Газета Спорт-Экспресс № 24 (2816) от 1 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

1 февраля 2002

1 февраля 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЗВЕЗДА

Патрик ВИЕЙРА

Он родился в Дакаре, воспитывался во Франции, прославился в Англии. Он возвышается над всем "Арсеналом" и в прямом смысле (191 см), и в переносном - игрой. Хотя в прошлом сезоне "Арсенал" остался лишь вторым в чемпионате, провалил Лигу чемпионов и финал Кубка Англии, его капитан признан лучшим французским футболистом года.

РАБОТА И НЕМНОГО ЭКСТРАКЛАССА

Лучшим игроком Франции Виейра был признан по результату традиционного опроса, проведенного журналом France Football среди обладателей этого титула прошлых лет. По той же традиции первое интервью в новом качестве лауреат дал наградившему его еженедельнику.

УПОРХНУВШАЯ СИНИЦА

- Какие чувства испытываете?

- Награда тем более дорога, что это первый мой личный приз. И я счастлив: ведь проголосовали за меня футболисты бывшие и действующие, причем все они игроки не рядовые! Это очень важно - они-то могут судить профессионально.

- Футболисты - одна большая семья?

- Мы все занимаемся одним делом. Те, кто за меня голосовал, знают футбол изнутри. Быть выбранным такими игроками, как Зидан или Платини, - это здорово.

- 2001 год был самым удачным в вашей карьере?

- (Задумывается.) Это был год, когда я стал одним из лидеров в команде. И почувствовал себя в "Арсенале" по-настоящему комфортно. Но все-таки лучшим я бы этот год не назвал. Да, один игрок получил приз, но коллектив-то "пролетел" во многих соревнованиях.

- Действительно, в прошлом сезоне в чемпионате Англии "Арсенал" стал вторым, финал Кубка Лиги проиграл, из Лиги чемпионов вылетел в 1/4 финала. Значит, сезон обманутых надежд?

- Вот именно. Пусть у меня все шло удачно, но футбол - игра коллективная. Остается кусать локти: мы не выполнили того, что намечали. Обидно, ведь потенциально могли достичь большего. Сами виноваты - не показали лучшую игру именно в тот день, когда это было надо. Обижаться не на кого. Вот это меня и бесит! В той же Лиге чемпионов вполне можно было пройти "Валенсию".

- А финал Кубка с "Ливерпулем"? Выигрывали 1:0, а в конце матча все перевернулось...

- Это было ужасно. После Рождества был вообще черный период. Мы проигрывали, "Манчестер" оторвался от нас на 15 очков. Немыслимо! Тогда мы решили сосредоточиться на Лиге чемпионов. Если бы прошли "Валенсию", в полуфинале играли бы с "Лидсом". Но в Испании "пролетели". Наконец, оставалась последняя надежда: Кубок Лиги. И опять - как хорошо все начиналось: голевые моменты, удары по воротам... а закончилось поражением. Хуже не придумаешь! Вот уже синица в руках - и облом. Некоторые матчи проиграли просто по глупости.

- Тем не менее результаты показали достойные. Не все так плохо, согласитесь.

- Дойти до 1/4 финала Лиги чемпионов - не результат. Стать вторыми в чемпионате - тоже. Как и сыграть в финале Кубка. Запоминается только победитель.

ПЕРЕЖИТЬ БЫ ФЕВРАЛЬ

- Может, этот сезон станет сезоном "Арсенала"?

- В том то и дело, что каждый раз мы об этом говорим. Но все-таки прогресс есть, и немалый. В чемпионате дела идут неплохо, в Лиге тоже - там все имеют по победе в группе. Плохо только, что много очков теряем дома. Обычно у нас с декабря по февраль неудачный период. Сейчас вроде бы все не так скверно. Это прибавляет оптимизма. Главное - дойти до финала. И если переживем февраль, мы там будем.

- Тьерри Анри недавно сказал, что английские команды испытывают комплекс "МЮ". Это так?

- В последние годы "МЮ" где только не выигрывал. Многие команды приезжают на "Олд Траффорд" уже обреченными, и это дает манчестерцам психологическое преимущество. Гости и не помышляют о победе: "Не пропустить бы больше одного гола - и то нормально!" Но "Арсенал" - другое дело. Среди нас много иностранцев. Мы уверены в своих силах и приезжаем отнимать у "МЮ" очки. Что и делаем. В том же 98-м, когда стали чемпионами и взяли Кубок Англии, мы обыграли "Манчестер" - 1:0 на его поле. Так что мы "МЮ" не боимся.

- Не кажется ли вам, что "Арсенал" играет слишком мягко?

- Не кажется. Команда на пути становления. С нынешним тренером мы выиграли чемпионат в 98-м и с тех пор всегда на приличном месте. Игра у нас довольно стабильна. И сейчас, именно с этого сезона, надо подниматься на следующий уровень. А для этого - выигрывать.

- А вы лично в 2001 году вышли на новый уровень игры?

- Лично я - без сомнения. И в "Арсенале", и в сборной. Там я долго сидел на скамейке запасных, но теперь мне доверяют как никогда. Я это чувствую и на поле, и в том, что обо мне пишут. Мне это нравится, хотя это и не самоцель. Но я еще не достиг предела.

- И где же этот предел?

- Не знаю. Но знаю, что именно можно улучшить в моей игре. Я хочу быть лучшим в своей профессии и все для этого сделаю.

- Так над чем надо еще поработать?

- Над всем. В том числе над тем, что считают моими козырями. Можно улучшить обработку мяча, удар головой, бежать быстрее, чаще владеть мячом, допускать меньше брака, улучшать технику. Главное - стремиться к совершенствованию.

- Что касается умения забивать, гол "Тоттенхэму" в полуфинале Кубка - прекрасная иллюстрация...

- Да, одно из редких прекрасных воспоминаний сезона. Перед перерывом я сравнял счет - 1:1. Но с моим ростом я мог бы забивать и больше! Особенно в "Арсенале", играющем без "десятки". А в сборной я действую в обороне больше, чем в клубе. Атакуют же то Зизу, то Маню (Зинедин Зидан и Эмманюэль Пети. - Прим. ред.).

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

- Какую роль в вашей карьере сыграл Арсен Венгер?

- Я пришел к нему в команду из "Милана". Он помог мне обрести себя, поверить в свои возможности. "Арсенал" - вообще такой клуб, где чувствуешь себя комфортно. Да и Лондон - идеальное место для самореализации. Здесь французские игроки раскрываются во всем блеске.

- Арсен Венгер недавно продлил контракт еще на четыре года. Неплохая новость, не так ли?

- Для клуба - очень. Ясно, что Арсен старается сохранить эту команду. Он не из тех, кто прерывает контракты, так что в общей сложности проработает с ней 8 лет. Значит, чувствует, что именно здесь может реализовать свои идеи.

- Вы - капитан "Арсенала". Это ли не высшее признание?

- Это приятно, пусть я и временно исполняю капитанские обязанности, пока травмирован Тони Адам. Я горжусь капитанской повязкой. Но она накладывает и больше ответственности - не столько на поле, сколько за его пределами. На поле стараюсь подавать другим пример, брать игру на себя, но не слишком увлекаться. Ведь если пытаешься быть везде одновременно, то в конце концов не будешь нигде. Короче, просто делаю работу как можно лучше и по возможности добавляю немного, так сказать, экстракласса. Я вовсе не собираюсь превышать капитанские полномочия. Подбадриваю ребят, больше других говорю на поле, если требуется, принимаю то или иное решение. Но выделяться во всем, браться за 100 тысяч дел - не мой стиль.

- Звание капитана, видимо, и дисциплинирует: вы не можете себе позволить получить предупреждение или красную карточку?

- Да, ведь я должен показывать пример. Матчи надо заканчивать в полном составе. Естественно, сдерживаю себя, стараюсь быть внимательнее.

- В Англии у вас долго была репутация "плохого парня". В начале прошлого сезона схлопотали два удаления подряд. Что скажете об этом?

- Меня называют грубым? Ну и что? Я из-за этого не выхожу на поле с мыслью: "Боже! Что они обо мне подумают?" Плевать! Я-то знаю, каков я на самом деле, и те, кто меня окружает, тоже это знают. И мне дорого их мнение, а что думают другие, безразлично.

- У вас сложился двойственный образ человека, спокойного в жизни и совершенно не контролируемого на поле. Вы сами это ощущаете?

- Да, чувствую некое раздвоение личности. Некоторые друзья, впервые увидев меня на поле, говорили: мы и не предполагали, что ты можешь быть таким. В жизни я другой, хотя иногда... (Смеется.)

- Если вас назвать не грубым, а просто неуступчивым игроком, - такая оценка вам ближе?

- Конечно! Если я побеждаю, то за счет решительности и желания выиграть все мячи. А на меня навесили ярлык грубого игрока. Я никогда не спорил, если меня удаляли, всегда платил за это штрафы, каялся за то, что из-за меня страдала команда. Ну а правильно меня удаляли или нет - судить другим.

ЛУЧШИЕ В МИРЕ БОЛЕЛЬЩИКИ

- Вам нравится быть в роли любимчика болельщиков "Арсенала"?

- Это здорово! Я приехал в Лондон в 96-м - и с тех пор все идет прекрасно. Налицо прогресс в игре - в "Арсенале" я вышел на новый уровень. Лондон - несравненный, очень динамичный город, здесь у меня полно друзей, я хожу на концерты, кинопремьеры. А что касается болельщиков, так они не очень-то и докучают - разве что два-три автографа попросят.

- Стивен Джеррард из "Ливерпуля" после победы своей команды в финале Кубка сказал, что весь матч любовался вашей игрой. Как вы реагируете на такие комплименты?

- По большому счету никак, хотя, конечно, польщен таким признанием. Но я ведь не могу быть в футболе все 24 часа. Стараюсь отвлечься от него, расслабиться.

- Майкл Оуэн в автобиографии тоже не устает вас нахваливать. А что вы скажете о новом обладателе "Золотого мяча"?

- Он, как и Тьерри Анри, входит в число пяти-шести лучших нападающих мира. Очень расторопен перед воротами противника. Долго может быть незаметным, а потом вдруг возьмет да и обведет пару защитников в штрафной. Как в том же финале Кубка против нас.

- Кого еще из футболистов, выступающих в английском чемпионате, могли бы выделить?

- Пола Скоулза и Райана Гиггза.

- А как вам болельщики "Арсенала"?

- Лучшие в мире! Это уже чисто английское. Игроки приходят и уходят, а болельщики остаются, любовь к клубу передается от дедов к внукам.

- Когда "Арсенал" одержал красивую победу над "Ювентусом" в Лиге чемпионов, Тьерри Анри рассказывал, как болельщики после пробитого им штрафного распевали его имя. Но признался, что большую часть времени трибуны скандировали ваше имя, и ему было немного завидно.

- Это просто кайф - слышать, как скандируют твое имя. В первый раз я услышал это на первых же минутах первого моего матча в сентябре 96-го. Когда 35 000 человек кричат твое имя, это возбуждает, дает второе дыхание. Это особенно важно в тяжелые моменты матча.

- Вы не боитесь лишиться такой поддержки, если уйдете из "Арсенала"?

- Чего бояться? Если я и уйду, то все произойдет открыто и честно. Клуб мне многое дал, и я надеюсь ответить ему тем же. Я уважаю публику, она - меня, поэтому проблем быть не должно.

КЛУБ СЕРДЦА

- Перед началом сезона о вашем уходе ходило много слухов. В частности, говорили, что вас приглашают "Реал" и "Ювентус". Вас это как-то трогало?

- Нет, так как я уже принял решение остаться - "Арсенал" ставил перед собой большие задачи. Даже мысли не было уйти.

- Почему же вы не положили конец слухам?

- Конечно, надо было сделать это сразу. Но хотелось изучить все предложения, взвесить "за" и "против".

- Ходят и другие слухи: будто Венгер дал вам карт-бланш, и вы в конце сезона можете сами решить - уйти или остаться. Это правда?

- Не знаю, что будет в следующем году. У меня до конца контракта еще два года. Конечно, я изучу все предложения, но сейчас говорить об этом рано. Решение приму до чемпионата мира в согласии с Арсеном и клубом.

- Лестно, когда вас приглашают "Реал" и "Ювентус"?

- Конечно. Эти два клуба входят в четверку сильнейших в мире. Любой мечтает там играть. Как, впрочем, и в "Барсе".

- В таких клубах, как "Реал", сумасшедшая атмосфера - даже тренировки снимают на пленку. Как на вас это подействует?

- Я думал об этом. Мне все равно - при публике тренироваться или без нее. Нико (Николя Анелька. - Прим. ред.) мне об этом рассказывал. Все зависит от того, умеешь ли управлять ситуацией.

- А переход в другой английский клуб возможен?

- Деликатный вопрос. И потом, у какого клуба в Англии больше амбиций, чем у "Арсенала"?

- Может быть, вернетесь во Францию?

- Почему бы и нет? Я мало играл во Франции, жалею, что раньше времени уехал за границу и плохо разбираюсь во французском футболе.

- А какая французская команда вам подошла бы?

- Всегда болел за "ПСЖ". Мечтаю ли подписать с ним контракт? Трудно ответить. Я ведь вырос в парижских пригородах, мы с ребятами ходили болеть за "ПСЖ" и поголовно мечтали когда-нибудь там играть. Я продолжаю следить за его результатами, составом команды и т.д. Это клуб моего сердца, потому что это - Париж.

- "ПСЖ" тренирует Луис Фернандес. Благодаря ему вы заиграли в высшем французском дивизионе. Что скажете о нем?

- С подачи Луиса я 20 ноября 1993 года дебютировал в "Нанте". Он не побоялся выпустить меня на поле, да еще на выезде, против сильной команды. А произошло все так: однажды после матча дублеров Луис заговорил со мной. Я был не в лучшем настроении - казалось, что сыграл неважно. И вдруг услышал: "В понедельник тренируешься с основой". В пятницу он повез меня в Нант и в гостинице сказал, что я буду играть. Мы до сих пор общаемся. Я звонил ему и в Бильбао, и теперь в Париж. Говорим обо всем и ни о чем. Я люблю его как человека и никогда не сужу его как тренера. Я знаю, что мне он помог, как и многим молодым игрокам, которым давал свободу самовыражения.

- Что вы скажете о прогрессе английского футбола?

- Зато время, что я здесь, он очень изменился - стал более техничным и исключительно атакующим. На поле идет постоянная борьба, атакуют без оглядки, с полной самоотдачей, врезаясь друг в друга. Это футбол будущего, и не случайно в премьер-лиге столько игроков сборной Франции.

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

- В детстве для вас примером была сборная Бразилии. Теперь у юных в кумирах сборная Франции.

- Это говорит о том, что наша сборная стала другой. После побед на чемпионатах мира и Европы нас боятся. У нас другой имидж. Я этому рад.

- Как вам работается в сборной?

- С тех пор, как я впервые попал в сборную, у меня одно желание - возвращаться туда снова и снова. Я долго ждал своего часа. Мне очень хотелось попасть в основу, и я часто говорил себе, что заслуживаю этого. Но команда побеждала, Дидье (Дешам. - Прим. ред.) с Маню играли безупречно... А я молчал, работал - и в конце концов был вознагражден. Теперь я чувствую, что партнеры меня уважают, и с каждым матчем за сборную все яснее ощущаю, что необходим ей.

- Но не стремитесь к лидерству, не так ли?

- Вопрос характера. Я давно в команде и не хочу примыкать ни к молодым, ни к ветеранам. Я - между ними. Своего рода связующее звено между такими ребятами, как Марсель (Десайи. - Прим. ред.), и новичками. Я играл с обоими поколениями, ко мне обращаются за советами, как делал и я в свое время. Такова логика.

- В 2001 году Франция проиграла трижды - Испании, Австралии и Чили. Тревожный симптом?

- Возможно, это не так плохо. Полезно осознать, что мы не можем считать себя непобедимыми. И что на каждого противника надо настраиваться, так как у него в играх с нами двойная мотивация. Поражения заставляют сконцентрироваться. Проходных матчей не бывает, и мы не самые сильные - именно с такими мыслями надо играть на ЧМ-2002, чтобы быть в боевой форме.

- В прошлом сезоне сборная выиграла Кубок конфедераций. В финале вы забили единственный гол и были названы вторым игроком турнира после Робера Пиреса.

- Там не было звезд - Бразилия играла без своих лучших игроков. Но все-таки турнир был полезен: перед Южной Кореей и Японией надо было что-то выиграть. И мы это сделали.

- На таком же турнире вы забили свои первые два гола за сборную.

- Точно. Первый - дальним ударом Южной Корее. Второй - в финале Японии. Это был как глоток воздуха после 50 матчей за сборную!

СЕНЕГАЛ ЖДЕТ

- Вы уже думаете о ЧМ-2002?

- Пока больше об "Арсенале". Мы должны завоевать то, что запланировали. Конечно, после жеребьевки о чемпионате мира думаю все чаще. Время ведь летит быстро. Но накачивать себя рано. Главное - быть готовым в нужный момент.

- 31 мая в матче открытия вы будете играть с Сенегалом. Страной, где вы родились и жили до 7 лет. Знак судьбы?

- Я горжусь Сенегалом. Его команда будет играть с лучшей командой мира, да еще в матче открытия. Это замечательно! Они там, конечно, все только этого и ждут. Это будет большой праздник для всех сенегальцев. Я недавно говорил по телефону с дедом и бабушкой. Дед как с ума сошел! У него же все друзья в Сенегале, вся родня. Мои родители продолжают говорить на оло - это язык большинства сенегальцев. Я понимаю их, но сам говорить не могу.

- Что для вас Сенегал?

- Там мои корни, мое сердце. Я родился в этой стране, как и мои родители и прародители. С возрастом мой интерес к родине возрастает. После чемпионата мира поеду туда в отпуск. У меня есть и кое-какие деловые планы, связанные с Сенегалом. Надеюсь вложить деньги в одно дело, которое может принести 200 процентов прибыли.

- С кем вы знакомы в сборной Сенегала?

- Со многими. Ближе всего с Диуфом и Сарром. Симпатичные ребята. С приближением чемпионата мира мы все чаще перезваниваемся. Сенегальская сборная сейчас на подъеме и может выиграть у любого. Надеюсь, они вместе с нами выйдут из группы. Хотелось : бы, чтобы какая-нибудь команда из Африки дошла по крайней мере до четвертьфинала. Африканский футбол прогрессирует - вспомните хотя бы победы Камеруна и Нигерии.

- Если Франция займет первое место в группе, в одной восьмой финала вы, скорее всего, выйдете на Аргентину или Англию. Вас такая перспектива не пугает?

- Ни в коем случае. Играть с Аргентиной в одной восьмой или с Бразилией в одной четвертой - какая разница? Чтобы завоевать Кубок, надо выиграть у всех.

- Представляете, какой на вас будет груз ответственности перед болельщиками?

- Конечно. Хотя и меньше, чем на прошлом чемпионате, - ведь он проходил во Франции. Но французы будут верны своей игре - в этом я уверен.

- В "Арсенале" обсуждали результаты жеребьевки - состав-то у вас интернациональный?

- Это было ужасно! Мы обедали, собираясь через несколько часов отправиться на игру с "Ипсвичем", и тут услышали состав группы F. Мы так смеялись! Ведь в "Арсенале", кроме англичан, есть швед Юнгберг и нигериец Кану. И все - в этой группе. Но это никак не повлияло на наши взаимоотношения. Что лишний раз доказывает: "Арсенал" - великий клуб. Остается доказать это турнирными результатами.

- В 25 лет вы уже добились многого. Сознаете ли это?

- Осознаю, когда закончу карьеру. Сейчас я весь в футболе, и оглядываться некогда. Когда все будет закончено, повешу все медали на шею - вот будет смеху! А если в этом сезоне мы выиграем чемпионат или Лигу чемпионов, то и к чемпионату мира у нас крылья вырастут!

- Вне стадиона вы скромняга. Ваша популярность, наверное, объясняется и этим?

- Не знаю. Живу, как живется. Другим, может быть, нужен шоу-бизнес. Мне - нет. Каждому свое. Футболисты сейчас на виду у всех - о них пишут, их показывают. Я же вне стадиона довольствуюсь спокойной жизнью. Иногда могу весь день провести дома перед телевизором. Я вполне устраиваю себя в качестве собственной компании... (Смеется.)