыва вели 28 очков. К тому же во второй четверти травму получил один из лидеров "Сакраменто" Предраг Стоякович - казалось, победа у нас в кармане. Но потом начался настоящий кошмар. Мяч валился из рук у игроков, все промахивались из любых позиций, в общем, у нас ничего не получалось. В итоге "Финикс" проиграл - 89:100. Этот матч признали худшим в истории клуба...

Думаю, главная причина - в психологии. Человек всегда стремится достичь результата при минимуме затраченных усилий. Мы были уверены в победе и не смогли вновь собраться, когда преимущество стало таять. В команде началась настоящая паника. Самым ужасным было то, что в большом перерыве той игры чествовали Кевина Джонсона - майка с его номером была поднята под крышу America West Arena. Представляете, какой "подарок" мы сделали одному из самых популярных в городе спортсменов?

- В январе прошлого года ваша жена позвонила в полицию и обвинила вас в рукоприкладстве. Вы были оштрафованы, пропустили несколько матчей, да и потом болельщики в других городах еще долго освистывали Кидда, когда он получал мяч. Многие считают, что именно эта история стала истинной причиной вашего обмена в "Нью-Джерси". Как вы сейчас оцениваете те события?

- У нас с Джоанной действительно не все ладилось. Мы часто ссорились, и в январе у меня случился нервный срыв. Личная жизнь профессиональных спортсменов всегда находится в фокусе общественного внимания. Скандалы с их участием раздуваются до невероятных размеров. Согласитесь, у всех в семье наступают тяжелые периоды, которые нужно преодолеть вместе. Когда такое случается с обычными людьми, об этом не трубят на всю Америку. Я же не стал прятаться и публично признал: во-первых, я был не прав, а во-вторых, баскетбол для меня временно отходит на второй план - ради того, чтобы восстановить мир в семье. Он, кстати, наступил значительно раньше, чем утихли страсти вокруг этой истории. Что же касается болельщиков, то их реакцию я контролировать не могу. Что ж, меня освистывали и раньше. Так что если та история и привела к обмену, то я об этом нисколько не жалею.