Газета Спорт-Экспресс № 266 (2759) от 19 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

19 ноября 2001

19 ноября 2001 | Олимпиада

SALT LAKE2002. 8-24 ФЕВРАЛЯ

ДО ОТКРЫТИЯ XIX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 82 ДНЯ

ФРИСТАЙЛ

Среди олимпийских дисциплин это одна из самых молодых: Солт-Лейк-Сити в ее истории - всего лишь четвертая Олимпиада. У нас фристайл тоже принято считать молодым видом, хотя в России он зародился чуть ли не сто лет назад, когда и слова-то такого еще не изобрели.

10 ТЫСЯЧ УДАРОВ ПО ПЯТКАМ

Казалось бы, какой в первой половине прошлого века мог быть балет на лыжах? На допотопных, да еще без музыки - не под патефон же на горе танцевать? Однако в 1926 году немец Фритц Руэль выпустил книгу о танцах на лыжах, где описал несколько классических "па". Прошло еще сорок лет, и в США создали первую школу лыжного балета. Начали проводить Кубки мира, где танцы продолжительностью 2-2,5 минуты исполнялись на склонах длиной 250 и шириной 35 метров.

Акробатика на лыжах тоже известна давно. Еще до революции по выходным на Воробьевых горах в Москве отчаянные лыжники прыгали со снежных трамплинов так высоко и далеко, что иные, если верить "Московским ведомостям", успевали в полете сорвать с себя верхнюю одежду. В 1927 году было исполнено первое в СССР сальто на лыжах. Полвека спустя Андрей Гребенников сделал двойное сальто. Ныне акробаты на официальных соревнованиях обязаны сделать два прыжка, для чего в их распоряжении три трамплина разной высоты.

Могул - слалом меж снежных бугров. На горных курортах в особо снежные сезоны таких на склонах предостаточно - упертые лыжники спускаются по одним и тем же маршрутам и превращают ровные плоские склоны в подобие стиральных досок. Первый могулист - тот, кто ринулся вниз напролом через бугры. Во время спортивного спуска длиной 250 метров могулисты обязаны сделать два разных прыжка.

Балет, акробатика и могул - три дисциплины фристайла. Однако в олимпийскую программу вошли только две последние. Балет, по непонятным причинам отвергнутый, зачах и сейчас при смерти - ни Кубков мира, ни российского чемпионата больше не проводится....

БАЛЕРИНА С КУХНИ

- Расскажите про ваше двойное сальто в 77-м, - прошу тренера сборной России по фристайлу Андрея Гребенникова. Мы сидим в его комнате на базе ЦСКА в Ватутинках. У сборников сейчас по программе сауна, а у тренера - "окно". Куда я и влезаю со своими расспросами.

- Тогда в Америке был настоящий бум фристайла. До СССР через прессу тоже отголоски доносились. Было нас поначалу человек восемь энтузиастов. Катались для себя, экспериментировали. В 77-м в деревне Горки Дмитровского района на склоне сделали снежный трамплин, и я сделал двойное сальто.

- Трамплин? Уменьшенный вариант того, что на Ленинских горах?

- Да нет! У нас трамплином называется только подбрасывающая поверхность в конце разгона.

- На каких лыжах крутились?

- В то время появились специальные укороченные австрийские лыжи с загнутыми пятками - ездить можно и задом, и передом. Увидел одну такую пару на выставке "Спорт, туризм и что-то еще..." в Москве и купил - без проблем и недорого: ведь никого, кроме меня, такие не интересовали... Прыгали поначалу со страховкой - хорошую кучу снега сгребали на месте приземления... Освоившись, начали даже что-то типа показательных выступлений устраивать - не только по акробатике, но и по балету. А в мае 85-го фристайл в СССР стал официальным видом спорта и начал стремительно развиваться. Привлекли специалистов и спортсменов из других видов - акробатики, батута, спортивной гимнастики, фигурного катания. Перешли во фристайл заслуженный мастер спорта по прыжкам в воду Володя Алейник, мастера международного класса Юра Кавырзанов из гимнастики, Андрей Лисицкий из батута...

- И горнолыжники, наверное...

- Как ни странно, очень мало. В основном в могул.

- А балерин откуда брали? Из фигурного катания?

- И оттуда тоже. А вот Лену Баталову, будущую чемпионку мира - вообще... с ресторанной кухни. Она была кандидатом в мастера спорта по гимнастике, но всерьез уже не тренировалась. Закончила кулинарный техникум, резала салаты в ресторане... Оттуда и взяли. Век спортсмена в той же гимнастике или акробатике недолог. В 18 лет гимнасты уже сходят. Вот и шли к нам. Переходили целыми группами со своими тренерами. Вячеслав Акиньшин привел человек шесть своих батутистов, чемпион СССР по батуту Николай Козеко из Минска - своих... А нашей задачей было поставить этих людей на лыжи.

- Много отсеялось?

- Не более 20 процентов. Алейник, кстати, тоже, хотя он и двукратный чемпион Европы по прыжкам в воду. Двойное сальто оказалось его пределом. В 26 лет поздно развивать новую координацию. Он-то привык работать с весом своего тела, а тут навесили на ноги еще 10 килограммов снаряжения! Но 80 процентов оставшихся дали результат. Четыре года спустя у нас уже был первый чемпион Европы в многоборье - Сергей Шуплецов. А когда Елизавета Кожевникова в 92-м заняла второе место на Олимпиаде в Альбервилле, это стало сенсацией - уж очень быстро русские подготовили профессионала такого уровня! За пять лет центры подготовки фристайлистов появились по всему Союзу: в Москве, Ленинграде, Кировске Мурманской области, Минске, Киеве, Ровно, Николаеве (там, кстати, построили первый в СССР водный трамплин для подготовки акробатов летом), в Красноярске, Томске, Чусовой, на Камчатке, в Ташкенте, Алма-Ате, Душанбе - вот уже 14 точек насчитали... Сейчас половины из них нет. Денег не хватает, а фристайл требует очень хорошей базы. Зимой необходимы специальная гора, трамплины, летом - водный трамплин...

БАЛЕТ "УБИЛИ" АМЕРИКАНЦЫ

- Трудно было фристайлу пробиться на Олимпийские игры?

- Конечно. Главное, надо было убедить Олимпийский комитет, что у нас все в порядке с судейством: чиновникам казалось, что слишком много субъективизма в оценках. А остальным требованиям фристайл удовлетворял: федерации не меньше чем в 15 странах, соревнования есть и женские, и мужские... Сначала в Калгари разрешили показательные выступления. Всем понравилось: акробатика привлекла чуть ли не 100 тысяч зрителей! Могул смотрели 90 тысяч, балет - около 30. И в 1992 году в Альбервилле в программу включили могул.

- Для акробатики чиновники созрели не сразу - экстремальный спорт...

- Да. Говорили, травматизм слишком большой. Действительно, вначале, когда все кинулись делать сальто, не освоив толком лыжи, травм было много. Но когда разработали четкие правила, перекрыли кислород авантюризму, травм стало даже меньше, чем в горных лыжах. В 1994 году акробатика дебютировала на Играх в Лиллехаммере, и первое место заняла Лина Черязова из Узбекистана.

- Ну, а балет?

- Эх! В балете мы были сильнее всех. Такие элементы не делали нигде - ни в Америке, ни в Канаде... Сальто, перевороты через палки, прыжки в три оборота! Три чемпионки мира! Но американцы балет "породили", они же его и "убили". Почувствовали, что ничего им больше там не светит.

- Так в каком сейчас состоянии балет?

- Ни в каком! С прошлого года не проводят по нему соревнований - и все!

- А спортсмены куда делись?

- Инструкторами работают. Одна из наших девушек замуж вышла за итальянца... Некоторые перешли в другие виды фристайла. Вот Ольга Королева стала акробаткой. Для балета она была слишком... фигуристая, что ли. Сейчас делает тройное сальто - всего пять женщин в мире такое крутят.

СТРИПТИЗ В ПОЛЕТЕ

- Какой прыжок самый сложный?

- Четверное сальто с тремя пируэтами - винтами... Крутят и с группировкой, и согнувшись. Но самое красивое - выпрямившись с пируэтами. Во фристайле сальто смотрятся совсем иначе, чем в спортивной гимнастике. Там все очень быстро - раз, два и готово! А у нас - амплитуда! Лыжи крутятся, как пропеллер. Иногда спортсмену непонятно, почему ему поставили оценку ниже, чем другому. Вроде прыжок он сделал такой же сложный. Но просто другой на пять метров выше взлетел! Красивее вышло...

- Акробат, наверное, должен быть маленьким и юрким...

- Лучшая конституция для лыжника - когда центр тяжести как можно ближе к лыжам. То есть ноги короткие, тело длинное. А вот вы видели Сашу Михайлова? (Только что в комнату заглянул с каким-то вопросом длинный и худой мужчина.) У него, казалось бы, фигура совершенно неподходящая. Зато длинное легкое тело хорошо смотрится в воздухе. Эстетика! А что маленький, юркий - крутанул и уехал. Этому же надо выпрыгнуть повыше... Кривых и горбатых у нас точно нет. Хотя есть толстенькие...

- Сальто сначала крутят на батуте?

- Да, большинство видов. Но для сложных прыжков - тех же тройных - необходим водный трамплин. В России таких нет, так что возим сборников в Швейцарию, Францию, Австрию, Америку..

- Такое специфическое сооружение?

- Трамплин стоит на краю бассейна. Уклон - 30 градусов, длина 60 метров. Расстояние до воды от крайней точки трамплина для одиночного сальто - 410 см, для двойного - 680, для тройного и четверного - 710. Покрытие пластиковое. Оно поливается водой, чтобы уменьшить трение. Но во время спуска воду не льют - чтобы капли не попали в глаза. Лыжи жестче, чем для снежного трамплина, ведь о воду удар сильнее. Чтобы уменьшить удар, нажимается кнопка и снизу пускается воздух - лыжник падает на такую воздушную подушку безопасности...

- Если поздно нажал...

- Не смертельно, но, как говорят спортсмены: "Уберите этого товарища!" Лучше, если на кнопке твой тренер... На водных трамплинах проводятся и свои соревнования, даже Кубки мира. В финале крутят четверные сальто! Публика в восторге, особенно от ночных шоу! Фантастическая картина - лыжник в лучах прожектора возникает на фоне черного неба...

- Почему же в России нет ни одного?

- Такая штука, самая дешевая, стоит 800 тысяч долларов. Есть и переносные - смонтировать можно и в бассейне, и на берегу какого-нибудь пруда. На Западе такие трамплины приносят деньги: лыжники устраивают шоу, выполняют парные прыжки, групповые - до десяти человек одновременно. Я видел даже стриптиз в полете!

16 ЛЕТ - ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ

- Профессиональные травмы есть?

- Три четверти всех травм приходится на колени - боковые связки, мениски. В могуле особенно велика нагрузка на боковые связки - ведь туловище едет по прямой, а ноги все время "маневрируют". Необходим мощный связочный аппарат, мощные бедра - особенно четырехглавая мышца. Представьте себе: на трассе 50 бугров - 50 ударов за один спуск. За тренировку раз десять съедут - 500 ударов. Катаются на лыжах 200 дней в году - 10 тысяч... Вот у того же Михайлова обе ноги прооперированы по три раза каждая! Правда, ему 31 год.

- По возрасту положено...

- Да не обязательно! Наоборот, наиболее травмоопасный возраст - 16 лет. Человек растет, масса тела увеличивается, а кости и связочный аппарат отстают в росте. Но не может быть спорта без травм! Разве что гольф.

- В вашей практике серьезные травмы были?

- В начале 80-х... Когда все кинулись во фристайл, не освоив толком лыжи. В 87-м одна белорусская спортсменка сломала позвоночник. Сейчас ходит, но... плохо. Был случай с могулистом: готовясь на батуте к Олимпиаде в 91-м, упал на голову и сломал шею - парализовало частично. Черязова Лина ударилась затылком о водный трамплин в момент прыжка на скорости 60 км в час. Но вернулась в спорт! В Нагано выступала и заняла 12-е место.

ВПЕРЕД КРУТИТЬ СЛОЖНЕЕ

- Что за прыжки в могуле?

- Прямые. Мужики улетают на 15-25 метров! Удары при приземлении сильные - иногда крепления отваливаются, лыжи ломаются... Во время полета делают разные фигуры: шпагат, шаги, твист... Сальто запрещены. Некоторые все равно крутят, даже на Кубках мира. Канадца Ивана Дибви за это дисквалифицировали, еще одного австралийца. Крутят не только назад, но и вперед. Это, конечно, сложнее: когда человек делает вращение назад, он раньше видит приземление, а если вперед - ноги как бы закрывают ему обзор. Но сейчас идет дискуссия, и, возможно, скоро сальто разрешат и в могуле.

- Насколько важна в могуле скорость?

- Это не главное - только 25 процентов от общей оценки. Столько же - доля прыжков. А главное (50 процентов) - техника спуска, то есть мягкость, отсутствие лишних движений. Спортсмен может показать лучшее время, а общий балл получить низкий. Потому что он не контролировал скорость, его просто несло... Какая уж тут техника?

- Как это можно - разложить оценку на составляющие?

- У нас четкая специализация судей: одни оценивают спуск, другие - прыжки. В акробатике - то же самое: общий балл складывается из того, насколько четко оттолкнулся человек (20 процентов), приземлился (30), остальное (50) - техника полета. Правда, поскольку всегда боролись за безопасность прыжка, доля приземления на самом деле была гораздо больше. 30 процентов выливались чуть ли не в 70! Обосновывали это так: приземлился не чисто, коснулся рукой или задом снега - значит, техника полета плохая. Баллы складывают, потом результат умножают на коэффициент трудности прыжка (сальто, к примеру, - 2,01, двойное с винтами - 3,15, четверное - 4,35), и получается итоговая оценка...

КАМЕРНЫЙ СПОРТ

- Как с массовостью? Здорово снизилась за эпоху капитализма?

- Не то слово! Правда, что касается акробатов, они и раньше были товаром штучным. Есть шестнадцать человек на всю Россию - и все! Здесь потока быть не может.

- Ну, а сойдут эти шестнадцать...

- Будут другие шестнадцать, которых найдем в гимнастике, акробатике, поставим на лыжи. С могулом-то в смысле массовости попроще.

- Государство что-то подкидывает?

- Детский спорт - на нулях. ДЮСШ держатся на взносах родителей и спонсорах. Ну а сборной деньги дают. Ребята учатся в училище олимпийского резерва, получают стипендию с 9-го класса - порядка 2 тысяч рублей... 260-280 дней в году на сборах - там вообще на полном обеспечении, их кормят. Спасибо еще спонсорам. Есть такая компания "Спортмастер" - там менеджером работает наш бывший член сборной по могулу, призер Кубка мира Андрей Иванов, - она здорово помогает нашей олимпийской команде... Но спорт наш - камерный, есть 14 человек сборников, их и лелеем. Тот же вариант, как во Франции женский биатлон. Ну нет во Франции биатлона как вида спорта! Занимаются им полтора десятка человек, но золото в командном зачете берут. И таких камерных видов спорта не так мало, как кажется. Гимнастика хотя бы: насколько она была массовой в советское время и насколько сейчас камерная! Раз в десять стало меньше спортсменов. Нет теперь денег, чтобы тащить спортсмена десять лет. Жесткий отбор происходит в первые 2-3 года.

- Кто занимается фристайлом? Дети "новых русских"?

- Нет! Этих товарищей у нас пока нет. Больше выходцев из семей интеллигенции и бывших спортсменов.

ВВЕРХ НА ЧЕТЫРЕ ЭТАЖА

- Как делают трамплин?

- Нужна гора разгона, потом горизонтальный участок, называется "транзит", 20 метров в длину и 20 в ширину. В конце транзита стоят трамплины. Для одинарного сальто высотой 230 см, для двойного - 360, для тройного и четверного - 410.

- А если сделать трамплин повыше - можно и шестерное, наверное, крутануть?

- Не представляю, каким крепким должен быть человек, чтобы выдержать такой удар! Когда тройное крутят, взлетают чуть ли не на 18 метров! Это же высота четырехэтажного здания! Чтобы не разбиться, склон приземления перед прыжком взрыхляют до глубины 60 см, а потом утаптывают - чтобы он был ровный и достаточно твердый в верхней части, а нижний слой служил амортизатором. Кривую трамплина вырезают в снегу по определенному шаблону. Это делают так называемые шейперы. У них набиты рука и глаз - за сезон шейпер вырезает больше десятка трамплинов!

- Зачем вырезать? Нельзя сделать какой-нибудь деревянный, покрыть его снегом?

- Жесткость не та. Трамплин будет играть под ногами, "бить" по ногам. А снег имеет равномерную жесткость, не дает сбоев на взлете. В акробатике очень важно четко оттолкнуться! Но есть проблема - когда много участников, лыжи как бы режут трамплин, и кривизна его меняется... Тогда его "ремонтируют" - лепят из мокрого снега и потом снова вырезают нужную кривую.

- А гору для могула как готовят?

- Нужен склон крутизной 24-30 процента и длиной не меньше 210 метров. И большое количество снега - чтобы покрыть склон буграми, то бишь кучками высотой 1,5-2 метра. Делают это двумя способами. Первый: ставятся вешки в шахматном порядке и запускаются лыжники. После такого массового слалома дня через три-четыре на месте вешек возникают бугры. Их потом чуть дорабатывают лопатами. Второй способ - автоматический. Едет по склону специальная машина, ратрак называется, и ковшом формирует бугры.

- Водой не поливают для прочности?

- Тогда очень сильные удары будут по голеностопу. Но после каждой тренировки бугры ремонтируют, подсыпают снег, где надо. Места, где приземляются после прыжков, разрыхляют...

"БАЛЕТНЫЕ" ОТ ВИЛСА

- Лыжи для фристайла короче горных. Когда все начиналось, видимо, умельцы просто укорачивали горные?

- Нет. К тому моменту для акробатики уже появились уменьшенные, 150-160 см, прочные лыжи серии "Компакт". А бугристы всегда использовали обыкновенные горнолыжные. Уже выпускали на Западе и совсем короткие лыжи для балета, 140 см длиной, с загнутыми пятками и очень жесткие - ведь в балете надо вставать на носки, приземляться на пятки, разные вращения делать, двигаться задом наперед. Но лучшие в мире балетные лыжи мелкими экспериментальными партиями позже начал выпускать наш ВИЛС - Всесоюзный институт легких сплавов.

- Дорогой спорт? Лыжи во фристайле ломаются, наверное, чаще, чем у горнолыжников?

- Акробату лыжи в среднем служат сезон. Нужно иметь три пары. Но стоят они раза в два дешевле горных того же класса - где-то по 150 долларов.

- Еще какое снаряжение?

- Акробаты прыгают в шлемах, без палок. У могулистов, в отличие от горнолыжников, палки прямые.

- Мази используете?

- Скорости в фристайле значительно ниже, чем в горных лыжах: в могуле - километров до 40 в час. Поэтому лыжи не требуют такой филигранной подготовки, не нужен и специальный смазчик. У нас лыжи спортсмен готовит сам, обычно две пары на случай изменения погоды. Ведь разминка обычно начинается утром, а соревнования - днем, когда становится теплее и меняется структура снега.

АКРОБАТКИ

Через полчаса - собрание у тренера, с которого меня вежливо попросят. Потом ужин. А пока в комнате № 8 Оля читает, одна Аня задумалась над сканвордом, другая валяется на кровати. Интервью? (Явно удивлены.) Пожалуйста! Журналист "СЭ" со своими вопросами - хоть маленькое, но развлечение, вдруг возникшее в жестком расписании дня.

Оля Королева, 23 года, победитель "Гран-при" Кубка Европы 2001 года по акробатике: "Я довольно успешно занималась фигурным катанием в одиночном разряде. В 14 лет - кандидат в мастера. Вдруг позвонили: "Хочешь заняться фристайлом?" "С удовольствием. А что это такое?" Поехали осенью на сборы на Кавказ, в Тэрскол. Человек 12 нас было начинающих - в основном из фигурного катания. "Будете, - говорят, - балетом заниматься". На лыжах до этого кататься совсем не умела, но встала и поехала. Вернулась в Москву загорелая, думаю: и зачем мне это фигурное катание? Каток, четыре стены, а там так все красиво, горы, солнце... Еще месяца два занималась и тем и другим, потом пошла к тренеру по фигурному катанию: "Мне больше нравится фристайл".

Через два года на сборах под Ташкентом тренер говорит: давайте попробуем сальто прыгнуть. Ну и прыгнула! Честно скажу - совершенно не страшно было. Лет-то мало, да и азарт. Так постепенно в акробатику и перебралась. Тем более что балет уже начал сходить с мировой арены. Сейчас кручу тройное сальто с двумя винтами. Для женщины - сложность практически максимальная. Правда, одна австралийка крутит побольше".

Аня Белых, 17 лет, 4-е место на юниорском ЧМ-2001 по акробатике: "Я занималась спортивной гимнастикой в ЦСКА, была кандидатом в мастера и даже по мастерам уже выступала. Но тут ушел от нас тренер. Было мне 12 лет. Андрей Леонидович (Гребенников. - Прим. Д.Т.) и предложил перейти во фристайл. Решила попробовать. И не жалею. Начали нас на Ленинских горах учить кататься на лыжах. Через неделю уже более или менее свободно поехали. А сальто первое сделала через полгода - в Чусовой. В первый раз не страшно - прыгнула, и все. Во второй раз уже сложнее - не просто прыгнуть надо, а какие-то ошибки не повторять. .. Но я уже довольно обкрученная была - в гимнастике. Сейчас кручу два сальто с тремя винтами. А тройные мне еще запрещено по возрасту".

Аня Зукаль, 16 лет, победительница юниорского ЧМ-2001 по акробатике: "Я из Ташкента. Мама, велосипедистка, решила меня в пять лет отдать в спорт, только не знала, в какой. Привела в гимнастический зал, а тренер говорит: давайте ее во фристайле попробуем! А что это такое? Лыжи, говорит, трамплины... Мама: "Ой, как здорово! Научат ее кататься на лыжах, а потом и бросить можно! Будем всей семьей кататься!" Но втянулась я в это дело и бросить не смогла. Лет в десять сделала первое сальто. Потом в Ташкенте начались финансовые проблемы. И мне еще с тремя ребятами предложили переехать в Москву. Живем здесь в спортивном общежитии. За два года еще ни разу дома не была. Мама и папа по разу приезжали. Перезваниваемся, письма пишем. Первый год скучала, а сейчас отвыкла уже от дома. Зато теперь сальто прыгаю двойное с двумя винтами..."

Дмитрий ТУМАНОВ

КУБОК МИPA-2001/2002

1 декабря

Тинь (Франция)

14-15 декабря

Стимбоут (США)

6 января

Оберстдорф (Германия)

11-12 января

Сен-Лари (Франция)

12-13 января

Мон-Трамблан (Канада)

18-20 января

Лейк-Плэсид (США)

26-27 января

Блэкком/Уистлер (Канада)

2-3 марта

Инавасиро (Япония)

9-10 марта

Мадарао Коген (Япония)

16 марта

Химос (Финляндия)