Газета Спорт-Экспресс № 216 (2709) от 20 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 21

21 сентября 2001

21 сентября 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ДЕТКИ

"Я иду медленно, но зато никогда не двигаюсь назад".

Авраам Линкольн

Последнее время принято много говорить об омоложении Формулы-1, но эта проблема стала актуальной не с приходом Райкконена и Алонсо, и даже не с появлением очередного "Сенны" в лице Баттона, а гораздо раньше.

Что являлось детским садом для гонщиков Формулы-1 в 90-е годы? Думаете Ф-3000? А вот и нет. У Эдди Джордана так хорошо получалось "воспитывать" молодежь в пору, когда его команда выступала во все той же Формуле-3000, что он, сам того не желая, продолжил нести свой крест и в первой Формуле. Почему "сам того не желая"? Да потому что Джордан, несмотря на свой темперамент - человек очень умный и вряд ли бы пожелал своей команде такого "счастья", как молодой, неопытный, но очень амбициозный Ральф Шумахер. "Держись, Фрэнк, теперь этот мячик на твоей половине поля",- такими словами ирландец отметил переход "немца №2" в команду железного Фрэнка.

Конечно, молодые таланты приносили доходы, не только очковые, но и денежные (последнее актуально для команд вроде Minardi, Tyrrell). Но сколько болидов разбил тот же Ральф на пару с Физикеллой! Были бы у Эдди Джордана волосы, точно поседел бы. Были, конечно, и Брандл, и Хилл, но присутствие последнего в команде в сезоне-99 превратило ее из детского сада в дом престарелых.

И все же нельзя не отметить, что приход Баттона, и не просто приход, а почти что триумф, в корне изменил ситуацию. Раньше даже самый талантливый пилот должен был преодолеть множество ступеней, чтобы попасть на вершину. Естественно, что вероятность того, что он споткнется где-нибудь на полпути, была значительно выше. Попади Ян Магнусен из британской Формулы-3 сразу в Ф-1, как Баттон, может, он и был бы уже чемпионом. Но нет, именно Дженсону было суждено стать первооткрывателем "быстрого" пути в гонки Гран-при, фактически дав тем самым и Райкконену путевку на вершину автоспорта (в данном контексте "вершина автоспорта" является синонимом West McLaren Mercedes).

А может, прав Ники Лауда, и болидом Формулы-1 и правда может управлять даже обезьяна? Очень сомнительно.

Еще пару лет назад тим-менеджеры неохотно приглашали к себе молодых звезд, пока они не пройдут через мясорубку младших гоночных серий, затем самородок проходил "огранку" в командах, чья основная задача - найти деньги для продолжения выступления в Ф-1. Предпочтение традиционно отдавалось медленным, но более опытным пилотам. По сравнению с ними у юных талантов есть одно главное преимущество - мотивация. Однако именно высокая мотивация часто приводит к оторванным колесам, сломанным рычагам подвески и многим другим неприятностям, высасывающим деньги из бюджета команды (прямо как избалованные детки из кармана родителей).

В 1999 году Стефан Сарразен, заменявший в Minardi повредившего руку Бадоера, сходу квалифицировался семнадцатым, а в гонке сошел лишь из-за сломавшегося спойлера (хотя и это выглядело очень эффектно). Тем не менее Джанкарло Минарди не решился оставить француза в команде, а зря, возможно, через год конюшня из Фаэнцы имела бы в своем составе звезду. Тогда этого не произошло, и теперь карьера француза стоит на том же месте, если не учитывать прошлогоднее увольнение из команды Ф-3000.

Пример несчастного француза показывает, как бесконечно благодарны должны быть все молодые гонщики именно Дженсону Баттону, ведь сейчас в Minardi не боятся сажать за руль Алонсо и Юнга, а тогда, в 99-м, все было по-другому.

Возникает вопрос: а нужны ли программы поддержки молодых пилотов, такие, как, например, организовала команда West McLaren Mercedes? Под крыло этого проекта в свое время попали и Ян Магнусен, и Рикардо Зонта, и Ник Хайдфельд. Да и Баттон в свое время получил награду, присуждаемую West McLaren Mercedes лучшему молодому гонщику года. Тогда Рон Деннис считал, что Дженсону по силам оказаться в Ф-1 уже через три года: "Все в его руках. Конечно, три года - это весьма амбициозные планы, но если все сложится хорошо, то это вполне возможно". Это было в самом начале 1999 года. Нетрудно представить удивление тим-менеджера West McLaren Mercedes, когда уже в сезоне 2000 года он регулярно видел болид с фамилией Баттон в зачетной шестерке.

Так есть ли смысл тратить лишнюю пару лет на гоночные серии, участие в которых не дает ничего, кроме сомнительного опыта? Кстати, по словам Патрика Хеда, именно его (опыта) молодым пилотам и недостает. Джеки Стюарт уверен, что Формула-1 не то место, где можно учиться, поэтому гонщик должен "созреть" прежде, чем штурмовать вершину автоспорта. И он же заявляет, что гонки на "кузовах" безнадежно испортили талантливого Магнусена. Скорее всего, дело в самом Яне и ни в чем другом, но это уже отдельный разговор. А вот деньги, которые вкладывает West McLaren Mercedes в поддержку юных талантов, скорее всего, окупятся, ведь даже юные Алонсо и Юнг пришли в королевские гонки традиционным путем, через Ф-3000. А Баттон и Райкконен просто исключения, вундеркинды, не первые и не последние. К тому же зачастую за резким взлетом следует падение, а за разгоном - торможение. Ведь пропустив хотя бы одну пуговицу, рубашку правильно не застегнешь. Примеров масса, но вспоминать о них почему-то не хочется - грустно.

Очевидно одно: в Формулу-1 главное попасть ВОВРЕМЯ: поспешишь - проиграешь, промедлишь - второго шанса может уже не быть. Поэтому лучше двигаться медленно, но двигаться вперед.

Сергей Краснов