Газета Спорт-Экспресс № 219 (2712) от 24 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

24 сентября 2001

24 сентября 2001 | Авто-мото

АВТО

FEDEX CHAMPIONSHIP SERIES. Rochingham 500

В субботу на овале в Рокингэме (Великобритания) состоялся второй в истории европейский этап американской гоночной серии CART

ТРЕК - АНГЛИЙСКИЙ, ГОНКИ - АМЕРИКАНСКИЕ

Лина ХОЛИНА

из Рокингэма

Уже неделю CART только и разговоров - о страшной аварии двукратного чемпиона серии итальянца Алессандро Занарди. Сводки о его состоянии поступают почти каждый день, и все надеются на лучшее - хотя уже в первые минуты после драмы на Лаузитц-ринге стало ясно: итальянец больше никогда не сядет за руль гоночной машины.

Всевозможные акции в поддержку Занарди были главным, что происходило на гонке в Британии. Многие гонщики и команды объявили о пожертвованиях в специальный фонд, а в пресс-центре лежала книга пожеланий итальянскому гонщику.

АВАРИИ - ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИИ

Последний номер английского журнала Autosport тут, в Рокингэме, нарасхват. Ничего удивительного: в журнале опубликовано интервью Занарди, сделанное голландским журналистом Нандо Бурсом за день до ужасающего столкновения. В такой ситуации каждое слово этого интервью приобрело совершенно особый смысл и звучание. Тем более что Бурс завел речь об авариях. Точнее - о том, как в 1993 году, гоняясь за "Лотус" в "Формуле-1", Занарди попал в страшную аварию во время "Гран-при Бельгии" в Спа.

- Я никогда не обсуждал то, что тогда произошло, с другими гонщиками, - признался итальянец. - Это - факт. Прекрасно помню, что тогда никто (!) из коллег не пришел навестить меня в больнице. И это так естественно. Все они приходили и разговаривали со мной лишь после того, как я из больницы выписался. И это тоже нормально, потому что психологически, где-то в глубине души, каждый из нас понимает: мы делаем очень опасную работу. Но каждый говорит сам себе: "О'кей, я согласен с этим и все-таки продолжаю гоняться". Потому что уверен: если авария случится, то - не с ним. Но однажды ты сталкиваешься с опасностью с глазу на глаз, проходишь через все испытания и... больше вообще не хочешь думать об этом. Именно поэтому, если кто-то другой оказывается травмирован, ты думаешь: "Так случилось, но пройдет время - и он вернется". И когда этот момент наконец приходит, ты обнимаешь его и говоришь: "Привет! Все хорошо!"

- Значит, вы стараетесь отметать страх, но иногда это чувство все-таки приходит?

- Определенно. Жизнь меняется, когда становишься старше. Как случилось со мной? Просто один раз я сел в машину, и вроде бы никакие внешние обстоятельства не изменились, но я вдруг подумал, что опасность (возможно, смертельная опасность) - часть того, чем я занимаюсь.

Опасность может быть вызвана всем, чем угодно. Помню один раз во время тренировок я почувствовал, что что-то неладно с машиной. Я заехал на пит-лайн и спросил инженера: "Что произошло?" "Не знаю", - таков был ответ. Я вышел из машины и увидел, что повреждено заднее антикрыло. Просто что-то ударилось о него во время моего пребывания на трассе. В тот момент я подумал: "А ведь это "что-то" могло попасть мне вот сюда (и Алекс показал между глаз) - и это был бы конец "истории" Занарди". Еще я подумал: "Черт возьми! Почему я продолжаю гоняться?" Но на следующий день снова сел за руль... И прошел квалификацию, и проехал гонку. И наслаждался всем происходящим.

- Вы говорите о страхе и опасности с родными?

- Мы с женой не слишком часто обсуждаем подобное. Вообще у меня с ней совершенно потрясающие отношения, мы разговариваем о многих-многих вещах. Но об этих аспектах жизни много не говорим. Думаю, она боится того, чем я занимаюсь. Но старается продолжать жить. Она просто каждый раз скрещивает пальцы...

- Сейчас автогонки стали намного менее опасными, чем, скажем, лет 30 назад...

- Но некоторые маневры продолжают оставаться очень рискованными и по сей день. Вот почему я так люблю гонщиков, подобных Полу Трэйси и не люблю других - как, черт возьми, их имена? Я люблю парней, которые знают, что для обгона есть только один правильный путь. Грань настолько тонка, что из-за малейшей ошибки ты вылетаешь - и теряешь все. Но иногда получается.

- Как же вы миритесь с постоянным страхом за собственную жизнь?

- Я продолжаю гоняться потому, что люблю это. В конце концов все знают, что очень много людей погибает на дорогах каждый день. Почему же мы продолжаем ездить на машинах? Потому же, почему продолжаем летать на самолетах! Даже после того, как все видели, что произошло 11 сентября в Нью-Йорке. Почему лично я продолжаю гоняться? Потому что, несмотря на аварии и страх, у меня достаточно страсти для того, чтобы заниматься гонками. Но я не пытаюсь играть "под Жака Вильнева", который говорит, что наслаждается риском расстаться с жизнью. Видимо, он еще никогда не попадал в по-настоящему серьезную аварию.

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, почему так много зрителей любят автогонки: их привлекают аварии. В этом у меня сомнений нет. В ответ на прямой вопрос почти каждый скажет: нет-нет, я совсем не хочу, чтобы с кем-нибудь что-нибудь случилось! Но втайне каждый надеется, что авария произойдет как раз напротив его трибуны. Это потрясающе - видеть чью-то аварию. Нравится вам это или нет, но это действительно потрясающе.

...Я не позавидовала журналисту, "раскрутившему" гонщика на такие откровения, а на следующий день своими глазами увидевшему то, что с гонщиком случилось. Мне просто нестерпимо захотелось отмотать пленку этого интервью назад. И сделать так, чтобы его никогда не было. Как не было бы никогда аварии Алекса Занарди в CARTe. Увы, ни одно, ни другое невозможно.

ПЕРВАЯ ГОНКА В РОКИНГЭМЕ

Аренами американских гонок в Старом Свете стали специально построенные германский Лаузитц-ринг и английский Рокингэм. Только вот вполне насладиться действом зрителям не дала осенняя погода. Непреодолимым препятствием стал дождь.

Британцы возвели неподалеку от городка Корби красивую, компактную, современную трассу, но единственное, чем могли в пятницу заняться зрители, так это пройтись по сувенирным лавкам и разбросанным повсюду пунктам быстрого питания. На полотне автодрома ни одна машина не появилась. И дело было не только в дождливой погоде (жесткое правило CART: на мокром овале гонки запрещены). Организаторы с ужасом обнаружили, что после затяжных дождей полотно в некоторых местах никак не просыхает. Более того - вода просачивалась наружу... сквозь асфальт! Что это - ошибка проектировщиков? Пока никто так и не ответил на этот вопрос.

Тем не менее что-то нужно было предпринимать. Во-первых, Рокингэм - трек, специально построенный для этой гонки и обошедшийся в 50 миллионов фунтов; организаторы просто не могли себе позволить ударить в грязь лицом перед всем миром. К тому же они уже имеют подписанный с CARTOM 5-летний контракт! Во-вторых, отказ от проведения гонки означал бы финансовую катастрофу - только потери от возврата билетов составили бы 5 миллионов фунтов. Поэтому прилагались титанические усилия по осушению полотна.

Что означает для пилотов CART выйти даже на местами мокрую трассу? Вот что сказал по этому поводу Майкл Андретти: "Это было бы похоже на езду зимней ночью по льду, который из-за темноты невозможно увидеть". А вот мнение одного из пилотов команды "Ньюман-Хаас", хорошо знакомого всем поклонникам "Формулы-1" Кристиана Фиттипальди: "Мне очень не хочется, чтобы окружающие подумали, что мы боимся. Просто гонка на овале столь скоростная, что любое изменение качества покрытия может вызвать чудовищную аварию с участием нескольких машин".

Пик уныния пришелся на тот момент, когда по техническим мониторам стали без конца транслировать один и тот же момент: бразилец Тони Канаан тыкает в асфальт пальцем - и из одной из лунок фонтанчиком брызжет вода!

К счастью, в субботу полотно более или менее подсохло. Квалификации не было. На стартовом поле пилотов выстраивали, как и неделю назад, в соответствии с положением в чемпионате. Традиционная команда - "Джентльмены, заводите свои моторы!" - раздалась только в 16.38 по местному времени.

Рев двигателей впечатляет! Тон намного ниже, чем в "Формуле-1", а оттого ощущение такое, что вся трибуна пошла мелкой дрожью...

Стремительный старт с хода. И началось. Не знаю, какими словами описывать это действо. Говорят, что новичку очень сложно уследить за событиями, ибо очень скоро на коротком овале все машины начинают ехать вперемешку, и отсечь лидера, понять, когда он борется с соперником, а когда всего лишь обходит кругового, крайне непросто. Как эту карусель восприняла британская публика? С терпением и пониманием. И желанием разобраться-таки в прелестях заокеанской серии.

Что же касается самой гонки, то, как выразился один из специалистов: "Похоже, англичане умудрились построить овал, на котором невозможно обгонять!" К счастью, утверждение это оказалось верным не на сто процентов. Два потрясающих обгона все-таки состоялись. И оба - за первое место.

Борьба шла между нынешним лидером серии шведом Кенни Браком и действующим чемпионом бразильцем Жилем де Ферраном. После последней волны пит-стопов, а в CARTe обычно в боксы залетает одновременно весь пелотон, впереди шел бразилец. Но швед сдаваться не собирался - и за круг до клетчатого флага смелым маневром, воспользовавшись некоторой заминкой с круговыми, прошел бразильца. Казалось, судьба гонки решена. Но де Ферран, в свою очередь, решил атаковать - в последнем повороте! И выиграл с разницей менее, чем в секунду!

- Наконец-то полный ожиданий уик-энд завершен, - вздохнул счастливый бразилец. - Я выиграл эту первую в Великобритании гонку и очень этому рад - ведь в моей карьере многое связано с этой страной. Главное, разумеется, что теперь отставание от Кенни сократилось до 6 очков. А шесть очков - это всего лишь пара удачных гонок. Так что после Рокингэма мои шансы отстоять титул повысились".

FedEx World CART Championship Series. 17-й этап. "Рокингэм 500". 207,060 км (140 кругов вместо 210 по 2380 м). 1. Жиль де Ферран (Бразилия, "Хонда-Рейнард) - 1:20.59,050 (средняя скорость 246,885 км/ч). 2. Кенни Брак (Швеция, "Форд-Лола") - отставание 0,634. 3. Элио Кастроньевеш (Бразилия, "Хонда-Рейнард") - 6,335. 4. Кристано да Матта (Бразилия, "Хонда-Рейнард") - 14,663. 5. Майкл Андретти (США, "Хонда-Рейнард") - 17,056. 6. Пол Трэйси (США, "Хонда-Рейнард") - 17,058. Общий зачет. 1. Брак - 147. 2. Де Ферран - 141. 3. Андретти - 125. 4. Кастроньевеш - 123. 5. Да Матта - 92. 6. Дарио Франкитти (Шотландия) - 89.

"СЭ" благодарит "ТНК-Техасо" за помощь в организации этого репортажа.