Газета Спорт-Экспресс № 186 (2679) от 16 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ АРМЕНИИ |
Арман КАРАМЯН
МЫ С БРАТОМ ДАЖЕ МУЛЬТИКАМ ПРЕДПОЧИТАЛИ ФУТБОЛ
Арман и Артем Карамяны, задающие тон в ереванском "Пюнике", решили отправиться на смотрины во Францию. С одним из братьев накануне отлета встретился корреспондент "СЭ".
Интервью у главного претендента на звание лучшего бомбардира первого круга чемпионата Армении, нападающего ереванского "Пюника" и национальной сборной Армана Карамяна я попытался взять сразу после матча предпоследнего тура. Лидер чемпионата - столичный клуб - разгромил нынешнего обладателя Кубка страны - аштаракскую "Мику" (6:3), а сам 22-летний форвард, сделав очередной хет-трик, довел счет своим голам до 12 (в десяти матчах) и стал практически недосягаемым для преследователей. "Польщен вниманием столь уважаемой и любимой мною газеты", - произнес футболист, а затем извиняющимся голосом спросил: "Может, поговорим, когда завершится первый круг?" На том и сошлись. Однако за день до последнего тура Арман позвонил и предложил: "Мы с братом вылетаем ночью во Францию на смотрины. Предлагаю встретиться до поездки в аэропорт".
К тому времени известный ереванский футбольный статистик Ашот Айрапетян предоставил мне некоторые данные о нападающем, согласно которым первый официальный матч в высшей лиге армянского чемпионата Карамян сыграл в 96-м, когда ему не исполнилось и 17. Но в полный голос, как выяснилось, игрок заявил о себе в 99-м - забил в 30 играх за "Киликию" 20 голов, уступив победителю в споре бомбардиров всего один мяч. Минувший сезон в "Киликии" для нападающего тоже сложился удачно - 15 мячей в 24 встречах. Арман - автор шести хет-триков, два из которых сделал в этом году.
- Отъезд за рубеж планировали?
- Честно говоря, надеялись сыграть за "Пюник" последний матч первого круга, хотя и знали, что предстоят смотрины в Европе. Но в какую страну поедем, стало известно лишь после сообщения нашего зарубежного агента.
- И в какой же клуб отправляетесь?
- К сожалению, дополнительной информацией не располагаем. Подробности узнаем на месте.
- Это ваша первая проба сил за рубежом?
- Нет. В ноябре 99-го мы с Артемом две недели тренировались в клубе высшего дивизиона Бельгии - команде "Генк", однако контракт не был подписан по техническим причинам.
- Вы проявили голеадорские качества в двух предыдущих сезонах. Но наиболее успешным стал все же нынешний. Планировали подобное?
- Письменных обязательств, конечно, не давал. Но мысленно перед каждым новым чемпионатом ставлю задачу - забить больше, чем в прошлом. Не всегда это удается, но, думаю, в этом году побью собственный рекорд (наилучший результат - 20 мячей в 99-м). Если, конечно, не задержусь во Франции.
- Считаете, дома уже учиться нечему?
- Вопрос не совсем точен - совершенству нет предела. Но, не сочтите за нескромность, в последнее время я чувствую, что уровень национального чемпионата к накопленному мной ничего не прибавит.
- Характеризуя вас, журналисты часто используют термин "виртуозная техника". Однако владеющие ею футболисты при плотной и жесткой опеке нередко теряются. Что это - инстинкт самосохранения, боязнь получить травму?
- Техничным нападающим всегда достается. Раньше, когда меня "косили", поднимался с одной мыслью: отплатить обидчику. Естественно, нервничал, что мешало сосредоточиться на игре. С годами и опытом понял: подобная реакция идет во вред. Надо сделать так, чтобы опекающий тебя защитник занервничал. А добиться этого можно единственным путем: раз за разом оставлять его в дураках.
- Не возникало желания попробовать себя, скажем, в России?
- Одного желания мало. Не уверен, что моя фамилия о чем-то говорит российским селекционерам и тренерам. Их взоры также направлены в Европу.
- Но, говорят, в вашей спортивной карьере был момент, когда судьба могла связать с российским футболом?
- В 94-м семья переехала в Новосибирск. Мы с Артемом стали посещать базу "Спартака", где летом занимались на поле, зимой - в зале. Нашим наставником был человек большой души Владимир Васильевич Ивакин. За два года проживания в сибирском городе мы с братом успели стать чемпионами области среди юношей, нас пригласили в юношескую сборную России по мини-футболу, и недалек был тот день, когда могли бы надеть футболки местного "Чкаловца", выступавшего в первой лиге. Однако все изменило возвращение в Ереван: необходимо было получить паспорта. В Новосибирске нас ждали, обещали устроить прописку и гражданство. Но осенью 96-го мы приняли приглашение команды "Пюник", играющей в высшей лиге армянского чемпионата.
- Рассказывая о себе, вы непременно упоминаете о брате...
- Мы с Артемом близнецы. О своем рождении я заявил криком на пять минут раньше, однако "старшинство" не дает форы в послематчевых домашних спорах-разборках. Роль третейского судьи играет в них еще один брат, музыкант по профессии, который старше на 9 лет. Артур добрый советчик и своеобразный посредник - менеджер-агент на переговорах с тренерами и зарубежными селекционерами. В частности, нынешнего агента брат нашел сам. Он сопровождает "Пюник" во всех играх, видеозапись матчей с нашим участием также его забота.
- Наверное, он и привел младших братьев в футбольную секцию?
- В то время Артур был совершенно равнодушен к футболу. Все определило соседство нашего дома со стадионом "Эребуни", где мы с Артемом пропадали целыми днями. Но любовь к футболу у нас, считаю, от Бога. Мы готовы были возиться с мячом и под лунным светом. Нас даже мультики не увлекали, если одновременно с ними транслировался футбольный матч.
- Применительно к нападающим журналисты нередко используют словосочетание "жажда гола". Она вам свойственна?
- Считаю, что да. Нападающий должен забивать, это его основная задача.
- Какими профессиональными качествами мечтаете пополнить свой багаж?
- Быстрота, дриблинг, игра на опережение - мой конек. Но чрезмерное возбуждение, желание забить порой мешают в реализации выгодных моментов. Требуется работа и над точностью ударов с правой ноги.
- Большинство голов вы забиваете при непосредственном участии брата - полузащитника по статусу. Вы понимаете друг друга с полуслова. Но всегда играть вместе вряд ли суждено?
- Подтекст понял. Конечно, было бы здорово выходить на поле в составе одной команды. Но, думаю, если судьба нас разведет, каждый в отдельности не потеряется.
- Прошлогоднее приглашение вас с братом в национальную сборную многие сочли запоздалым. А вы как считаете?
- До этого и я, и Артем много лет играли за "молодежку" Армении и были уверены: рано или поздно этот день настанет.
Грайр АРУТЮНЯН