Газета Спорт-Экспресс № 230 (2723) от 6 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1 |
РОССИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ |
Москва. Стадион "Динамо". СЕГОДНЯ - 18.00 |
У НЫНЕШНЕГО ФУТБОЛЬНОГО ПОКОЛЕНИЯ
СЕГОДНЯ ЕСТЬ ШАНС ОСТАВИТЬ СЛЕД В ИСТОРИИ
Александр КРУЖКОВ
Жутко обидно, что не видел на поле Яшина и Симоняна, Иванова и Стрельцова, Шестернева и Понедельника. Тех, кто в 56-м привез из Мельбурна олимпийское золото, а в 60-м из Парижа Кубок Европы. Кто ковал в 66-м в Англии нашу единственную по сей день бронзу чемпионата мира, а в 64-м в Испании и в 72-м в Брюсселе - серебро европейских первенств. Тех, кого называют легендами нашего футбола и о ком легенды слагают.
Вот, например, история о том, как советская сборная возвращалась домой после победы на Олимпиаде-56. Сначала шли на теплоходе из Австралии во Владивосток, а уже оттуда - спецпоездом в Москву. И все станции и полустанки, на которых состав останавливался, были забиты людьми: страна приветствовала своих героев.
Затормозил поезд и на каком-то забытом Богом полустанке между Владивостоком и Хабаровском. В вагон зашел бородатый старик с котомкой за плечами. И громко спросил: "Кто из вас, сынки, Яшин?" "Я", - ответил вратарь. После этого старик рухнул на колени, поцеловал Яшину руку и со слезами на глазах сказал: "Спасибо тебе от имени всего нашего народа. Сынки, - продолжил он, - я человек небогатый, но для вас у меня есть подарок". И вытащил из котомки трехлитровую банку самогона и мешок семечек...
Или вот еще история - о том, как в 57-м Иванов со Стрельцовым опоздали на поезд, который увозил нашу сборную в Лейпциг - на решающий отборочный матч чемпионата мира с поляками. На перроне торпедовских друзей встретил работник федерации, усадивший их в служебный "ЗИМ", который на всех парах помчался вдогонку за поездом. И догнал.
Когда футболисты остались вдвоем, Стрельцов сказал: "Козьмич, в Лейпциге надо забить гол. Иначе - пропали..." Но уже в дебюте матча польский защитник грубо атаковал Стрельцова, и нападающего унесли с поля. Вернулся он, хромая, боль была жуткая - однако свой мяч Стрельцов все-таки забил! Сборная СССР победила, и после возвращения в Москву об опоздании игроков уже никто не вспоминал...
Слышал я и о том, как Шестернева на английском чемпионате мира зарубежные журналисты за высочайшую скорость, двухметровый рост и умение читать игру назвали Иваном Грозным...
Как Бескова в 64-м сняли с поста главного тренера за второе место на чемпионате Европы - потому, что проиграли франкистской Испании. А спустя восемь лет после поражения в финале от ФРГ на другом европейском чемпионате нашим игрокам некоторые чиновники на полном серьезе говорили: "Да за такой результат вас в Сибирь сослать надо!"...
И как в стотысячные Лужники на матчи сборной невозможно было достать билеты...
Мое футбольное поколение выросло на Карпине и Онопко. Мостовом и Чугайнове. Ковтуне и Никифорове. О них пока легенд не сложено. Да и откуда им взяться - ведь в сборной они еще ничего толком не выигрывали. Хотя всем уже за тридцать...
Оглядываешься назад, а что в первую очередь всплывает в памяти? Склоки, скандалы, отказники, какие-то крондлы и поллы, унижение и обида. И - временами - ощущение безнадежности, перерастающей в тревогу накануне каждого матча, хоть с "карликами", хоть с "великанами".
Но при этом все равно почему-то упорно ждешь чуда. Так хочется, чтобы повторился волшебный миг на "Стадде Франс". Или те 13 минут счастья, что разделили в роковом октябре голы со штрафных Карпина и Шевченко...
Оскар Уайльд незадолго до смерти признался: "Моя великая драма состоит в том, что весь свой гений я вложил в свою жизнь. Тогда как в свои произведения я вкладывал только талант".
Мне кажется, в этих словах отчасти кроется драма и поколения российской сборной 90-х, которое называли одним из самых одаренных в стране, но которое так и не достигло вершины. Слишком много времени и сил было растрачено вдали от футбольного поля.
Кроме шести перечисленных могикан в обойме сборной сохранились еще, пожалуй, лишь Тетрадзе с Хлестовым. Иных уже давно выбросило на берег. А у тех, кто остался, сегодня последний шанс избавиться от ярлыка "потерянное поколение", который к ним давно прилип.
Эта победа, как воздух, нужна не только им. Но и плеяде молодых игроков - тех, кто уже пробился в главную сборную, и тех, кто пока лишь мечтает о ней. А еще победа нужна болельщикам - и со стажем, и совсем юным. Ведь чертовски обидно, что многие уже привыкли воспринимать чемпионат мира как яркий, но чужой праздник.
... В Испании фанаты "Сельты" собрали деньги - и установили возле стадиона бронзовый памятник Мостовому. Честно говоря, сильно сомневаюсь, что такое возможно в России. Но ведь, в конце концов, не в памятниках дело. Просто хочется верить, что легенды о наших футболистах останутся в памяти не только славного города Виго. И спустя много лет кто-то из молодых, слушая рассказы об игре сборной в самом начале XXI века, пожалеет, что так и не увидел былых звезд в деле.