Газета Спорт-Экспресс № 202 (2695) от 4 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

4 сентября 2001

4 сентября 2001 | Баскетбол - Чемпионат Европы

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Групповой турнир

СУДЬБУ НАШЕЙ СБОРНОЙ ГРЕКИ И БОСНИЙЦЫ
ОПРЕДЕЛЯЛИ СНАЧАЛА С БОЕМ, А ПОТОМ С ДРАКОЙ

Лев ТИГАЙ

из Анталии

После того, как сборная России в последнем матче группового турнира проиграла итальянцам 6 очков, ее дальнейшая турнирная судьба зависела от результата встречи Босния - Греция. Победят греки, и у них будет столько же очков, сколько у наших с итальянцами, но по разности очков в личных встречах россияне займут 1-е место (как-никак в субботу разгромили Грецию с преимуществом "плюс 25") и сразу выйдут в четвертьфинал. Добьются успеха боснийцы, и Россия из-за результата той же личной встречи останется второй после Италии и будет вынуждена играть дополнительный, стыковой матч, а Греция опустится на четвертую строчку в таблице и вообще отправится домой.

В то, что Босния способна сотворить такую сенсацию, верилось с трудом. Во-первых, греки просто сильнее. А во-вторых, значительную долю уверенности придавало присутствие на трибуне "Анфаша" Гиоргоса Вассилакопулоса, нового президента европейской секции ФИБА. Вчера "СЭ" уже писал о том, как строги были судьи к нашим баскетболистам в субботнем матче с Грецией. Правда, тогда это не помогло, но боснийская команда - все-таки не сборная России. К тому же досрочный отъезд со второго Евробаскета кряду (два года назад во Франции соотечественники Вассилакопулоса не попали в четвертьфинал и пропустили Олимпиаду в Сиднее) станет настоящим крахом для баскетбольной державы, претендующей на ведущие роли в мире.

Вассилакопулос сидел за моей спиной в ложе и поначалу не подавал признаков беспокойства: греки повели - 7:0. Но затем ситуация на площадке постепенно стала меняться. Глава FIBA-Europe снял пиджак, а затем начал постепенно багроветь, то и дело комментируя происходящее. Комментировать было что: во втором периоде сборная Греции позволила боснийцам уйти вперед на 9 очков, хотя то, что класс команд несравним, было видно невооруженным глазом. Подопечные Костаса Петропулоса позволяли себе слишком много вольностей в обороне, и никак не могли пристреляться к кольцу - не только с игры, но и со штрафных (лишь 61 процент попаданий в первой половине матча). Причем никаких кардинальных перемен Петропулос в действия своей команды вносить, похоже, не собирался - как играли греки на Алвертиса, не забросившего несколько "своих" мячей, так и продолжали играть. Боснийцам только этого было и надо.

Зрители начали активно поддерживать сборную Боснии: к горластой группе болельщиков из этой страны присоединились все находившиеся в зале турки, "любовь" которых к греческим соседям (и наоборот) общеизвестна. Агонизирующую же Грецию поддерживали только несколько российских фанатов, специально задержавшихся в "Анфаше" на несколько часов после нашей игры с итальянцами. Они вполне квалифицированно скандировали "Хеллас! Хеллас!", однако соревноваться со всей остальной аудиторией им было тяжеловато, да и ход матча энтузиазма не добавлял.

Спас греков, по сути, счастливый случай по имени Антониос Фоцис. Этот 20-летний форвард, наряду с Андреем Кириленко и Полом Газолем причисляемый к самым талантливым молодым игрокам Европы, недавно подписал контракт с клубом НБА "Мемфис Призлиз", однако в сборной ему отводят второстепенную роль. Похоже, Петропулос в национальной команде не столько тренер (вспомните, как перед матчем с Россией он в раздевалке просил своих игроков уделить особое внимание в защите Андрею Фетисову, которого в Турции просто-напросто нет), сколько свадебный генерал. На площадке же командуют ветераны во главе с Алвертисом, который, между прочим, в последние годы играл в афинском клубе "Панатинаикос" вместе с Фоцисом, причем в одном амплуа, то есть был его конкурентом в борьбе за место в составе.

Насидевшись за два предыдущих дня на скамейке, Фоцис вышел на площадку и начал просить мяч. А где мяч? Правильно, у Алвертиса, который пасовать Фоцису явно не желал, предпочитая промахиваться самостоятельно. Греки отставали от боснийцев все больше, и тут Фоцису все же удалось пару раз поразить кольцо соперника. А поскольку команда была в безвыходном положении, партнеры Алвертиса плюнули на его хваленый авторитет и стали играть не на старого, а на молодого. И не ошиблись: "голодный" Фоцис за несколько минут в клочья разорвал оборону сборной Боснии, добыв своей команде путевку в плей-офф, а россиянам - в четвертьфинал.

Пришло время Вассилакопулосу перевести дух, но, как оказалось, ненадолго. На последних минутах кто-то из боснийцев нарушил правила на Гиоргосе Калаидзисе и продолжил активные "оборонительные действия" даже после свистка. Калаидзис оттолкнул обидчика, тот свалился на паркет, и скамейки запасных обеих команд моментально опустели - завязалась массовая потасовка. Тут Вассилакопулос решил, что пора вмешаться. Он спустился к судейскому столику и принял участие в разборе инцидента. Пока судьи и чиновники совещались, кто-то из гостей, сидевших в ложе неподалеку от Вассилакопулоса, начал громогласно выговаривать Калаидзису, что такими поступками можно подвести команду. Началась перепалка на греческом языке между скамейкой и трибуной, причем в роли главного адвоката Калаидзиса выступил Папаниколау.

В общем, происходящее напоминало дурдом. Этому ощущению вполне соответствовало и странное решение, принятое судьями: во избежание дальнейших эксцессов удалить в раздевалки всех запасных, тренеров и обслуживающий персонал обеих сборных, а двум находящимся на площадке пятеркам дать доиграть встречу. Честно говоря, сталкиваться с подобным способом наказания мне никогда раньше не доводилось.

Но и на этом театр абсурда не закончился. Поскольку у 3 из 5 оставшихся на площадке боснийцев уже было по 4 фола, а их команда проигрывала более 20 очков, эти баскетболисты один за другим начали намеренно нарушать правила, получать пятые персональные замечания и удаляться в раздевалку. В результате к финальной сирене на паркете осталось лишь два игрока в желтых майках - Тержич и Сулянович. К счастью для судей, у них в пассиве было лишь по одному фолу, иначе матч мог бы остаться и неоконченным (согласно правилам, на площадке не может быть меньше двух игроков одной команды).

Когда прозвучала сирена, обе сборные вернулись из раздевалок на арену и, поочередно выйдя в центральный круг, поблагодарили болельщиков. Российские фанаты аплодировали и тем, и другим. Остальные проводили боснийцев овацией, а греков презрительно освистали. Немногочисленные журналисты, оставшиеся в "Анфаше" на эту игру, расходились, пожимая плечами, но с улыбками - такими, какие бывают на лицах у детей после посещения цирка.