Газета Спорт-Экспресс № 231 (2724) от 8 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕ-2002. Отборочный турнир. Молодежные команды |
НЕ ЗАДЕРЖИВАЙТЕСЬ НА МОСТУ, РЕБЯТА!
Теперь, когда утихли страсти на поле и на трибунах подмосковного стадиона "Сатурн", когда одновременно с последней трелью судейского свистка угловатого бельгийца Хейге прозвучал заключительный аккорд тромбона духового оркестра болельщиков, неумолкавшего ни на минуту в течение двух таймов игры, когда высохли слезы на щеках рыдавшего на ярко-зеленом газоне футболиста в синем тренировочном костюме (он закрыл лицо руками, но, по-моему, это был Гогниев), когда опустела ложа для почетных гостей, из которой наблюдали этот триллер, переживая и выказывая эмоции не меньше рядовых зрителей, президент РФС Вячеслав Колосков и два генерала - армейский Борис Громов и футбольный Никита Симонян, когда в осенних сумерках три четверти часа после окончания поединка два бывших партнера главного тренера российской "молодежки" по московской команде железнодорожников, а ныне его коллеги Юрий Семин из "Локомотива" и Владимир Шевчук из "Сатурна" с погасшими глазами, словно обидная неудача постигла их команды, обсуждали, с одной стороны, банальную, а с другой - вечную, как мир, тему: "Что такое не везет и как с этим бороться", когда сам Валерий Газзаев, давно научившийся, выражаясь языком боксеров, держать удар и достойно в любой ситуации держаться на людях - в противном случае не стал бы он давать интервью у кромки поля телевизионщикам на фоне танцующих швейцарцев, а вслед за этим, иной раз даже отшучиваясь, детально объяснять по горячим следам пишущей братии, что же, на его взгляд, все-таки случилось под занавес встречи, - теперь спустя два дня после матча, в котором ее величество Фортуна в очередной раз отвернулась от нас, тренеров, игроков, журналистов и болельщиков, я задаюсь одним и тем же вопросом: а стоит ли драматизировать картину происшедшего в пятницу вечером, если это в конце концов не финал чемпионата мира или Европы, Лиги чемпионов или Кубка УЕФА, где, как правило, взрослые люди, достигшие пика своей карьеры, во что бы то ни стало стремятся вписать в нее золотыми буквами это сладкое слово "Победа"?!
Да, многим ребятам из нынешнего поколения молодежной сборной России уже не удастся покорить, быть может, первый в жизни серьезный Олимп - выиграть европейское первенство, что оказывалось по плечу их сверстникам в 76-м, 80-м и 90-м годах. Но положа руку на сердце и отдавая дань тренерскому и педагогическому дару Валентина Николаева, дважды приводившего своих подопечных к высшей ступени пьедестала, и Владимиру Радионову, чьи ребята стали лучшими на континенте одиннадцать лет назад, мы смеем утверждать, что в их распоряжении, так же, как, к примеру, у Александра Пономарева, Гавриила Качалина, Бориса Набокова, были таланты, собранные с одной шестой части всего земного шара под названием СССР: Олег Блохин, Леонид Буряк, Давид Кипиани, Владимир Гуцаев, Рамаз Шенгелия, Хорен Оганесян, Сергей Балтача, Игорь Пономарев, Вагиз Хидиятуллин, Анатолий Демьяненко, Виталий Дараселия, Андрей Баль, Виктор Чанов, Игорь Гуринович, Сергей Родионов, Сергей Алейников, Алексей Михайличенко, Александр Мостовой, Андрей Пятницкий, Дмитрий Харин, Игорь Добровольский, Андрей Канчельскис, Игорь Шалимов, Андрей Кобелев, Игорь Колыванов, Сергей Кирьяков...
- Конечно, мы были счастливы, когда в 1990 году в финале выиграли у сильной команды Югославии, - сказал мне вчера по телефону нападающий клуба "Юньнань Хунта" из города Куньмин провинции Юньань Сергей Кирьяков, кстати, забивший в 15 матчах первенства Китая десять мячей и за девять туров до его окончания претендующий на звание лучшего футболиста страны. - Но для нас - это была не самоцель. Мы хотели пойти дальше - достойно сыграть за первую сборную, оказаться среди участников ведущих европейских чемпионатов. Второе многим из нас удалось: мы действительно попробовали свои силы на футбольных полях Италии, Германии, Англии, Испании, и, пожалуй, никто не ударил лицом в грязь. Но для российского футбола, защищая цвета ее сборной, не совершили того - по разным объективным и субъективным причинам, о которых говорить сейчас не хочется, - о чем мечтали и что нам в принципе было по силам. Что ж, надеюсь, нашим молодым соотечественникам, которым не суждено уже победить в молодежном континентальном чемпионате, удастся когда-нибудь достичь большего, чем нам, на европейском или мировом чемпионатах, где собираются звезды в расцвете сил. Только для этого надо перейти мост - поверьте моему опыту, - который разделяет юниорский футбол от взрослого. Если вы будете ежедневно трудиться в поте лица, что, собственно, и присуще истинным профессионалам, то окажетесь в состоянии сделать это. Если нет - то можете застрять на середине моста, не реализовав свой незаурядный потенциал. Тем более что талантливой молодежью - знаю об этом не понаслышке - российская земля не обеднела. И не стоит казнить тех, кто упустил победу над швейцарцами. Наоборот, в такие годы и после таких матчей футболисты особенно нуждаются в поддержке. Поэтому я и говорю им: не отчаивайтесь, мальчишки, - пусть эта черная пятница будет последней на вашем долгом футбольном пути.
Не берусь судить, как сложится этот путь у каждого, на кого делал ставки в разных матчах Газзаев. Но в том, что этот путь будет действительно долгим, у меня нет и тени сомнения.
Вспомните, как преобразилась молодежь с приходом Газзаева, который принял команду в безнадежном турнирном положении и какими-то только ему известными средствами реанимировал ее. Но все усилия честолюбивого тренера, жаждущего победного результата всегда и всюду, независимо от ранга и авторитета соперника, оказались бы напрасными, если бы он имел дело с людьми бесхарактерными, безвольными.
Но разве мы вправе отнести к этой категории футболистов, чей эмоциональный порыв выразился в решительном штурме ворот швейцарцев после пропущенного в дебюте мяча, в трех потрясающих по красоте и уровню исполнения ответных голах Березуцкого, Пименова и Безродного, забитых в кратчайшее время с интервалом в четыре минуты, в отчаянной попытке того же Пименова после перерыва в полете головой настигнуть мяч в воздухе на границе вратарской площадки, чтобы переправить его в сетку...
Если бы это произошло, то счет стал бы 4:1, и ликвидировать дефицит в три гола швейцарцы, в чьем составе были игроки первой сборной, даю голову на отсечение, при всем желании, хладнокровии и выучке уже бы не смогли. А значит, не на их, а на нашей улице был бы праздник. И музыканты из народного духового оркестра продолжали бы дуть в трубы и бить барабаны после финального свистка Хейге, и радостный Газзаев давал бы интервью на фоне ликующих игроков своей команды...
Но, к нашему общему несчастью, случилось обратное. И сегодня через три дня после огорчительного вздоха трибун стадиона "Сатурн" я задаю себе еще один вопрос: а быть может, недавняя сенсационная победа над ровесниками из Франции, одержанная не в родных российских стенах, а на родине сегодняшних чемпионов мира и Европы в товарищеском матче, гораздо важнее и показательнее, чем ничья в официальной встрече со швейцарцами?
Я не был в тот день во Франции и, к сожалению, не видел игры даже в видеозаписи. Но, по свидетельству очевидцев, известно, что команду Валерия Газзаева тонкие и придирчивые французские поклонники футбола провожали восторженными аплодисментами. А уж им-то, повидавшим на своем веку таких первоклассных мастеров, что, как говорят на Кавказе, с ума можно сойти, есть с кем сравнивать... Нет, эти ребята, последовав примеру Измайлова, все-таки не должны задержаться на мосту.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ