Газета Спорт-Экспресс № 174 (2667) от 2 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЗА 9 МЕСЯЦЕВ МОЖНО ИЛИ УМЕРЕТЬ, ИЛИ ОСЛЕПНУТЬ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
"Прощай", - сказал однажды Хаджа Насреддин своему знакомому, который страшно удивился, поскольку через год их пути должны были непременно пересечься. "Но за год может многое измениться: или ты ослепнешь и меня не увидишь, или ты умрешь, и я тебя не увижу", - со свойственным ему остроумием ответил Насреддин.
Эта история всякий раз приходит мне на ум, когда в начале ноября заканчивается наше российское первенство и становится ясно, кто именно через девять месяцев будет представлять отечественный футбол в престижных европейских турнирах. За исключением команды, которая вскоре после победы в Кубке страны стартует в Кубке УЕФА, а в прежние времена стартовала в Кубке кубков. Кстати, быть может, как раз это обстоятельство и сыграло определенную роль в победах киевских динамовцев в Кубке кубков. Летом 74-го и 85-го они завоевывали отечественный Кубок, после чего становились участниками кубкового евротурнира.
Однако я бы не стал в любом случае проводить параллели между советским и российским клубным футболом. Во-первых, потому, что ситуация - по крайней мере в высшем обществе - не менялась в ту пору с такой калейдоскопической быстротой, как нынче, а во-вторых, потому, что задача низших лиг состояла прежде в том, чтобы подготовить резервы для элитного дивизиона. Сейчас же любой клуб, независимо от ранга турнира, преследует прежде всего спортивную цель, а значит, при переходе на систему "осень - весна" придется считаться с их интересами. На самом деле трудно себе представить, чтобы высший дивизион играл по одной системе, а первый или второй - по другой.
Но если мы хотим чего-то добиться на международной клубной арене, то рано или поздно придется определять достойных для стартов в еврокубках, образно говоря, не позавчера, а сегодня. За девять месяцев в российском футболе при его нестабильном материальном положении, при, на мой взгляд, дефиците классных тренеров и игроков, команды, взлетевшие наверх в прошлом сезоне, уже в следующем могут развалиться как карточный домик (примеров на этот счет множество). В противном случае мы рискуем сократить представительство российских команд в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА до минимума, ибо неудачи уже на первом этапе окажутся в этом плане роковыми. Представляете, насколько обеднеет наша футбольная жизнь, если мы перестанем играть с европейскими грандами, к чему уже так привыкли.
Да, для относительно серьезной перестройки в отечественном футболе потребуются капиталовложения. Но как говорится, нет худа без добра. Руководители клубов вынуждены будут экономить на покупке на внутреннем рынке посредственных игроков, что не стоят тех баснословных сумм, которые за них сегодня платят, на "королевском" приеме судейских бригад и, что не менее важно, поломают головы над тем, как развить финансовую клубную деятельность, позаимствовав опыт ведущих футбольных стран.
Ну а с теми, кто не захочет идти в ногу со временем или опережать его, предпочитая топтаться на месте, футбол, подобно Хадже Насреддину, распрощается надолго. А может, и навсегда.