Газета Спорт-Экспресс № 273 (2766) от 27 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ. Регулярный чемпионат |
Сезон - олимпийский, а потому внимание к Павлу Буре особое. Плюс существует повод для беспокойства. Сначала лидер "Флориды" конфликтовал с тренером "Пантер" Дуэйном Саттером, а затем в матче с "Торонто" получил первое в своей карьере сотрясение мозга. Корреспондент "СЭ", озабоченный олимпийскими перспективами вероятного капитана сборной России, позвонил Буре домой во Флориду.
Павел БУРЕ
И ТОГДА КИНЭН ГОВОРИТ:
"НУ ВСЕ, ПАША, БУДУ ТЕБЯ БИТЬ"
Рассказать о своих ноябрьских приключениях общительный капитан "Флориды" согласился без раздумий. Даже несмотря на то, что в ближайшие часы ему предстояло пройти очередное рентгеновское обследование. Дело в том, что врачи "Пантер" на протяжении нескольких дней не могли определить степень серьезности травмы, которую Буре получил в начале прошлой недели. Как известно, тогда он попал под, мягко говоря, сомнительный силовой прием канадского форварда "Торонто" Дарси Такера.
ИСТОРИЯ НАПАДЕНИЙ: ОТ ЧУРЛЫ ДО ТАКЕРА
- Павел, первый и главный вопрос: как ваше самочувствие?
- До сих пор не могу привыкнуть к своему "послеторонтскому" состоянию - в голове периодически что-то начинает звенеть.
- Тем не менее врачи "Флориды" на протяжении недели утверждали, что сотрясения мозга вы не получили.
- Я не врач, чтобы ставить себе диагноз. Но с самого начала не сомневался: сотрясение мозга у меня есть. Хотя бы потому, что впервые в своей хоккейной карьере, включая и годы, проведенные в ЦСКА, уже почти неделю хожу как в тумане.
- После печально известного матча в Торонто в интервью собственному корреспонденту "СЭ" в Канаде Владимиру Димитрову вы сказали, что в ближайшее время намерены посмотреть видеозапись силового приема Такера и определить, был ли он проведен по правилам.
- Признаюсь, запись того матча так и не посмотрел. Честно говоря, нет особого желания анализировать то, как я головой врезаюсь в борт и теряю несколько зубов. В любом случае уверен: прием Такера чистым не был. Прежде всего потому, что я находился на некотором расстоянии от борта, - в таких ситуациях любое столкновение может привести к болезненному удару о борт и, как следствие, к травме.
- У Такера в НХЛ репутация игрока-провокатора. У вас уже есть многолетний опыт борьбы с хоккеистами такого плана. Почему же вы оказались не готовы к его атаке?
- Конечно, когда выходишь на лед, догадываешься, кто сегодня будет против тебя персонально играть. Но в том эпизоде к столкновению я действительно готов не был. Да и не моя это задача - следить за самыми агрессивными игроками противника.
- Помню, как в середине 90-х, играя в "Ванкувере", в борьбе с игроком, подобным Такеру, вы однажды смогли "сыграть" на опережение и даже заработали дисквалификацию.
- Да, был такой эпизод. Весь матч меня преследовал боец "Далласа" Шейн Чурла, и в конце концов пришлось от него отмахнуться. Больше Чурла ко мне не приближался. Хотя, уверен, зря НХЛ меня тогда дисквалифицировала. Зря лига оставила без внимания и прием Такера. Вспоминая же ванкуверские годы, не могу не сказать, что подобных проблем в канадском клубе у меня больше не возникало - рядом всегда находился Джино Оджик. Мой лучший друг и телохранитель, хотя это слово и не совсем применимо к хоккеисту.
КОНФЛИКТА НЕТ. ЕСТЬ ТРЕНИЯ
- Многих российских болельщиков взволновала не только ваша травма, но и конфликт с главным тренером "Флориды" Дуэйном Саттером. "СЭ" подробно информировал о нем своих читателей.
- Да, я в курсе, что вы об этом писали. Сразу скажу, что по большому счету до конфликта история наших взаимоотношений с Саттером недотягивает. Я бы говорил скорее о наших расхождениях, которые мы обсуждаем в рабочем порядке - путем встреч и диалогов.
- Можете сформулировать суть этих расхождений?
- Акцентирую внимание болельщиков: я не тренер, чтобы определять тактику команды, а потому вовсе не пытаюсь навязывать Саттеру свое мнение. Он предлагает хоккеистам "Флориды" играть в силовой оборонительный хоккей, и это его право. Ему отвечать за результат. Другое дело, что, с моей точки зрения, вряд ли имеет смысл стричь всех под одну гребенку. Уже почти 10 лет подряд Павел Буре доказывает, что является одним из лучших снайперов во всей лиге. А какую пользу тот же Буре может принести "Флориде" в роли игрока-разрушителя, который почти все время проводит у синей линии своей зоны? Ни-ка-кой. Согласны?
- Согласен. В связи с этим считаю, что ваша травма как раз и стала следствием новой тактики Саттера, который "убрал" вас с чистого льда и попросил побольше внимания уделять борьбе у бортов с игроками уровня Такера.
- Я бы не хотел обсуждать действия тренера.
ЖЕЛЕЗНЫЙ МАЙК - ВОТ ЭТО ТРЕНЕР!
- А что за человек этот Саттер - один из представителей самой многочисленной НХЛовской династии?
- Знаете, мы все в НХЛ люди тяжелые. Дуэйн - не исключение. У него свои взгляды на жизнь и хоккей, у меня - свои. Но это не мешает нам сотрудничать.
- Слышал, что его братья, ныне возглавляющие "Чикаго" и "Сан-Хосе", могут в раздевалке запустить под потолок ведро с мусором или ударом ноги расколошматить дверь...
- Думаю, что все, что происходит в раздевалке "Флориды", должно там и остаться. В Северной Америке есть такой негласный закон: не обсуждать в прессе закулисную жизнь команды.
- Хорошо, тогда зайдем с другой стороны. Кого из своих тренеров в НХЛ вы можете охарактеризовать только добрыми словами?
- Прежде всего Майка Кинэна, а также Пэта Куинна и Терри Мюррея. Под руководством последнего я провел во "Флориде" первые два сезона, и он предоставлял мне полную свободу. Никаких проблем с Мюрреем не было, и напрасно полтора года назад в газетах писали, будто бы его уволили с моей подачи. Что же касается Куинна, то при нем я делал в "Ванкувере" свои первые шаги в НХЛ. И именно он знакомил меня со спецификой заокеанского хоккея.
- Любопытное совпадение: Куинн сегодня работает в "Торонто", и, по логике, именно он натравил на вас Такера!
- Действительно, любопытно. Хотя, уверен, Такер действовал по личной инициативе.
- Не ожидал, что в списке личных симпатий вы отметите Майка Кинэна. Ведь ванкуверские газеты в свое время много писали о ваших конфликтах с Железным Майком.
- Уверяю вас: все эти конфликты придуманы журналистами! Вспоминаю такую веселую историю. Еду я как-то в Ванкувере на тренировку, раскрываю газету, а там на первой полосе аршинными буквами написано: "БУРЕ ОБЪЯВЛЯЕТ КИНЭНУ ВОЙНУ!" Приезжаю на стадион, выхожу из машины и... нос к носу сталкиваюсь с Железным Майком. Показываю ему газету, и мы оба начинаем громко смеяться. А затем Кинэн говорит: "Ну все, Паша, теперь я буду тебя бить. Просто вынужден это делать..."
КИНЭН КРИЧИТ, НО ПО ПОЧКАМ НЕ БЬЕТ
- Побил?
- Конечно, нет. Вообще Кинэна вспоминаю с ностальгией - особенно в последнее время. Вот кто никогда никого не переучивал. Вот кто всегда использовал твои лучшие качества. При этом, что любопытно. Железный Майк всегда считался консерватором - его команды, как, кстати, и мой нынешний клуб, показывали исключительно силовой хоккей. Только атакующий, а не сугубо оборонительный...
- Говорят, и в "Ванкувере", и в "Рейнджерс", который в сезоне-94 отнял у вас Кубок Стэнли, Кинэн вел себя в раздевалке и на скамейке даже агрессивнее, чем братья Саттеры. В "Рейнджерс" он по слухам бил некоторых своих игроков по почкам.
- Никогда ни о чем подобном не слышал. А вот покричать Майк и впрямь любил. Да и многие его решения - например, постоянные замены вратарей - у болельщиков и хоккеистов вызывали неоднозначную реакцию.
- Слышал, что в "Ванкувере" он в раздевалке однажды вызвал на бой Дональда Брашира - лучшего "полицейского" едва ли не всей НХЛ.
- Вынужден повторить: то, что происходит в раздевалке, не должно выплескиваться на страницы газет. В противном случае о хоккее журналисты писать перестанут - слишком уж много событий разворачивается в НХЛ за кулисами.
ИДЕАЛЬНЫЙ ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ
- Какая команда более дружная - нынешняя "Флорида" или "Ванкувер" середины 90-х?
- Уверяю вас: в НХЛ все команды одинаково дружные. Специфика "Кэнакс" в том, что он базируется в Канаде, где все буквально помешаны на хоккее. Во Флориде же к игрокам относятся поспокойнее. Соответственно, и ведут они себя более раскованно. Да и климат в Ванкувере и Майами, сами понимаете, разный.
- Кого из североамериканских хоккеистов "Флориды" вы считаете своим лучшим другом?
- Валерия Буре (смеется). Если же говорить серьезно, то у меня со всеми ровные отношения. По вполне понятным причинам чаще общаюсь с братом, а также с другими российскими легионерами клуба - Виктором Козловым, Иваном Новосельцевым, Денисом Швидким.
- Что скажете об афроамериканце Питере Уоррелле, который считается вашим телохранителем?
- Отличный парень. По-моему, за последние два года он не уступил ни в одном столкновении. Словом, работает на льду безупречно.
- С индейцем Оджиком можете его сравнить?
- При всем уважении к Уорреллу - нет. Джино для меня всегда будет являться примером идеального телохранителя.
ИНДЕЕЦ-СНАЙПЕР ПО ИМЕНИ Буре
- Вы в курсе, что совсем недавно Оджика отправили в фарм-клуб "Монреаля"?
- Конечно, ведь мы с ним постоянно созваниваемся. У Джино хроническая травма спины, и он сам попросил тренеров "Канадиенс" отправить себя на восстановление в низшую лигу. (На самом деле все не так просто. Две недели назад в "Монреале" были возмущены поведением Оджика, который в ходе матча со своим бывшим клубом "Ванкувером" - не рискнул ввязаться в кулачный бой с Браширом, устроившим охоту за лидерами "Канадцев". В результате уже на следующий день друга Буре отправили в АХЛ и, судя по всему, его карьера в НХЛ завершена. - И.Л.).
- Как дела у сына Оджика, которому Джино дал имя - Буре?
- Отлично. Я часто с ним разговариваю и знаю, что он уже делает первые шаги на льду. Надеюсь, вскоре в НХЛ появится еще один снайпер Буре. Но только не с такой фамилией, а с таким именем! Кстати, еще за несколько месяцев до того, как у семьи Оджик родился младший сын, я знал, что его назовут Буре.
- А когда вернется в строй снайпер по фамилии Буре и по имени Валерий?
- У него все идет по плану. После операции на колене Валера частично восстановился и уже отказался от костылей. На этой неделе он планирует начать легкие тренировки на льду, и, надеюсь, до Нового года мой брат вернется в строй. Он нам во "Флориде" сейчас просто необходим.
МЕССЬЕ ПЛАКАЛ, ЙОКИНЕН МЕЧТАЕТ
- Теперь - об Олимпиаде. Выступая за "Флориду", думает ли вероятный капитан сборной России о турнире в Солт-Лейк-Сити?
- А как же! Чуть ли не каждый день созваниваюсь с Вячеславом Фетисовым. В прошедший уик-энд моя "Флорида" играла с его "Нью-Джерси", и мы встретились уже во второй раз за 10 дней. Кроме того, напомню, не так давно нас с Фетисовым пригласили в Вашингтон - на беседу с президентом России Владимиром Путиным.
- Вы даете Фетисову какие-то советы?
- Нет, ведь он - тренер сборной, а я - всего лишь ее игрок.
- С кем лично вам будет на Олимпиаде легче играть - с североамериканскими сборными или с европейскими?
- Сегодня в мире есть 6 - 7 абсолютно равных команд. И, поверьте, по стилю игры европейцы от североамериканцев уже ничем не отличаются.
- На каком этапе турнира сборной России придется тяжелее всего?
- Не сомневаюсь, что особое внимание мы обязаны уделить четвертьфиналу, который определит главных неудачников турнира. При нынешней формуле именно 1/4 финала станет кульминацией хоккейной программы Олимпиады.
- Нужно ли нам опасаться судей, большинство из которых будут представлять Новый Свет?
- Думаю, да.
- Знаете ли вы о существовании в сборной России так называемых "отказников", в числе которых называются фамилии Могильного, Федорова и Зубова?
- Знаю. Мне неприятно и обидно об этом слышать. Приведу такой пример: у нас во "Флориде" есть молодой финн Оли Йокинен, который, знаю, и днем, и ночью мечтает только об одном - завоевать путевку на Олимпиаду. Не могу забыть и пример моего одноклубника по "Ванкуверу" Марка Мессье. Этот великолепный мастер, завоевавший все трофеи заокеанского хоккея, четыре года назад был до слез огорчен, когда узнал, что канадцы не взяли его на Игры в Нагано! У нас же, как ни жаль, с желанием бороться за свою страну порой возникают проблемы.
- Как вы считаете, необходимо ли Фетисову бороться за "отказников"?
- А вы в "СЭ" проведите опрос на эту тему. Лично мне кажется, что формулировка "необходимо" вряд ли окажется популярной.
Игорь ЛАРИН