Газета Спорт-Экспресс № 202 (2695) от 4 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ" |
Чемпионка мира-2001 бегунья Ольга Егорова стала одной из обладательниц джек-пота самого дорогого турнира ИААФ - серии Golden League
Ольга ЕГОРОВА: "В ЭТОМ СЕЗОНЕ Я ПРОШЛА ВСЕ:
И ОГОНЬ, И ВОДУ, И МЕДНЫЕ ТРУБЫ"
Забег на 5000 м в Берлине поздним вечером в минувшую пятницу Егорова выиграла с европейским рекордом - 14.29,32. Россиянка и еще пять атлетов, выигравших по пять турниров серии Golden League, поделили джек-пот - 50 килограммов золота.
2001 год выдался для нашей бегуньи весьма противоречивым. С одной стороны, суперудачным - и зимой, и летом она побеждала на чемпионатах мира, то есть выиграла все, что только было возможно в нынешнем сезоне. С другой - предельно нервным: после одного из этапов Golden League - в Париже - ее несправедливо обвинили в применении допинга. Мы разговаривали с Ольгой сразу после ее победного бега в Берлине, и я поняла, что и к успехам, и к неудачам она, к счастью, относится философски.
- И в Цюрихе, и в Брюсселе все складывалось для меня совершенно обычным образом - я выигрывала в своем стиле, то есть на финише. Только в Берлине все пошло иначе, - так начала наш разговор Егорова. - Во-первых, в Германии надо было бежать не "трешку", а "пятерку", а во-вторых, кенийки и эфиопки задали очень высокий темп. Поэтому мне было на самом деле очень тяжело. Чувствовала себя такой усталой, что только на финише смогла их достать и опередить. Скажу больше: существовала вероятность, что я их вообще не достану - лишь за два круга я начала приближаться к лидерам, и только за круг их догнала. Такой вот трудный получился старт.
- Почему на этот раз пришлось бежать 5000 м?
- На всех предыдущих этапах Golden League в программу был включен бег на 3000 м, а вот на последнем организаторы решили заявить "пятерку". Бежали все те же спортсменки, но дистанция-то была иной! Бегуний, естественно, никто не спрашивал.
- А если бы спросили?
- Я бы предпочла стартовать на "трешке".
- Это было похоже на предложение специалистам на стометровке на последнем этапе разыграть 200?
- Очень похоже. И победитель мог бы быть иным. В принципе именно это чуть было и не произошло.
- И все-таки вы выиграли, к тому же установили европейский рекорд, уступающий мировому всего-то секунду с небольшим. При этом в интервью после чемпионата мира в Эдмонтоне ваш тренер и супруг четко сказал: на мировой рекорд вы в нынешнем сезоне не замахиваетесь. Тем не менее в Берлине оказались готовы на высокие секунды. Как так случилось?
- Поверьте, совершенно случайно. Мировой рекорд хотели побить другие и даже заказали двух зайцев, которые и задали высокий темп. У меня же была единственная цель - выиграть любой ценой, только выиграть - не больше. И ни о каком рекорде я и не думала. Более того, к намерению девочек замахнуться на мировой рекорд отнеслась весьма скептически. Это же было чистым безумием! Конец сезона, все уставшие. Нереально!
- Для вас такой расклад, наверное, был шокирующим: все бегут за каким-то призрачным мировым рекордом, а вам-то надо выиграть! Не чувствовали близость катастрофы?
- Именно поэтому мне пришлось выбрать иную тактику: примерно три километра бежала довольно далеко позади, ориентировалась только на свой собственный организм, старалась максимально сохранить силы. А лидеры тем временем убежали на приличное расстояние - метров на 15 - 20. Но в итоге все сложилось по-моему: на последних кругах соперницы были уже явно не так свежи, как на старте, я же сохранила запас на финишный рывок. И все-таки с моей стороны такая тактика была очень и очень рискованной!
- Но ведь другого выхода, по всей видимости, не было?
- Определенно. Если бы я бежала с ними... Даже не знаю, как бы все закончилось.
- Но уж на старт 3-километровой дистанции вы, видимо, выходите, ясно понимая, что в этом сезоне соперниц у вас нет...
- Ну, что вы! Каждый забег - подчеркиваю, каждый! - таит свои подводные камни. И всякий раз, выходя на старт, пусть это будет даже первенство деревни, ты должен помнить: нельзя заранее знать, кто сегодня, именно сейчас, в данную минуту, сильнее. Понимаете, даже с лидером, с абсолютным фаворитом может случиться все, что угодно - он может что-то не то съесть, может плохо спать накануне, у него могут заболеть рука, нога, голова. В такой ситуации спортсмены, которых не относили к лидерам, сразу же получают преимущество. Плюс они могут чувствовать себя прекрасно - хорошее настроение, любимый позвонил... Это - спорт. Понимаете? Ни в коем случае нельзя думать, что все заранее, еще на старте, расписано: ты - первая, она - вторая и так далее. Если бы так было - никто не стал бы смотреть ни одну спортивную передачу. Интерес-то в том и заключается, что соревнуются живые люди. У каждого есть нервы, каждый к соревнованиям напряженно готовится, а потому при определенном раскладе все могут быть почти равны по силам. Если бы все заранее было известно, то, я уверяю, даже у самих спортсменов никакого интереса не было бы.
- После победы в Эдмонтоне вы сказали, что относитесь к спорту лишь как к игре. Но существует общее мнение, что чемпионы обладают неким особенным характером, они-де выходят на старт - и думают лишь о первом месте. Если же человек не боится проиграть - он уже не победитель. Что вы ответите?
- Ну, это лично мой подход к соревнованиям. Да, я не делаю из побед культа. Может быть, у такого подхода и есть какие-то недостатки, но одновременно с этим он не давит на плечи, на голову. Ведь мысли: "Если не сейчас, то никогда!" могут только помешать. Вот, к примеру, если вы идете брать интервью у Владимира Путина и понимаете, что это суперответственно, но в последний момент... теряете ручку. Представляете, что будет? А не лучше ли расслабиться и сказать себе: "Путин ведь тоже человек, он поймет". Это гораздо конструктивнее, а главное, наверняка все хорошо закончится. Ничто и никого не надо ставить на слишком высокий пьедестал.
- Вам было необходимо выиграть пять турниров серии Golden League подряд - только в таком случае можно было рассчитывать на джек-пот. Это оказывало какое-то дополнительное давление?
- Давление? Пожалуй, нет. Выиграть, конечно, хотелось, но не до смерти. Процентов на 50 перспектива поделить главный приз подстегивала, но не на все сто. Вынь да положь - такого не было. Если бы я была единственной претенденткой, голова могла бы закружиться. Но нас же шестеро - не такие это большие деньги. После того как регламент розыгрыша Golden League был смягчен, общая победа здесь стала больше вопросом престижа.
- А чем вы занимались в перерывах между решающими для победы в Golden League турнирами?
- Заезжала домой в Чебоксары - дочку надо было к школе готовить, она же у меня в первый класс пошла. Забот столько, что было не до тренировок. Один раз в день выходила побегать, а остальное время - по магазинам. Предстояло портфель купить, платьица. Немного обидно, что я не смогла дочь сама в школу 1 сентября повести... Такая у нас, спортсменов, судьба.
- Нынешний сезон для вас чрезвычайно удачный с точки зрения спортивных результатов. Вы говорили, что он был чуть ли не первым, к которому вы подошли в хорошей физической форме. Сейчас сезон почти завершен - можете ли вы сказать, что эту форму удалось сохранить?
- Конечно. Перед нынешним сезоном мы немного изменили стиль подготовки - съездили в горы, что дало большой импульс. Самое же главное - у меня ничего не болело. Раньше, как только начинался год, начинались и травмы, которые потом приходилось по ходу залечивать и долечивать. Сейчас легкоатлеты все друг про друга знают, у кого что болит, кто на какой ноге бежит, какую бережет. А у меня, тьфу-тьфу-тьфу, все прекрасно. Наверное, и результаты высокие отсюда.
- А как насчет моральной подготовки? По всей видимости, после 2001-го и всех потрясений вы сможете дать фору любому.
- Ну, не знаю. Подождем - увидим. Может быть, на следующий год я рассыплюсь... от старости. По правде говоря, морально я уж точно теперь ко всему готова. Прошла через огонь, воду и медные трубы.
- А если бы было возможно повторить нынешний сезон?
- Это было бы здорово! Только без неприятных скандальных моментов.
- Может быть, были какие-то самые сложные или, наоборот, самые легкие старты?
- Ни того ни другого, пожалуй, не было. Трудно всегда, всегда приходится наступать себе на горло. Одно хорошо - жизнь в спорте не слишком длинна, мучиться мне осталось недолго.
- Куда теперь?
- Прямиком в Австралию. Сначала старт на Играх доброй воли в Брисбене, затем финал "Гран-при" в Мельбурне. По правде говоря, я бы лучше еще одну дистанцию пробежала, чем в Австралию лететь. Уж больно долго. Выбора, однако, нет. Так что если не выиграю в Брисбене - не расстраивайтесь. Я лично отнесусь к такому исходу философски - огромный перелет, огромные нагрузки.
- Счастливого полета! И побольше сил, чтобы выступить в Мельбурне и получить положенную часть джек-пота. А на Играх доброй воли можно и расслабиться.
- (Смеется.) Так и сделаем!
Лина ХОЛИНА
ЕГОРОВА В GOLDEN LEAGUE-2001: ПЯТЬ ПОБЕД ИЗ ПЯТИ! |
Россиянка Ольга Егорова стала одной из шести победителей Golden League. Причем она приняла участие лишь в пяти турнирах из семи, а значит, каждый раз должна была выигрывать.
29 июня | Рим | 3000м | 8.23,96 |
6 июля | Париж | 3000м | 8.23,75 |
17 августа | Цюрих | 3000м | 8.23,26 |
24 августа | Брюссель | 3000м | 8.30,09 |
31 августа | Берлин | 5000м | 14.29,32 |