Газета Спорт-Экспресс № 200 (2693) от 1 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

1 сентября 2001

1 сентября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД АЛЕКСАНДРА НИЛИНА

ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ "ЛОКОМОТИВА"

При очень большом желании в случившемся с "Локомотивом" можно - несмотря на всю нервотрепку, устроенную ему и нам УЕФА, - различить и положительную сторону. Очень уж большого желания и у меня нет, но кто-то, по-моему, должен сейчас этим заняться - и я вот готов рискнуть.

Всю жизнь живу по соседству с базой "Локо" в Баковке. Хорошо помню футболистов еще послевоенного созыва. А совсем недавно, и не скажу, что вполне бескорыстно - я же не болельщик в чистом виде, а литератор, нередко пишущий о футболе, - специально обратился к истории этой команды, задавшись целью понять: отчего же обойден столько лет должным зрительским вниманием очевидно достойный его "Локомотив". К определенному выводу не пришел - во всякой любви и нелюбви есть свои загадки и странности. Но заметил, что тень нерасположенности судьбы лежит на клубе, представляющем железную дорогу, словно бы изначально.

Во всесоюзных чемпионатах и розыгрышах кубка "Локомотив" дебютировал одновременно с "Динамо", "Спартаком" и командой армии ("Торпедо" вошло в класс "А" позднее). И если в чемпионате весной по чистой случайности будущий "Локо" не стал призером, то осенью упустил шанс выйти на первое место. Зато в промежутке между этими турнирами выиграл Кубок и вошел в историю первым его победителем. Но победу омрачили нервотрепка из-за сомнений в правомерности победы без соревнования с московским "Динамо". У "Динамо" сроки выступления в Кубке совпали с важной для престижа Отечества поездкой в Чехословакию - и по возвращении динамовцам была обещана спортивным руководством игра за приз с победителем финала. "Локомотив" уже получил поздравление с победой от Валерия Чкалова, а газета "Красный спорт" объявить клуб обладателем Кубка страны не спешила. "Локомотиву" повезло, наверное, лишь с тем, что пал от репрессий сам нарком НКВД Ягода, а шеф железной дороги Каганович остался в фаворе. К чести железнодорожных футболистов, в принципиальной игре чемпионата, последовавшего сразу за розыгрышем Кубка, они "Динамо" победили. Добавлю, что в ранних чемпионатах "Локомотив" играл сильнее и чем армейский клуб. Но страна в предчувствии неизбежной войны боготворила свою армию. И когда армейский клуб по результатам сезона выбывал в низшую лигу, его вопреки всем правилам возвращали. Потом в ЦДКА пришел Федотов, в конце войны тренером стал Аркадьев. И возник великий триумвират - "Динамо", ЦДКА и "Спартак". А "Локомотив" в послевоенном чемпионате вылетел из класса "А", вернувшись туда только в сезоне-48. И теперь даже во внутрипрофсоюзной конкуренции уступал не только "Спартаку", но и "Торпедо".

Конечно, в "Торпедо" и до поры великого клуба Маслова образца 1960 года играли футболисты, заслужившие вневедомственную любовь: сначала Пономарев, потом Стрельцов с Ивановым. Но разве у "Локомотива" всех созывов совсем уж не было заметных всем игроков? А Теренков, Гранаткин и Алексей Соколов до войны? А Ворошилов, Бубукин, Соколов (Виктор), Ковалев, Артемьев, Зайцев - после? В "Локомотиве" прославился Маслаченко. В "Локомотиве" дебютировали Гершкович с Козловым. "Локомотив" тренировали Качалин, Аркадьев, Якушин, Бесков - правда, руководство железной дороги неизменно вступало с тренерами-гигантами в конфликт. Конечно, на отношении к "Локомотиву" сказывалось то, что команда стала рекордсменом по выбыванию из высшей лиги. Но ведь и непременные возвращения чего-то стоят? Тем более что после возвращений бывали и победа в Кубке, и проигранное в полушаге от финиша первенство СССР. И, наконец, постоянные притязания стать чемпионом России.

Несправедливостью к "Локомотиву" УЕФА добилась обратного эффекта. Сегодня клуб силен, как никогда, - единодушной поддержкой обиженной в его лице футбольной России.