Газета Спорт-Экспресс № 39 (2831) от 19 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

19 февраля 2002

19 февраля 2002 | Олимпиада

SALT LAKE 2002

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

СОВЕТСКАЯ "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МАФИЯ"

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Delta Ice Center

Окончание. Начало - стр. 1

РОССИЙСКИЙ АЙСБЕРГ

Немало любопытного и за пределами первой десятки. Американцев Наоми Лэнг и Петра Чернышева тренировал Игорь Шпильбанд, а год назад они перешли к Александру Жулину. Дедушка Чернышева сам был фигуристом-одиночником и четырежды становился чемпионом СССР в конце 30-х. Но если Петр живет и выступает в США довольно давно и воспринимается зрителями, как американец, то азербайджанка Кристин Фрэзер - явление более чем экзотическое. Хотя история в общем-то простая. В Кристин в свое время влюбился бывший советский танцор Генрих Сретенский (выступавший с Натальей Анненко), который эмигрировал в США и стал там тренером. А девушка отчаянно жаждала кататься. В итоге для Кристин сначала был найден партнер, а потом и страна, заявившись за которую, можно было быть уверенным в том, что место в сборной за неимением там других танцоров обеспечено на много лет вперед. Еще один нетривиальный пример танцевального сотрудничества - Марика Хэмфри и Виталий Баранов. Англия.

Даже совершенно безукоризненные, с точки зрения имен, дуэты подобно айсбергам имеют солидный и скрытый от непосвященных российский фундамент. Сестру и брата Элен и Даниэля Хугентоблер из Швейцарии который год опекает Линичук. Изабель Делобель и Оливье Шенфелдер уже 6 лет катаются у Тарасовой. Итальянцы Федерика Файелла и Массимо Скалли обязаны удачным дебютом олимпийским чемпионам Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину. Среди этого интернационального винегрета наиболее любопытно выглядели корейский и китайский дуэты с русскими тренерами у бортика. В целом это производило впечатление не Олимпийских игр, а какого-то внутрисоюзного междусобойчика.

Все это было бы смешно, если бы Россия могла, как когда-то, гордиться всеми тремя своими танцевальными дуэтами, которые она традиционно привозила на крупнейшие соревнования. В Солт-Лейк-Сити картина изменилась. Лобачева и Авербух еще куда ни шло - борются за серебро. Татьяна Навка и Роман Костомаров прочно обосновались в конце первой десятки. И перспективных российских пар нет в резерве ни у Тарасовой, ни у Чайковской, ни у Линичук, ни у Дубовой - ни у кого из наших тренеров. Советской "танцевальной мафии", как в не столь давние времена раздраженно именовали этот вид фигурного катания представители иностранных государств, теперь гораздо больше подходит другое определение - Cosa Nostra. Действующие лица те же. Результат иной, и, увы, не в нашу пользу.

"ШЕСТЕРКА" ОТ САМОЙ НЕЗАВИСИМОЙ

Впрочем, сенсация возможна. Еще месяц назад даже в самых смелых фантазиях вряд ли кто мог предположить, что россияне Ирина Лобачева и Илья Авербух смогут бороться в Солт-Лейк-Сити за второе место. В предварительных прогнозах фигуристам в лучшем случае прочили бронзу. Однако воскресные состязания дуэтов в оригинальном танце не только укрепили россиян на второй позиции, но и принесли своего рода рекорд Игр: Лобачева и Авербух стали единственными, кто получил среди прочих оценок высшую - 6,0. Такое впечатление произвело их выступление на одну из наиболее независимых в своем мнении судей, известную в прошлом польскую фигуристку Галину Гордон-Полторак.

Танцоры исполняли вариации испанских танцев. Это оказалось довольно непростым занятием: слишком много специфических требований предъявлял к фигуристам оригинальный прокат. Посудите сами, как должны были чувствовать себя те же китайцы или корейцы, вынужденные отплясывать под совершенно несвойственный их восточной культуре и хореографии аккомпанимент. Да и прочие выступления местами сильно смахивали на пляски туристов в курортных испанских кабачках, нежели на классические фламенко, пасодобль, вальс или танго. Сильное впечатление по композиции, выбору музыки и исполнению произвели Албена Денкова и Максим Ставийский. Однако оказаться выше 7-го места болгары изначально не имели шансов: первая шестерка настолько непримиримо билась за свои позиции, что нарушить ее стройность не рискнул бы ни один арбитр.

Не увенчались успехом и попытки канадцев Бурн и Краатца: как и в обязательном прокате, они остались за пределами тройки. В которой героями вечера стали Лобачева и Авербух.

Как сказал на пресс-конференции Илья, так, как в этот вечер, они не катались ни разу в жизни. Добрую службу россиянам сослужил видимый качественный скачок. Фламенко чемпионов мира и Европы Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера было единогласно признано лучшей испанской постановкой еще на чемпионате Европы в Лозанне. В Солт-Лейк-Сити французский дуэт откатался столь же блистательно. А вот наши выполнили свою композицию гораздо лучше, чем три недели назад. Судейский счет - 8:1 в пользу фаворитов - сложился, скорее, по инерции соблюдения иерархии. На самом деле оба дуэта выглядели абсолютно равными. Ну а "шестерка", выставленная польским арбитром, и вовсе сделала этот факт предельно очевидным.

ЗА НАШИХ ТАК НИКОГДА НЕ ГРЫЗЛИСЬ

- Мне было легко настроиться на выступление, - подчеркнул Авербух. - Мы катались сразу после Анисиной и Пейзера, а Марина всегда была для меня самым сильным раздражителем. Поэтому очень хотелось, выходя на лед после нее, откататься достойно. Кроме того, французы - лидеры, на них все равняются. Психологически им гораздо тяжелее. Быть вторым проще, чем из года в год удерживать первенство. Я прекрасно понимал, что нам не позволят их обыграть, но думал не об оценках, а о выступлении.

- До Игр вы предполагали, что сможете побороться с чемпионами?

- Наше дело - прокататься на максимуме своих возможностей. Если станем вторыми - будем очень счастливы. Немножко жалко, что на этот раз в качестве обязательных танцев выпали квикстеп и блюз. Они настолько устаревшие и простые, что практически невозможно показать хоть какое-то мастерство.

- А как вы относитесь к оригинальному танцу?

- Мне нравится сама идея обязать всех танцоров раскрыть одну и ту же тему, любой ценой сделать из себя испанцев. Сразу видны все плюсы и минусы каждого дуэта. По сути, оригинальный танец - наиболее сложная составляющая соревнований. В произвольном проще. Там каждый выбирает тот стиль и направление, в котором чувствует себя наиболее уверенно.

- На вас оказала влияние вся шумиха вокруг скандала в парном катании?

- Конечно, было неприятно. Опять начали муссировать судейские дрязги. В танцах их хватает и без этого. А еще было очень обидно понимать, что так, как грызлись за своих спортсменов канадцы, за нас не боролся никто и никогда.

Беспрецедентное награждение канадцев Джеми Сале и Давида Пеллетье вторым комплектом золотых медалей состоялось в воскресенье вечером. Бронзовые призеры Игр китайцы Шэнь Сюе и Чжао Хунбо участвовать в церемонии отказались. Поэтому в награждении была задействована лишь верхняя ступень пьедестала почета, на которую вместе с канадцами поднялись - уже с золотыми медалями на шее - Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Первым прозвучал гимн России, хотя имена канадской пары горели на табло выше россиян. Но все это уже не хочется обсуждать. Историю не переписывают.

Фигурное катание. Delta Ice Center. После оригинального танца

1. Марина Анисина/Гвендаль Пейзера (Франция) - 1,0. 2. Ирина ЛОБАЧЕВА/Илья АВЕРБУХ (Россия) - 2,0. 3. Барбара Фузар-Поли/Маурицио Маргальо (Италия) - 3,0. 4. Шэ-Линн Бурн/Виктор Краатц (Канада) - 4,0. 5. Маргарита Дробязко/Повилас Ванагас (Литва) - 5,0. 6. Галит Хаит/Сергей Сахновский (Израиль) - 6,0. 7. Албена Денкова/Максим Ставийский (Болгария) - 7,0. 8. Кати Винклер/Рене Лозе (Германия) - 8,0. 9. Татьяна НАВКА/Роман КОСТОМАРОВ (Россия) - 9,0. 10. Елена Грушина/Руслан Гончаров (Украина) - 10,0... 18. Кристин Фрэзер/Игорь Луканин (Азербайджан) - 17,6... 22. Юлия Головина/Олег Войко (Украина) - 21,4.